Битие определяет наказание?
Что делать, если вы стали жертвой незаконного насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов
До сих пор в правоохранительных органах до конца не искоренена порочная практика насильственного «выжимания» сведений и признаний у подозреваемых. Виновен человек или нет, пытки в России запрещены в любых случаях и формах. И пока «молчунов» больше, чем ответственных граждан, эта практика будет продолжаться.
Об этом, а также о том, куда нужно обращаться людям, к которым было применено незаконное насилие со стороны защитников правопорядка, рассказывает Игорь Поляков, адвокат и ведущий программы «Приморский адвокат» на 8-м канале (Владивосток).
Что такое пытки
По словам адвоката, применение такого насилия характерно для оперативных работников полиции. В редких случаях – таможни. Что же касается ФСБ и следственных органов, то они, как правило, физическим воздействием не грешат.
– Причины, по которым применяется насилие к людям, банальны, – говорит Игорь Поляков. – Поскорее раскрыть преступление, упростить оперативную работу, ускорить результат в виде признания вины задержанным гражданином. Казалось бы, благие цели. Если человек действительно совершил преступление, обложен очевидными доказательствами, но отпирается от собранных улик, у оперативника возникает искушение: почему бы не дать ему подзатыльник? Но тут есть три основных момента, которые необходимо учитывать.
Первый: ни при каких обстоятельствах сотрудники правоохранительных органов не имеют права применять насилие в целях получения информации.
– Задержан участник организованной преступной группы, которая занималась хищениями имущества, – приводит пример адвокат. – В отделе полиции его «повоспитывали», помяли слегка бока. И тут внеплановая прокурорская проверка условий содержания в камерах лиц, доставленных по подозрению в совершении преступления. Проверка выявила у задержанного многочисленные побои. Оперативники растерялись, засуетились. В итоге прокурором было принято решение в такой ситуации прекратить задержание и выпустить человека.
По закону полицейским запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Более того, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физические и нравственные страдания.
Страх – причина самооговора
Второй момент, который надо понимать: прибегнув к насилию, сотрудник полиции легко переходит грань, когда невиновный начинает признавать вину, просто боясь побоев.
– Еще свежа в генетической памяти наших людей сталинская репрессивная система с ее издевательствами над личностью и расстрелами, – напоминает адвокат. – И люди зачастую из-за обычного человеческого страха и слабости готовы признаться во всех грехах, оговорить самих себя: я признаюсь, только не бейте меня. В таком состоянии человек подписывает, не читая, любые бумаги. Даже чистые листы. И его не бьют за это. Кому нужно такое признание?
По словам эксперта, подобные примеры самооговоров в практике встречаются регулярно. Со временем находятся настоящие преступники, воры и убийцы. А невинно осужденным, отбывающим срок в колониях, пересматривают приговор. Их оправдывают, выпускают на свободу, потому что в основе обвинительных приговоров лежали признательные показания, данные в результате побоев и страха.
Под одну гребенку
Третий момент: насилие по отношению даже к виновному человеку может перерасти в самооговор или признание вины в эпизодах, в которых этот человек не участвовал, или признание вины по статьям Уголовного кодекса, которые не подпадают под его действия или неправильно отягчают его вину.
– Задерживают на месте преступления вора – домушника-одиночку, – делится примером адвокат. – К нему применяют пытки, и он признается в аналогичных преступлениях, совершенных ранее в этом же доме. Чуть позже задерживают преступную группу, которая этот дом и обчищала. Расследование началось заново. Обвинения с незадачливого воришки были сняты.
Или другой пример. Задерживают киллера. Начинают с ним усердно работать. Он признается в ряде заказных убийств. Организовываются и проводятся следственные действия с его участием, задействуются эксперты, следователи, расходуются деньги на перелет в другой регион для проверки показаний на месте, где спрятаны останки трупов. Привлекается конвой, тратятся человеческие ресурсы, время, дополнительные средства. Результаты нулевые: понятно, что не он совершал эти преступления. В итоге прокуратура приходит к мнению, что человек себя оговорил.
Незаконное обвинение никому не нужно. Оно не восстанавливает справедливость, не решает цели и задачи, которые стоят перед законом. Главное, оно затягивает процесс. Виновный остается на свободе. Это очередной удар по психике потерпевших, которые были уверены, что преступник был пойман. А оказывается, это не тот человек. Потерпевшие упрекают полицию: чем же вы все это время занимались? Зачем держали в СИЗО невиновного? Время прошло, упущено. Преступление остается нераскрытым. Преступник на свободе.
Без насилия не обойтись?
Разновидностей насилия и пыток очень много. Наиболее распространенные: длительное приковывание наручниками к батарее, сильное затягивание наручников, чтобы у человека появлялись раны, пинки ногами по разным частям тела, шлепки ладонями по ушам, лицу, подзатыльники, иные болевые удары, которые не оставляют синяков и ссадин, надевание пакета на голову для удушения, скручивание человека в разные неудобные позы, которые через несколько минут вызывают болевой шок (самая известная из них – «ласточка»), поджигание частей тела зажигалкой.
– Зачастую приходится сталкиваться с мнением: если не применить насилие, как тогда раскрыть преступление? – отмечает Игорь Поляков. – Наркосбытчик или убийца молчит, сам не сдается и других не сдает. Что делать? Отпускать их восвояси? Нет. Нужно использовать целый арсенал законных возможностей, которые свидетельствуют о профессионализме работников силовых ведомств. Это и психологические методы, и тактика проведения оперативных мероприятий, и грамотное предъявление подозреваемому обвинительных улик, при очевидности которых он поймет безуспешность отпирательств. Не надо забывать, что преимущественно раскрытие преступлений происходит без применения насилия.
Право на защиту
– Иногда мне задают вопрос: имеет ли человек право, если к нему применяют незаконное насилие, защищаться? – говорит адвокат. – То есть возникает ли право необходимой обороны в отношении должностных лиц? Вопрос сложный. Если к вам применяется очевидное незаконное насилие с пытками со стороны сотрудников правоохранительного ведомства, то, безусловно, вы, как любой гражданин, имеете право необходимой обороны. Но все зависит от конкретной ситуации и возможности доказать факт того, что примененная оборона действительно была зеркальной, адекватной мерой на причинение незаконного насилия.
Иногда сотрудники полиции выворачивают ситуацию наизнанку, и человек, который подвергался пыткам, сам «становится» преступником, который оказывал сопротивление полицейским. Нужно учитывать множество факторов. Я могу только декларировать ваше право на ответные меры. Но не могу советовать. Это ваше право действовать исходя из сложившейся ситуации, ваших возможностей.
– Только если насилие в отношении вас очевидно незаконно и неоправданно, тогда вы становитесь потерпевшим, – подчеркивает Игорь Поляков. – Например, если при задержании преступник не оказывает сопротивления, но его все равно избивают. Или человека откровенно пытают. Факт превышения должностных полномочий налицо. Применяются соответствующие статьи Уголовного кодекса. Если насилие заканчивается увечьями, причинением вреда здоровью, эти действия могут квалифицироваться по отдельным статьям УК РФ.
Кому жаловаться
Куда обращаться человеку, если в отношении него совершено незаконное насилие, и каков алгоритм действий в таких случаях?
Во-первых, есть бюро судебно-медицинской экспертизы, куда можно обратиться для проведения первичного медицинского освидетельствования и фиксирования побоев. Если причинен вред здоровью, не следует отказываться от госпитализации в стационар: при поступлении туда необходимо сообщить причины полученных травм. На основании этой информации медики дают телефонограмму в полицейское управление, и все это оформляется документально.
Также можно позвонить дежурному в Следственный комитет, по телефону доверия управления внутренних дел. Разговор происходит в режиме автоответчика. После звукового сигнала заявителю необходимо указать свои Ф.И.О., номер контактного телефона, адрес, после чего сообщить о факте применения к нему насилия.
Можно позвонить дежурному прокурору края, подать письменное заявление в Следственной комитет по месту нахождения того отдела полиции, где применялось насилие.
Можно подать письменную жалобу в прокуратуру. Это можно сделать лично или посредством электронного сервиса услуг. Вариантов много.
Нужно ли опасаться в таких случаях мести со стороны сотрудников правоохранительных органов?
– Я считаю, что нет, – говорит Игорь Поляков. – Придание факту насилия гласного характера является сдерживающим фактором для дальнейших незаконных действий силовиков. Поскольку начинаются служебные проверки, применяются меры прокурорского реагирования. Многие люди до сих пор верят в ошибочный стереотип о том, что жаловаться бесполезно и не стоит, что рука руку моет, что прокуратура и Следственный комитет не заинтересованы в раскрытии таких дел и ничего не сделают. В опровержение скажу: если все делать правильно и грамотно, результат обязательно будет положительным.
К сожалению, большинство подобных преступлений относится к латентной преступности, то есть скрытой, невыявленной. Почему? Потому что люди никуда не пишут, никому не жалуются, не хотят связываться с силовыми органами. Если вам комфортно оставаться в образе молчаливой жертвы, то так тому и быть. Но если вы решили защитить свои права всеми доступными методами, то теперь вы знаете, как можно и нужно это делать.
Буква закона
Насилие по отношению к задержанному гражданину может носить и законный характер (пытки при этом все равно исключены). Например, при задержании преступника силовики его скручивают. Но это не порождает у задержанного права необходимой обороны. Другой пример: задержанный пытается выбежать из отдела полиции, скрыться. Его останавливают, сбивают с ног. Тоже оправданное и законное насилие. Или задержанный агрессивно ведет себя, сам провоцирует конфликт. Тогда к нему применяются соответствующие методы физического воздействия. Законно.
Что такое пытки? В профильной международной конвенции под пытками подразумеваются любые действия, которыми человеку причиняются сильная боль, физические или нравственные страдания, чтобы получить от него сведения или признание, наказать его за действия, которые он совершил или в которых подозревается.
Конституция РФ также закрепляет это положение. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Те же запреты содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Автор: Евгений СИДОРОВ