И пусть император подождет…

Великий Карл предпочитал создавать другие, прекрасные образы

5 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4391 (6096) от 5 сент. 2018

Как гений русской живописи опередил свое время и почему не захотел создавать портрет императора

У нас в России тоже есть свой Карл Великий. Точнее, Великий Карл. Но прославился он отнюдь не завоеваниями или созданием империй. Нет, наш Карл покорил мир талантом и красотой, этим талантом созданной, – своей живописью. Он и сегодня остается одним из тех художников, которые представляют во всем мире именно русское искусство. Имя его – Карл Брюллов. 

Выставка работ великого живописца из собрания Государственного Русского музея открылась на днях в Приморской картинной галерее. 46 оригиналов – от рисунков и уникальной акварели до шедевров, созданных маслом, – такое, знаете ли, нечасто увидишь столь далеко от Москвы.

С Рафаэлем наравне

– Проект «Великий Карл» – первая наша масштабная работа с Русским музеем, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – За всю историю существования галереи таких совместных проектов еще не было, хотя Русский музей для нас – один из самых важных партнеров. Еще в середине прошлого века именно там был создан консультационно-методический отдел по работе с музеями России, и благодаря ему все музейщики страны получали помощь, ценнейшие консультации, в том числе реставраторов, рекомендации. Для всех нас Русский музей – наставник и друг. А о масштабной выставке мы мечтали давно. Но только в прошлом году, когда Владимир Гусев, директор Русского музея, выступал на ВЭФ и побывал в нашей галерее, возникла идея выставки – именно большого проекта с показом работ такого великого живописца, как Карл Брюллов. 

Это имя… Не передать, какое чувство гордости за русскую живопись я испытала, когда в галерее Питти во Флоренции в ряду великих итальянских мастеров увидела портрет кисти Брюллова! А там, между прочим, висят работы Рафаэля, других величайших живописцев эпохи Ренессанса, например. Недаром Карла Брюллова уже при жизни называли Великим Карлом.

Помню, и как впервые увидела работы Брюллова вживую. Это была выставка к 200-летию мастера в Русском музее. Нет, конечно, и в школе, и в художественном училище нам давали огромный иллюстративный материал, и я прекрасно знала работы Карла Павловича, но в книгах, альбомах они не производили очень сильного впечатления. И лишь увидев оригиналы его картин, я поняла, какой силы эта живопись, какой мощи! Поэтому в жизни любого человека увидеть оригиналы Брюллова – это огромное, на мой взгляд, событие. И я рада, что теперь это смогут сделать и жители Приморья. 

Работа над проектом велась год. Григорий Голдовский, один из ведущих специалистов по творчеству Брюллова, участвовал в формировании экспозиции и даже здесь, во время развешивания работ, давал советы, какие картины где нужно разместить, чтобы они идеально дополняли друг друга…

На выставке представлены работы Карла Брюллова разных лет, жанров, в разной технике. Вот чудесная, словно перышком нарисованная акварель «Итальянское семейство», а вот карандашные рисунки (Брюллов, кстати, считался непревзойденным рисовальщиком). Вот эскизы к росписям Казанского и Исаакиевского соборов, эмоциональная и страстная работа «Гибель Лаокоона», а вот чудесная жанровая картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» – такая солнечная, такая дышащая зноем и негой, такая живая. Вот портреты работы Карла Павловича, а вот его дивная «Вирсавия». 

Библейская легенда о том, как нагота прекрасной Вирсавии пленила царя Давида, увидевшего ее с балкона своего дворца, вдохновила Брюллова необыкновенно. Он писал эту картину на открытом воздухе в окружении парковой зелени, стремясь наполнить картину светом, показать идеальную красоту человека, добиться жизненной полнокровности. Его «Вирсавия» дышит радостью и счастьем…

«Пушкин русской живописи»

– Хотелось бы дополнить мысль о том, что Карл Брюллов – русский художник всемирного масштаба, – продолжает разговор Григорий Голдовский, заместитель директора Русского музея по научной работе. – Его картины вы увидите не только в галерее Флоренции, но и в музеях Болоньи, Рима, Вашингтона, Нью-Йорка. Именно он представляет русское искусство во многих музеях мира. 

Карл Брюллов был не просто гениальным художником, он был исключительной личностью, человеком глубочайшей художественной и творческой свободы. Я уверен, что для русской живописи Брюллов был тем, чем для русской поэзии был Пушкин: он опередил свое время, остался на все времена Карлом Великим. Как бы впоследствии ни шельмовали его творчество, какие бы язвительные реплики ни отпускали в его сторону критики, Брюллов, как и Пушкин, жил, «хвалу и клевету приемля равнодушно и не оспаривая глупца»… 

Уникальность Брюллова вот еще в чем. Многие художники позволяли себе повторять мотивы, художественные приемы. Например, Айвазовский написал более шести тысяч произведений, и многие из них частично повторялись по сюжетам, мотивам, фрагментам. Все они великолепны, но тем не менее… И такое можно встретить у многих художников. Но не у Брюллова! Каждое его произведение уникально, для каждого он искал свое настроение, подходящий момент. 

Его живопись – вечное искусство, не зря Баратынский написал: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день!» А Гоголь говорил, что живопись Брюллова – светлое воскресение русской живописи, которая до этого находилась в летаргическом сне. 

В Италии Брюллова считают национальным гением, а уж о том, что он гордость великороссов, и говорить нечего.

Брюллова всегда ценили на родине, и пусть вас не смущают комментарии и пасквили «демократического» критика Владимира Стасова, он много про кого гадости писал, ратуя «за простой народ». Величие Брюллова как раз в том, что к нему все ярлыки, вся клевета не прилипали, они остались в прошлом, а его творчество восхищает и сегодня.

Кстати, знаете ли вы, что Пушкина в свое время тот же Фаддей Булгарин раскритиковал в своей «Северной пчеле» в статье «Кто такие узрюли?» за фразу из «Онегина»: «Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет»? А Стасов про Брюллова писал вот что: вина Брюллова в том, что он… слишком талантлив и на его фоне все остальные русские художники меркнут, поэтому Брюллова надо «убить», чтобы освободить поле для других…

Брюллов был самостоятельным в решениях, свободным человеком. Он отказался рисовать портрет Николая Первого, и, кстати, не раз бывали ситуации, когда император приезжал в мастерскую к Брюллову, но слышал: «Художник занят, работает». И уезжал ни с чем… 

Мы отобрали для Владивостока очень престижные картины, очень важные и значимые для творчества Брюллова, такие, которые представляют все этапы и жанры его творчества, включая чудесную графику и акварели (а я вам скажу, что его акварели мы обычно даем в другие музеи крайне неохотно, но не в случае с Владивостоком). Всего у нас в фондах 72 работы Карла Павловича, во Владивосток привезли мы треть. И хотя «Последний день Помпеи» привезти не удалось по техническим причинам (размер люка в грузовом отделении самолета или размер фургона, в котором повезут картины из аэропорта, не создают, увы, с учетом размеров полотен великих мастеров), я отмечу, что эскиз к этой картине, который мы привезли, максимально близок к окончательному варианту произведения.

Брюллов говорил: «Пока я рисую, я живу». И я счастлив, что мы смогли привезти сюда выставку Великого Карла.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ