А на что ты готов ради успешной сдачи ЕГЭ?
После того как дочь сдала единый госэкзамен, я присоединилась к многочисленной армии критически к нему настроенных граждан. Ранее не приходилось вникать глубоко в проблемы новой системы оценки знаний школьников. Недовольство, равно как и одобрение ЕГЭ, что называется, не задевали за живое…
Сразу скажу: испытание единым госэкзаменом прошло, в общем-то, успешно. Полученных по итогам ЕГЭ баллов хватит, чтобы поступить на выбранное направление на бюджетной основе. Настораживает другое: чтобы заработать высокие баллы, дочь весь год изучала только те дисциплины, которые планировала сдавать на ЕГЭ. При этом откровенно игнорировала остальные предметы школьной программы – историю, биологию, химию, физику, географию, не говоря уже о физкультуре… Она даже бросила свою любимую художественную школу, куда поступала по своему желанию, где с удовольствием училась и не без успеха – участвовала в конкурсах всероссийского уровня и получала призовые места. Но все увлечения, хобби и интересы были забыты и заброшены ради подготовки к сдаче единого госэкзамена.
А ведь изучение школьных предметов важно для дальнейшей жизни не меньше, чем количество баллов, набранных по результатам ЕГЭ, причем не только для достижения успехов в выбранной профессии. Став взрослыми, наши дети не раз окажутся в жизненной ситуации, требующей немедленных решений, анализа, находчивости и креатива. И именно освоение каждого из школьных предметов дает не только информацию и знания, но и вносит свой вклад в развитие гибкости ума, логических, аналитических и творческих способностей.
Интересно, что учителя и родители не донимали особо старшеклассников из-за пропуска уроков – понимали, что те не филонят, а усердно готовятся к ЕГЭ. А теперь вопрос: можно ли такое усеченное среднее образование считать качественным? Получит ли выпускник 11-го класса базовые знания и навыки в полном объеме? И чем грозит ущербный школьный курс гражданину в будущем? Ведь вуз также не дает разностороннего образования. Его задача – выпустить специалиста узкого профиля, для конкретной отрасли народного хозяйства. А если человек потеряет к ней интерес? Или данная сфера экономики станет неактуальной? Такое уже было в истории нашей страны. Придется осваивать новую профессию, совершенно из другого направления, и человеку разносторонне образованному это сделать будет много проще, чем «монопрофильному» специалисту.
И еще. Одним из преимуществ единого экзамена считают то, что ученики всей страны получили равные шансы на поступление в столичные университеты. Но в этой бочке меда есть и дегтярные вкрапления. Например, в прошлом году проходной балл на бюджетное обучение на выбранном дочерью одном из технических направлений составил чуть больше 180. Обычно с каждым годом проходной барьер повышался на 5-10 баллов. В этом году вряд ли удастся поступить тем, у кого 240 и даже немного больше.
Для информации: высокобалльниками считаются те, кто набрал по результатам ЕГЭ 230 баллов и больше. Так что 240 баллов – это очень высокий порог для технически сложной специальности. И одним повышением интереса абитуриентов к инженерным профессиям такой резкий скачок популярности не объяснить. Знающие люди уверяют: в столичных вузах конкурс еще выше, там с 250–260 баллами уже не пробиться на бюджет, и студенты-высокобалльники выбирают провинциальные университеты. Казалось бы, что плохого, если приморские предприятия получат хороших специалистов? Но надежды, что жители столицы, получив диплом в Приморье, здесь же и останутся, призрачны, даже бесплатный гектар не заманил в наши края в массовом порядке россиян из центральных регионов. Да что там, многие студенты-варяги рассчитывают после первого семестра или первого курса перевестись и продолжить образование в Москве и Питере. Таким образом, и местные выпускники не пройдут по конкурсу, и штаты квалифицированными кадрами не пополним.
Надо отметить, что в Рособрнадзоре с критикой единого экзамена не согласны. Так, РИА «Новости» приводит слова заместителя главы Рособрнадзора Анзора Музаева: «Мы провели анализ обращений, поступивших на горячую линию и линию доверия ЕГЭ. Судя по поступившим сообщениям, у родителей и школьников нет критических замечаний к единому госэкзамену. Мы с уверенностью можем констатировать, что те, кто знаком с системой ЕГЭ и хоть что-то знает (больше, чем заголовки), заявляют, что система объективно и отлично работает».
В общем, надеяться, что ведомство учтет огрехи ЕГЭ и попытается исправить, не стоит. Поэтому у меня есть опасения: школьники, чтобы получить проходное количество баллов, будут усиленно готовиться к ЕГЭ не в последние школьные годы, а уже с 6-го – 7-го класса. И, что естественно, прогуливать «ненужные» уроки. Стобалльников у нас, безусловно, станет больше. Но вот возрастет ли качество образования?..
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО