А где твое место в «шкале роста»?
Почему бы нам, людям продвинутого века, не попробовать дотянуться до свершений предков
Уникальная выставка под необычным названием «Шкала роста. Трудами вашими здесь Россия» открылась в Музее города на Петра Великого, 6. Она небольшая – это если говорить о количестве занимаемых залов. Но она просто огромная, если посчитать, сколько информации она в себя вмещает и какой посыл несет.
Вот сколько вам лет, читатель? К чему этот вопрос? Объясним. Вы знали, что, к примеру, Владимир Арсеньев начал исследование Уссурийского края в 28 лет, а с 33 лет проводил ряд сложнейших экспедиций для сбора военно-географических и естественно-научных данных? Или что Макс Кюсс сочинил вальс «Амурские волны» в 35 лет? Что Яков Семенов стал городским старостой Владивостока, когда ему было 39 лет? А цесаревич Николай заложил в нашем городе Транссибирскую магистраль, названную и ставшую по факту Великой, в 23 года...
Вот стоишь у такой «шкалы роста» и поневоле задумываешься: а чего ты добился в свои годы и чем отметился на общественной ниве? Что будут помнить о тебе люди и будут ли помнить вообще? По замыслу организаторов выставки, именно такие мысли она и должна будить в головах и сердцах зрителей.
По волнам нестойкой памяти
«Шкала роста. Трудами вашими здесь Россия» – это 21 графический лист, кратко, но емко рассказывающий о людях, внесших свой вклад в развитие Владивостока и Приморья, в создание имиджа нашего города и края. А выполнила эти коллажи известная приморская художница Лидия Козьмина.
– Главное, с чего хочу начать: это не моя персональная выставка. Это проект, посвященный Владивостоку, это посыл нашему обществу, своего рода призыв к служению Отечеству, – объясняет Лидия. – История создания выставки просто прекрасна. Потому что это замечательно, когда художникам, творческим людям предлагают сделать проект об истории города и конкретных личностей, связанных с ним. Здесь представлены люди, которые внесли огромный вклад в развитие Владивостока, в создание его образа, сохранение его истории.
Эти личности отбирались коллективно, каждый вносил свои предложения, мы и с музеем советовались, в итоге создан 21 портрет. Да, разумеется, их может быть и 42, и больше, но это был наш отбор – тех людей, кто придумал этот проект.
Получив это предложение, я немного растерялась и испугалась, ведь я пишу в другом стиле, а тут такой серьезный патриотический проект. Я думала: адмиралы, генералы, предприниматели – как же я их всех изображу? К тому же нужно было сконцентрировать на небольшом листе и информацию о человеке, и визуальное отображение его истории. Вот как связать личность, например, Дмитрия Старцева, его историю и современность, ту память, что осталась о нем? И тут очень помогли встречи с инициаторами выставки, с музейщиками, которые рассказывали нам об этих людях.
Постепенно вызревало и графическое решение: нужно не рисовать портреты наших героев, необходимы фото. Также было решено делать коллажи, в которых обязательно будет отражено то, что осталось вещественно от человека, пусть это даже не его дом, если он не сохранился, а памятник ему или его соратникам. Конечно, иногда бывало трудно, потому что, к примеру, наследие Михаила Янковского было почти полностью уничтожено, даже дома не осталось. Удивительно: человек так много сделал для Приморья, а рисовать его дом пришлось по фотографии прошлого века.
Также я включала в коллаж исторические факты. Например, на листе с цесаревичем Николаем есть изображение крейсеров, на которых он прибыл во Владивосток. Или вот шкипер Гек: было трудно найти объекты, которые были бы связаны с ним и сохранились по сей день, дом Гека во Владивостоке так переделан, что его и не узнать. Поэтому я подумала о географических объектах и море и изобразила маяк на полуострове Гамова – и как символ высоких стремлений и служения Родине, и как объект, который не раз видел шкипер во время своих плаваний. Кстати, именно поэтому – как символы высоких целей – маяки изображены на нескольких листах, посвященных разным людям морской профессии.
А еще оказалось, что многие из героев выставки собирали разные коллекции, которые потом передавали в музеи. Поэтому, например, на листе шкипера Гека изображена фигурка из этнографической коллекции, подаренной им музею.
Или взять историю купца Михаила Шевелева. Он был меценатом и много пожертвовал на создание Восточного института, поэтому на его листе я изобразила львов, которые стоят на входе в здание этого вуза (ныне один из корпусов ДВФУ) на Пушкинской.
Скажи: какой ты след оставишь?
– Очень надеюсь, что зритель, внимательно рассматривая выставку, задумается, почему на листе изображено именно это, и начнет искать информацию о человеке, узнает столько же интересного и важного, сколько узнала я. Да, чтобы сделать все точно, мне пришлось много читать, изучать, консультироваться с научными работниками. Но как много я узнала! Меня дома даже стали называть Лида-краевед, – смеется художница. – Над проектом я работала полгода, и, скажу честно, мне было трудно отказаться от своего стиля, работать в совершенно другом жанре. Мне приходилось себя сдерживать, чтобы не изобразить на листах что-то мифологическое, как я люблю. Но я понимала, что сказочность, мифологичность здесь неуместны. Это документальная работа.
Проект, на мой взгляд, получился очень живой. По идее, он может помочь потенциальным меценатам задуматься о том, какой вклад они внесли или могут внести в развитие Владивостока, в реставрацию старины, в сохранение его истории. Но не только к меценатам он обращен, к обычным горожанам тоже. Ведь у каждого, говорит он об этом вслух или нет, есть своя «шкала роста», свои достижения и мысли о том, что он сделал не только для себя, но и для других.
Этим проектом мы хотим говорить со зрителем о добре, меценатстве, о любви к Родине, о наших корнях, рассказать молодежи о том, чьими трудами создавались Приморье и Владивосток. Кстати, дизайн выставки получился очень современным, молодежным, спасибо дизайнерам музея имени Арсеньева.
Задумайтесь: Алексей Шефнер назначен командиром Владивостокского порта в 40 лет, в 44 он стал председателем Морского собрания. Евгений Бурачек в 23 года совершил кругосветное путешествие на клипере «Разбойник», в 25 стал командиром поста Владивосток.
Андрей Попов в 37 лет командовал отрядом из корвета и клипера, пришедших из Кронштадта для исследования русского Приморья, а в 40 стал командиром Тихоокеанской эскадры. Михаил Янковский в 37 лет основал сельскохозяйственную ферму и конный завод в Сидими, в 42 года обнаружил раковинные кучи, позже вошедшие в науку как янковская археологическая культура. Михаил Шевелев в 41 год стал управляющим по разработке нефти на Сахалине… У этих людей была такая «шкала роста», о которой нам можно только мечтать. Но почему бы не попробовать дотянуться?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ