Запрещенка здесь не пройдет
Один жаркий день на рядовом таможенном посту
В Приморье, пожалуй, почти не осталось взрослых граждан, которые хотя бы раз в жизни не выезжали к соседям, в гостеприимный Китай, через обычный погранпереход – автомобильный пункт пропуска. И только ленивый, наверное, не жаловался (как минимум в своем узком кругу, а как максимум – на весь мир, в социальных сетях) на дискомфорт при пересечении границы. И пункты пропуска у нас, мол, отсталые, и таможенники работают медленно, и очереди там изнуряющие…
Группа приморских журналистов решила взглянуть на все это своими глазами. Для примера руководство Дальневосточного таможенного управления предложило репортерам посмотреть, как работает двусторонний автомобильный пункт пропуска «Полтавка».
Забегая вперед, скажем, что наше «дежурство» на таможне выдалось насыщенным: в объективы камер попали и задержание контрабанды, и работа служебной собаки, и осмотр груженых фур, следующих в Китай.
Заглянуть в почти сто тысяч лиц
Пункт пропуска «Полтавка», относящийся к Уссурийской таможне, не самый популярный в Приморье. Город Дуннин, в который ведет это направление, не пользуется большим спросом у приморцев. Куда больше поток туристов, скажем, в Пограничном. Тем не менее за первое полугодие российско-китайскую границу в Полтавке пересекли свыше 92 тысяч человек. Это, поверьте, тоже немало – лиц, паспортов, характеров…
От Владивостока до Полтавки около трех часов езды. Время в дороге, заметим, увеличивается прямо пропорционально количеству остановок и ухудшению погоды. Автобус с журналистами, выехавший в восемь утра и сбавлявший скорость только на светофорах и разве что перед особенно крупными ямами, был у границы как штык в 11 часов.
В чистом поле неприветливо встретили одинокий вагончик и ряды колючей проволоки. Те из нас, кто ни разу не ездил в Китай через Полтавку, тяжело вздохнули, решив, что это и есть весь пункт пропуска, и пошли гулять по полю. Соскучившиеся по природе фотографы окружили стадо коров, которое спасалось от палящего солнца и 40-градусной жары в речушке в тени моста.
Чтобы попасть на территорию погранперехода, нам потребовалось предъявить документы в окошко одинокого вагончика. Затем мы снова сели в автобус и поехали дальше. Чистое поле и коровы остались за горизонтом.
Таможенники держатся в тени
Собственно сам двусторонний автомобильный пункт пропуска выглядит прилично, особенно после вагончика в поле. Это двухэтажное здание с навесами для досмотра фур и отдельно стоящими зданиями вокруг.
Пункт пропуска «Полтавка» построили в 1991 году. С тех пор значительных изменений этот объект не претерпел.
– В таможенном управлении запустили конкурс пунктов пропуска: надо прислать фотографии в стиле «было – стало». Отправлю, наверное, одну, – шутит начальник Уссурийской таможни Николай Лощинин. – Впервые в Полтавке я побывал в 1996-м. Ничего с тех пор не изменилось.
Несмотря на едкое замечание в адрес пункта пропуска, Николай Владимирович отмечает: этот погранпереход один из самых комфортных в Приморье. Действительно, после пекла на улице (вообразите себе палящее солнце, +40 на градуснике, раскаленный асфальт – и ни ветерка) все помещения здесь кажутся буквально райским местом. Везде работают кондиционеры, будь то капитальное строение для проверки туристов и багажа или вагончики на улице для контроля фур. Везде чисто, даже туалеты блестят!
Однако среди всей этой чистой и холодной идиллии есть место и суровым реалиям приморских погранпереходов – осмотру грузовиков-длинномеров. После прохлады помещений для проверки туристов мы вновь оказались на воздухе, раскаленном настолько, что мозг отказывался признавать тот факт, что чисто теоретически этот воздух является свежим.
И вот на этом, с позволения сказать, свежем воздухе работают таможенники. В их задачу входит контроль грузовиков, пересекающих границу. Сегодня им в этом помогает современный мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который за минуту просвечивает все содержимое машины.
Тем не менее людям приходится дополнительно осматривать фуры. Контрабандисты, как известно, на выдумки хитры. Сотрудники таможни проверяют днище автомобиля, заглядывают в потайные уголки – проверяют, не спрятал ли перевозчик от их глаз что-нибудь запрещенное. Одновременно на досмотре может стоять по две машины в каждом направлении.
Все остальные ждут своей очереди на специальной площадке. И этим людям, таможенникам и водителям, не позавидуешь: их не балуют кондиционерами и прохладой. Работа буквально кипит – летом на жаре, а зимой на холоде, приправленном знаменитыми приморскими ветрами. От жары спасаются кто как может: опытные водители устанавливают в кабины вентиляторы, а таможенники стараются держаться в тени.
Кадры всегда в дефиците
Как рассказал журналистам начальник таможенного поста «Полтавка» Алексей Канин, в общей сложности в этом пункте пропуска работает около 80 человек. Тем не менее ощущается дефицит кадров.
По словам Николая Лощинина, условия работы на пункте пропуска не самые комфортные, а зарплата не самая высокая, чтобы привлечь сюда молодых специалистов.
– Зарплаты здесь небольшие, около 25 тысяч рублей, – констатирует он. – И я прекрасно понимаю людей, которые не желают сюда идти: всем надо что-то есть, содержать семьи. Но для нормальной работы по заявленным критериям и графику у нас кадров хватает. Есть три человека, которые знают китайский язык. Те, кто не изучал язык в школе или университете, сами заучивают необходимые для работы фразы, и проблем в этом плане у нас нет.
Как нет, уверяют таможенники, проблем и со скоростью пропуска туристических автобусов.
– Вот люди в соцсетях и через СМИ жалуются: не пропустили автобус с детьми, заставили ждать несколько часов. Поверьте, мы все любим детей и стараемся пропускать их как можно быстрее! Но мы бессильны в тех случаях, когда автобус с детьми прибывает на границу в пять утра. Вы только представьте: они выезжают из Владивостока в два часа ночи. С детьми! Зачем? А потом жалуются, что мы их долго держим. Но мы-то начинаем работать с девяти часов, у нас не круглосуточная служба. И в пять утра при всем желании не можем никого пропустить, – объясняет Николай Владимирович.
Настоящие же проблемы на пункте пропуска возникнут, считает Николай Лощинин, если Россия даст добро на пересечение границы туристами на личных автомобилях.
– Китайские коллеги уже готовы к этому шагу. Мы – нет, – признает начальник Уссурийской таможни.
К полноправным сотрудникам таможенного поста можно отнести и служебных собак. В их задачи входит поиск в багаже и автотранспорте запрещенных к провозу вещей: наркотиков, оружия, спрятанной валюты, дериватов.
Один такой хвостатый таможенник, спаниель Чак, уже знаком нашим читателям. Мы рассказывали о нем в репортаже с соревнований кинологов (см. материал «Зачем охотник на таможне» в номере «В» за 13 июня этого года). Тогда, напомним, четвероногий служивый, изрядно устав с дороги и испугавшись судейских выстрелов, отказался показывать свои умения.
Но в этот раз даже перед толпой журналистов Чак не растерялся, охотно пошел знакомиться. Те из нас, кто имел неосторожность сесть на корточки, были тут же облизаны дружелюбным псом. Однако, когда внимание людей с камерами переключилось вновь на работу таможенников, Чак вернулся к своим ежедневным заботам: поочередно обнюхивал людей и багаж, который готовили к пересечению границы.
Что это тут? Контрабанда!
На полную проверку одного туриста у таможенников и пограничников уходит не больше 10 минут. Чаще всего люди проходят границу быстрее. Кроме подозрительных граждан, разумеется.
Наверное, случай, произошедший здесь с китайским туристом прямо под камерами фотоаппаратов, можно назвать журналистской удачей. Нам повезло увидеть настоящую оперативную работу сотрудников таможни: мужчину, проходившего досмотр вместе с туристической группой, попросили задержаться. С собой у китайца было несколько подозрительных коробок с приборами. Отметим, что туристическая виза запрещает ввоз в Россию подобных вещей и инструментов для работы.
– Конечно, мы будем разбираться, отправим товар на экспертизу, чтобы вынести решение о возбуждении дела об административном правонарушении, – объясняет журналистам Николай Лощинин, пока китаец пытается доказать, что «железяки» просто необходимы для его комфортного отдыха в Приморье. – Гражданин КНР пытался ввезти запчасти для электроприборов. Тут и без экспертизы все понятно: нормальному туристу на отдыхе не может понадобиться несколько коробок этих железок.
Пока незадачливый турист общался с таможенниками через подоспевшего переводчика, между журналистами и начальником Уссурийской таможни возникла философская беседа. Зачем, спрашивается, их коллегам с китайской стороны пропускать через свою границу запрещенку? Ведь они знают, что через считаные минуты в России человека задержат.
– На китайской стороне внимательно следят за тем, чтобы никто не переходил границу с наркотиками и прочими запрещенными грузами. А на такие попытки вывезти из страны товар или запчасти они закрывают глаза, ведь это выгодно для их экономики. А вот на пути из России в Китай они досматривают каждую сумку и коробку с особенной тщательностью, – разъясняет Лощинин.
По словам Николая Владимировича, чаще всего из России везут дериваты, морепродукты, лимонник. Из Китая пытаются ввезти телефоны, одежду, валюту и продукты питания. Только в первом полугодии 2018-го таможенники выявили более 33 тысяч единиц контрафактной продукции, содержащей незаконное воспроизведение товарных знаков (например, ФИФА, «Найк», «Шанель», «Самсунг»).
Что находится внутри фур, пересекающих границу, журналистам тоже рассказали. По словам начальника полтавского поста Алексея Канина, в Китай везут уголь, сою и овощи. Обратно в Россию тоже везут овощи.
– Только уже китайского производства. Видите ли, для внутреннего пользования они закупают продукты, выращенные в России: они считаются качественными и безопасными. А те, что выросли в Китае, отправляют на экспорт в Россию, – поделился наблюдением начальник пункта пропуска.
Морские «сокровища» без моря тускнеют
Разумеется, журналисты не могли не обратить внимание на туристов, как выяснилось, из Шанхая, выезжавших на родину после отпуска в Приморье. Руководителя группы, который представился Мишей, мы расспросили о впечатлениях от визита в Россию.
– Вам понравилось в Приморье?
– Да! Очень!
– Где успели побывать?
– Были на Шаморе, купались. Еще были в цирке, но только снаружи на него посмотрели – времени совсем мало. Приморье нам очень нравится, сюда ближе всего ехать из Китая, чтобы увидеть море и красивую природу.
– По сравнению с Китаем в Приморье высокие цены?
– На продукты – нет, а вот в ресторанах дорого. Мы хотели пообедать в ресторане, попробовать морепродукты, но цены оказались слишком высокими.
Кстати, мороженые морепродукты Миша и его группа туристов есть не стали. Говорит, любят только свежие.
Еще один вопрос, который будоражит сегодня приморцев: что происходит с популярной бухтой Стеклянной? Блогеры и СМИ забили тревогу: китайские туристы пакетами вывозят «обработанные» временем и морем разноцветные стеклышки с побережья, ставшего достопримечательностью владивостокской части Уссурийского залива. Только вот до границы китайцы эти стекла не довозят.
– Нам и самим интересно, для чего туристы собирают осколки в бухте, – говорит Николай Лощинин. – Но на родину они их точно не забирают. Поверьте, мы бы заметили в багаже пакеты со стеклами! Вероятно, вернувшись в отель, они раскрывают эти пакеты, смотрят на высохшие и уже некрасивые осколки и выбрасывают их. Ведь вся прелесть этой бухты в том, как красиво переливаются на солнце стеклышки, омытые морской водой.
К слову, если бы китайцы все же захотели забрать с собой хоть все стеклышки с побережья, им бы никто не помешал: в России нет закона, запрещающего вывозить из страны камни, песок, ракушки и прочее, что радует глаз на побережье. А вот, например, в Таиланде такой закон есть. Эта маленькая, но гордая страна дорожит каждой своей песчинкой. Но нам-то что – мы огромная держава, у нас этих стекол и песка завались. Тут главное – уследить, чтобы не вывозили более ценных вещей. Кажется, таможенники с этим справляются.
Автор: Анна МИРОНОВА