Один в поле не бизнесмен

Опыт предпринимателя: можно ли построить свое дело на хобби

14 авг. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4378 от 14 авг. 2018

Организовать собственное дело, которое принесет не только доход, но и удовольствие, мечта очень многих людей. Только вот немногие решаются стать предпринимателем, еще меньше тех, кто знает все тонкости, законы и правила ведения бизнеса.

«Клиенты, уверенные, что вязание – это дешево, исчезают, когда узнают цену на пряжу»

«В начале пути мне говорили: «Ну молодец. А когда на работу?»

Но, как показывает практика, начало собственного дела не всегда бывает продуманным и хорошо спланированным. Порой бизнес может зародиться… со случайного поста в соцсети, как и произошло с собеседником «В», рукодельницей Ольгой Артеменко. После ухода в декрет девушка не хотела оставаться только мамой и домохозяйкой – решила попробовать начать свое дело.

– Несколько лет работала в рекламном отделе одной компании, а сейчас моя основная работа – быть мамой. Но все свободное время посвящаю вязанию. Вязать, шить, вышивать, плести макраме и изделия из бисера начала еще в детстве, лет с восьми точно. Этому научилась у мамы – инженера-технолога швейного производства. Она всегда что-то шила, декорировала, вязала… К тому же мое детство пришлось на 90-е годы, эпоху дефицита, и многие тогда вынуждены были рукодельничать – сами шили и вязали себе обновы. Вязание у меня получалось лучше всего, поэтому продолжила им заниматься, когда особой необходимости в этом уже не было, – в магазинах появились товары на любой вкус и кошелек. Но я продолжала вязать наряды, правда, только себе, поскольку тогда ручное вязание не котировалось среди модниц.

– С чего началось ваше дело? Долго ли решались на этот шаг?

– Открыть магазин ручного трикотажа и аксессуаров – это моя заветная мечта, еще с детства. У моей мамы были ателье по пошиву одежды и небольшой магазин, в котором продавали наряды. Мне хотелось развить этот бизнес, но не хватало ни знаний, ни средств, ни уверенности в успешности такого дела. Ателье давно закрыли, но мечта осталась… 
А мое предпринимательство стало естественным продолжением хобби. Просто в какой-то момент надоело быть только мамой в декрете, и я разместила в Интернете фотографии связанных мною вещей. Тут же предложила свои услуги – вязание на заказ. Первые клиенты пришли буквально через несколько дней после объявления. Женщина прислала мне фотографию шарфа с рукавами из Интернета и попросила повторить.

– Как развивалось ваше начинание? Как искали покупателей и рекламировали себя?

– Когда выставляла фото готовых изделий на продажу, старалась, чтобы вещь выигрышно смотрелась, заманчиво, так сказать… Но в первую очередь уделяла огромное внимание качеству изделий: никаких торчащих ниток, никакой кустарщины, ставила невысокие цены. И клиенты приходили сами. Тогда основными каналами продаж были соцсети, в качестве торговой площадки они только начали развиваться. Но сейчас в соцсетях очень большая конкуренция, не факт, что тебя даже с шедевральным предложением вообще заметят…

– Но вещи, сделанные вручную, все равно пользуются спросом? Что сейчас в моде из вязаной одежды?

– Конечно, людям всегда нравится эксклюзив. Понемногу выходят из моды вещи из крупной пряжи, с множеством кос и объемных узоров. Сейчас на пике спроса длинные кардиганы – очень удобно и практично, а для нашего ветреного климата особенно. На прохладную погоду из шерсти, на теплую – из хлопка. Из летнего ассортимента самые востребованные – вязаные топы на бретелях. Естественно, они должны быть из легкого материала: хлопка, вискозы, шелка или льна. 

Почти всегда, заказывая изделия, клиенты сначала выбирают натуральные материалы, причем наилучшего качества. Но, узнав, во сколько обойдется наряд из нитей экстра-класса, тут же соглашаются на более дешевые составы. Например, мериносовую шерсть, кашемир или кид-мохер (намного нежнее обычного мохера из-за добавления в структуру шерстяной нити шелка. – Прим. авт.) можно заменить аналогами, в составе которых помимо шерсти есть искусственные нити. И тогда, например, шарф из акрила с шерстью обойдется в 200 рублей, не считая работы. За шарф из мериносовой шерсти пришлось бы заплатить в пять раз больше. 

Кстати, многие потенциальные клиенты исчезают на этапе узнавания цены материала, они думают, что вязание на заказ обойдется дешевле, чем ширпотреб на китайском рынке. 

Ручную работу не с кем разделить  

– Какие были трудности на первом этапе? Родственники поддерживали или были настроены скептически?

– Сложности были из-за нехватки сил и времени, все-таки малыш нуждается в маминой заботе постоянно. А заказов было так много, что мне приходилось многим отказывать. Друзья и родственники относились с некоторым снисхождением к моему увлечению и подработке. У меня не было поддержки, кроме слов: «Ну молодец. А когда выйдешь на работу?» Было несколько попыток совместной работы с единомышленниками, но дальше слов и заявлений о намерениях дело не пошло.

– Судя по вашим публикациям в соцсетях, следующим шагом в продвижении услуг стало создание собственного логотипа. Как изменилось ваше отношение к своему, уже брендированному делу? Вообще, какую роль играет наличие логотипа, фирменной упаковки?

– Моя прошлая работа сделала меня фанатом фирменного стиля, всех этих пакетиков, футболок и кружек с нанесением логотипа компании. Думаю, это важно, говорит о том, что данное дело – не одноразовый проект. О бизнесе заботятся, пытаются его развивать. 

– Был ли у вас бизнес-план, продумывали этапы развития?

– Конечно, но сейчас для развития мне не хватает опыта ведения своего дела и времени. Я уперлась в потолок, под которым могу быть либо дизайнером, либо производителем, либо маркетологом, либо продавцом. Раньше получалось совмещать, но, чтобы идти дальше, нужны дополнительные ресурсы и разделение труда.

– Вы говорили, что планируете отказаться от вязания вещей на заказ. Чем вызвано такое решение?

– Пока это только планы, все-таки основной заработок складывается из работы на заказ. В создании вязаной вещи есть много нюансов и подводных камней, которые могут испортить результат. Например, клиент хочет обнову непременно из своей пряжи, с которой я ранее не работала. Я делаю все подготовительные работы, тестирую образец, все просчитываю. А потом готовая вещь вытягивается по непонятной причине. Или клиент не может внятно объяснить, чего именно хочет, и думает, что я волшебным образом догадаюсь о его желаниях. В итоге получается наряд, который не устраивает заказчика. Таких случаев мало, но они есть, и переживания начинают перевешивать выгоду.

Бизнес отдельно, хобби отдельно

– На ваш взгляд, может ли вязание одежды стать полноценным прибыльным бизнесом, источником дохода? 

– Да, при наличии команды профессионалов и знании бизнес-процессов. Чтобы хобби превратить в бизнес, для начала нужно понять, что именно ты хочешь: делать что-то своими руками или зарабатывать деньги. Потому что бизнес – это именно процесс увеличения собственного капитала, а не производство чего-либо для собственного удовольствия. Придется изготавливать то, что будет пользоваться спросом, за что люди готовы отдать деньги. И это далеко не всегда то, что нравится тебе. 

Хобби – это удовольствие, а бизнес – это работа, и совместить это возможно, когда производишь мизерные объемы. Но с их нарастанием это уже становится производством, и приходится подчиняться законам и правилам бизнеса, а не идти на поводу своих желаний и предпочтений.

Кстати

Администрация Владивостока много лет помогает начинающим предпринимателям. Помощь есть как финансовая (для социально значимых проектов), так и консультационная. Лекции, семинары и практические курсы регулярно проходят в муниципальном учреждении «Центр развития предпринимательства» Владивостока. 

Например, городской проект «Азбука предпринимателя» прошел на базе центра этим летом. Интерес к такому формату и большое количество запросов от жителей города привели к тому, что курс решили повторить этой осенью.

Занятия рассчитаны на пять рабочих дней. Начинающих предпринимателей учат составлять бизнес-планы, регистрировать свое дело, нанимать сотрудников и давать рекламу. 

«Азбука предпринимателя», как и все другие проекты муниципального учреждения «Центр развития предпринимательства», бесплатные и проводятся при поддержке администрации Владивостока.

Автор: Анна МИРОНОВА