Кодить с пеленок?

Пойдут ли детям на пользу учебники по языкам программирования для самых маленьких

29 авг. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4387 от 29 авг. 2018

Современные дети поражают своей технологической продвинутостью не только бабушек с дедушками, но и молодых родителей. Они еще и ходят неловко, и говорить толком не умеют, зато, как найти любимый мультик на «Ютубе», знают точно. Малыши вместо погремушек тянутся к смартфонам мам и пап, а дошколята предпочитают проводить время в игровой реальности вместо дворовой.

«Нельзя опережать план природы, это чревато разочарованием или проблемами с психикой в будущем»

«Учитывая «любовь» детей к книгам, они, скорее всего, будут лежать аккуратной стопкой на полке на удивление гостям»

И тут у взрослых есть только два варианта: бесконечно выгонять дитя на улицу, вытаскивая из его рук телефон или мышку, либо смириться и направить продвинутую энергию в мирное русло. 

Вместо сказок – языки программирования

Последние пару лет приморские СМИ (и газета «Владивосток» в том числе) то и дело сообщают о разных мастер-классах и даже соревнованиях по программированию и робототехнике для детей. А на полках книжных магазинов все чаще можно увидеть красочные пособия по программированию для юного поколения. 

Удивительно, но книги эти рассчитаны на детей уже с восьми лет и учат от и до разбираться в основных и самых популярных языках программирования: «Свифт», «Питон», «Скрэтч» и «Джава Скрипт». Авторы пошагово, с картинками и максимально понятными примерами, учат младшеклассников писать коды, затем простенькие программки. Завершается курс созданием полноценных приложений и игр. 

Самым маленьким ребятам (от восьми лет) издатели рекомендуют учиться самому простому языку – «Скрэтч». С его помощью можно легко написать свою игру. Авторы одного пособия начинают с объяснения принципов логики и построения кода, объясняют, как выстроить простую последовательность действий. Например, заставить кота пойти вверх, оттолкнуться от верха экрана и пойти вниз. Для каждого такого движения есть определенный набор функций. Чем дальше по книге, тем сложнее действия и интереснее игра.

Автор другой серии книг пошел дальше: предложил фанатам одной из популярнейших игр «Майнкрафт» одновременно играть и изучать язык программирования «Питон». Во время игры школьники смогут, по замыслу автора, самостоятельно создавать новые объекты и перемещаться в пространстве с помощью кода.
Не надо бежать впереди паровоза

– Идея обучения детей программированию в игровой форме не нова и в целом очень перспективна, – комментирует программист Антон Ярцев. – Любимая игра может здорово мотивировать детей на изучение языка программирования, необходимого для построения собственных проектов в мире игры. Отмечу, речь в этой книге идет о «Питоне» – это просто более удобная и, на мой взгляд, правильная система подачи сложной для понимания информации ребенку. Несомненно, эта книга будет понятна детям. 

Однако, по мнению Антона, восьмилетнему ребенку изучать именно этот язык программирования рано. Такое же мнение программист высказал и насчет других книг серии: интересно, понятно, но не для восьмилеток.

– «Питон» – это высокоуровневый, объектно ориентированный язык программирования. Начинать изучение программирования с этого языка может быть не совсем удачной идеей, несмотря на то что этот язык входит в десятку самых простых для изучения языков программирования. В книге информация представлена очень доходчиво и вполне пригодна для детей, но, по моему мнению, чтобы начать изучение такого языка, ребенок должен быть знаком хотя бы с базовыми понятиями информатики, такими как двоичная система исчисления и построение алгоритмов. Но это явно будет трудно для детей, едва начавших изучать умножение и деление, – объясняет Антон Ярцев. – Второй язык, который предлагают авторы книг, – «Свифт», он служит для разработки приложений для систем iOS, macOS и Linux. Так же, как и «Питон», он является объектно ориентированным языком. Это далеко не самый простой язык программирования, и начинать изучение программирования с него я бы не рекомендовал. Помимо базовых знаний информатики, которые необходимы ребенку, он еще должен уметь обращаться с такими системами, как macOS и Linux.

Наш эксперт считает, что начинать изучать программирование сразу со сложных, «взрослых» языков, да еще и в восемь лет – идея сомнительная и, скорее всего, провальная. Сложность языка может отбить у детей интерес к программированию в целом.

– Если у ребенка, только-только начавшего обучение в школе, все же появилось желание изучать программирование, начните с простых языков: «Лого» или «Скрэтч», – советует Антон Ярцев. 

Кто последний на курсы программирования?

Идею авторов книг по обучению языкам программирования для детей поддерживают и работники просветительской сферы нашего города: программирование и вообще все, что связано с компьютерами, пользуется популярностью, к примеру, в молодежной библиотеке «БУК» муниципального учреждения «Владивостокская централизованная библиотечная система».

– У нас часто проходят разные мероприятия, связанные с технологиями, программированием и играми для детей, – рассказывает Алиса Плюхина, руководитель проектов библиотеки «БУК». – Причем курсы рассчитаны на детей с шести лет. Например, на встрече со школой «Алгоритмика» ребята учились азам программирования, создавая игры. Еще был курс «IT-лаборатория», предназначенный для старшеклассников.

По словам Алисы Плюхиной, тема программирования и IT пользуется огромной популярностью у детей и их родителей. Многие признают, что за этим направлением будущее, записываются на курсы и постоянно спрашивают новые книги.

Не все так просто

Однако не все готовы рукоплескать авторам идеи учить программированию (кодить, говоря языком самих программистов) с пеленок. Тревогу бьют, в частности, психологи. Корреспондент «В» поговорил с Оксаной Лосовой, семейным психологом, психотерапевтом, членом совета общественной организации «Матери России». Дипломированный специалист считает, что ничего хорошего из столь раннего увлечения ребенка компьютером не получится.

– Сейчас модно заниматься ранним развитием детей, и это касается не только компьютерных технологий, конечно. Но ничего позитивного в идее раннего обучения программированию нет, потому что природой заложено иное – развиваться постепенно. Ведь, например, дерево не может сразу стать большим: сначала надо посадить семечко, ухаживать за ростком. Вырастет маленькая веточка и затем будет долго развиваться в большое дерево. Так же происходит и с человеческим организмом, и с мозгом. Нельзя опережать план природы, это чревато разочарованием или проблемами с психикой в будущем, – подчеркивает психолог.

По словам Оксаны Лосовой, в возрасте семи-восьми лет у детей должны формироваться навыки общения и движения. Дошколятам и младшеклассникам нужно активно двигаться и играть, делать что-то руками. Именно в этих процессах детский мозг учится формировать межнейронные связи. 

– В этом возрасте необходимо учить детей другим вещам, которые тоже пригодятся в жизни, а программирование никуда не денется. В противном случае мы получим нежелательные последствия: привычка к сидячему образу жизни, проблемы с кровоснабжением, зрением, общением, – добавляет Оксана. – Не надо пытаться развить то, что задумано проявляться гораздо позже.

По мнению психолога, начинать знакомить детей с программированием можно не раньше 14-15 лет: именно тогда организм и, главное, мозг готовы к такой работе. 

– Если мы все же говорим о раннем развитии и желании учиться писать коды уже в семь-восемь лет, то надо хотя бы ограничить время, которое ребенок проводит перед экраном. Не более 1 часа и 15 минут в день. Учтите, что это максимально допустимое для детей время в течение дня для взаимодействия с любыми экранами: компьютером, телевизором, планшетом. Кроме того, в этом времени необходимо делать перерывы, причем чем чаще, тем лучше, – объясняет Оксана Лосова.

Книжка – для полки?

Если к самой идее учить детей программировать с начальной школы опытные специалисты относятся с энтузиазмом, то вот способ объяснять азы написания кодов в бумажных книгах кажется им парадоксальным.

– Я думаю, что, если бы у меня в восемь лет были подобные книги, мало что изменилось бы, – считает программист Антон Ярцев. – Возможно, я бы выбрал другие языки программирования, а не те, что использую сейчас. Возможно, дальнейшее изучение языков проходило бы мягче, но это далеко не факт. Учитывая «любовь» современных детей к книгам вообще, эти пособия лежали бы аккуратной стопкой в шкафу или на полке на удивление, скажем, гостям. 

По словам IT-специалиста, для изучения программирования сейчас существует огромное количество иных способов: игры, ролики на «Ютубе», информативные и очень удобные сайты, форумы и сообщества, всевозможные статьи в Интернете. Информация всегда открыта, находится в свободном доступе и, что немаловажно, абсолютно бесплатна.
– Взрослые и дети, действительно интересующиеся программированием, смогут без труда научиться этому на основе бесплатной информации из Сети, – резюмирует Антон Ярцев.

Автор: Анна МИРОНОВА