Турфирмы просят преференций

Выгоды от развития туризма в каждом конкретном регионе должны быть очевидны для местных жителей. Иначе не избежать конфликтных ситуаций. Об этом заявила вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева в минувшую пятницу во Владивостоке, куда приехали туроператоры из центральных российских регионов.

31 июль 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4370 от 31 июль 2018

Специалисты намерены осмотреть достопримечательности края, лично оценить его природные и гостеприимные возможности, прежде чем рекомендовать Приморье своим клиентам.

– Во Владивостоке собрались туроператоры из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Воронежа, Калуги, Нижнего Новгорода, Хабаровска и других городов Центральной России и Дальнего Востока, – перечислила Ольга Санаева. – Они хотят познакомиться с самым большим городом на востоке страны, для многих совершенно неизвестном, чтобы составить свое впечатление о столице Приморья. Ведь не открою секрета, если скажу, что большинство жителей центральных областей РФ и даже профессионалы туристского рынка считают ваш регион холодным заброшенным краем. Но это уникальная территория с необыкновенными людьми, природой и возможностями. И не использовать эти особенности для расширения турпотока будет большой ошибкой. Только, конечно, надо правильно подходить к делу – прежде всего вкладываться в инфраструктуру гостеприимства, с умом продвигать туристские возможности города и края. Об этом мы также будем говорить на наших встречах здесь, во Владивостоке. И это будет не просто обмен мнениями – для нас важно отсюда уехать с набором каких-то тезисов, рекомендаций, которые можно представить тем, кто сейчас курируют туризм в новом правительстве – заместителю председателя правительства РФ Ольге Голодец и заместителю министра культуры РФ Ольге Яриловой.

Прибытие делегации участников туристического рынка во Владивосток совпало с таким масштабным событием, как Морской салон, а также с яркими и зрелищными праздниками – Днем Нептуна и Днем Военно-морского флота. Потому деловое мероприятие не привлекло внимание прессы. Однако во Владивостоке прибывшие обсуждали важные проблемы, тормозящие динамичное развитие отрасли, перед которым правительство поставило задачу резко увеличить свой вклад в доходную часть бюджета страны. 

– В числе главных проблем отрасли – неэффективное продвижение турпродукта и само делание турпродукта. Последний представляет собой не только путешествие, но и целый комплекс туристско-экскурсионного сервиса к нему, чем не особо хотят заморачиваться многие туроператоры, – отметила Ольга Санаева. Она подчеркнула, что в развитии туризма крайне заинтересованы не только профильный бизнес, но и регионы, ведь доходы отрасли являются источником пополнения местных бюджетов. Казалось бы, общие задачи должны объединить усилия предпринимателей и властей по созданию благоприятных условий для продвижения турпродукта и популяризации территории. Но в реальности таких примеров крайне мало.

– Зачастую на выставках, в рекламных буклетах, журналах туроператор либо свой турпродукт продвигает без привязки к региону, либо регион продвигает территорию без упоминания турпродуктов. Это большая ошибка, ведь объединение усилий в разы повышает результативность информационных материалов и мероприятий. Также разнятся мнения в том, что первично: турпродукт или его продвижение. Считаю, что сначала надо сделать качественную услугу, потом ее усиленно продвигать, – высказала мнение вице-президент Российского союза туриндустрии.

По ее словам, прежде чем приглашать гостей, надо подготовиться к приему, понимать все последствия их пребывания на территории. В частности, выдержит ли природа наплыва путешественников, готова ли дорожная сеть, транспорт, гостиницы, общепит, медицинские организации, учреждения культуры и правоохранительные службы к заметному возрастанию нагрузки. Иначе местное население будет выказывать недовольство гостям, не удовлетворившись утверждениями, что туризм приносит деньги в бюджет, а значит, пользу от нашествия путешественников получает каждый житель города и края.

Глава департамента туризма Приморья Константин Шестаков уточнил: вклад туристической отрасли в краевую казну составляет порядка миллиарда рублей в год. А, к примеру, во Владивостоке владельцы карт China UnionPay, как подсчитали аналитики, тратят в среднем 11,2 тысячи рублей ежедневно.

– Надо создавать такой турпродукт, который был бы удобен не только туристу, но и населению. Это надо отчетливо понимать, иначе не избежать конфликтных ситуаций. Либо местные жители должны отчетливо понимать и воочию убеждаться, ради чего они терпят толпы туристов, сколько именно они на туристах зарабатывают. Либо разводить турпоток так, чтобы путешественники не мешали местным жителям. Это всегда такая тонкая грань и действительно во многих туристических странах мира недовольство растущим числом визитеров растет. И лондонцы, и барселонцы, и парижане жалуются на толпы туристов на улицах, из-за них растет арендная плата за жилье и торговые места, в кафе и магазинах взвинчивают цены… Но никто не видит за этим, сколько гости оставляют в местах пребывания, сколько получает казна в виде налогов с предприятий, обслуживающих туристов. 

Между тем представители приморского бизнеса пожаловались на большое число работающих в крае так называемых черных туроператоров, оказывающих свои услуги нелегально и, соответственно, никаких налогов не платящих. А также на туркомпании, принадлежащие иностранцам. 

– Они принимают на нашей территории соотечественников, предоставляя весь спектр услуг также с привлечением компаний своих земляков, даже экскурсии проводят их гиды, – посетовала одна из представителей приморской туристической компании. 

По ее словам, предприятие, которое она представляет, является одним из лидеров приморской туриндустрии. Но убытки, которые они несут из-за засилья нелегалов в туротрасли региона, скорее всего, не позволят им оставаться на этом рынке. Например, уже в октябре, по некоторым расчетам, вряд ли им удастся оплатить аренду помещения, которое они снимают уже лет десять. По словам бизнес-леди, ситуация обостряется с каждым годом.

– Еще в прошлом году мы приняли несколько групп из Южной Кореи, в этом году – самый разгар сезона, но к нам никто из Страны утренней свежести еще не обращался. Они предпочитают компании земляков, и это никак не пополняет бюджет края, а, наоборот, приводит к оттоку доходов от туриндустрии из России за границу, – отметила предпринимательница.

Она считает, что необходимо усовершенствовать законы, чтобы российские фирмы имели какие-то преференции перед иностранцами.

– Иначе через два-три года на приморском рынке останутся только нелегалы и иностранцы, – делает неутешительный прогноз представитель туриндустрии региона.

Обсуждались и другие проблемы. Например, все больше россиян путешествуют самостоятельно, останется ли нужда в турфирмах?

– Это нормальный тренд, – отметила Ольга Санаева. – Реальный туроператор, кто делает свой турпродукт, а не перекупщик гостиничных номеров, конечно, останется на рынке – тот, кто дает по групповой перевозке меньшую стоимость билета, у кого в арсенале есть автобусы, кто выкупает блоками чартерные места и для потребителя получится перелет дешевле… Но, да, рынок поредеет: четырех тысяч операторов, как сейчас по всей стране, точно не будет. Их и должно быть меньше – по некоторым подсчетам, в каждом регионе туроператоров должно остаться порядка шести. В развитых странах вообще несколько туроператоров на всю страну. Остальные – это мелкие агентства, магазины готовых турпродуктов, и это нормальное явление.

Автор: Александр КАРАСЕВ