Сколько будет в километрах?

Доклад о развитии дорожного хозяйства в Приморье вызвал критику депутатов

13 июль 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4361 от 13 июль 2018

На экономическом комитете Законодательного собрания депутаты терпеливо выслушали отчет о развитии транспорта и дорожного хозяйства региона. Документ, практически целиком состоящий из выделенных и освоенных средств, представил Дмитрий Дементьев, и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации края.

Ошибки прошлого

Год назад – в июле 2017 года – на таком же заседании (правда, тогда комитет возглавлял Александр Костенко, ныне первый вице-губернатор региона) департамент был подвергнут жесточайшей критике. Гнев парламентариев был направлен на то, что дорожники составили отчет самым лукавым и простым путем – бухгалтерским. Столько-то денег прибыло, столько-то было освоено. Как это отразилось на состоянии приморских трасс – не разберешь. Ответ на этот вопрос приходилось буквально выцарапывать из представителей исполнительного органа. И оказалось, что дела совсем нерадужны. 

За год работы над ошибками проведено не было. В течение 10 минут (которые психологически растянулись втрое) представитель дорожного департамента зачитывал доклад. Тихо, торопливо, без интонаций, иногда коверкая слова и ломая предложения, но никогда не останавливаясь для пояснений. В это время присутствующие занимались кто чем. Кто-то смотрел в телефон, кто-то пытался слушать, подперев голову ладонью. Некоторые депутаты листали текстовую версию доклада, предоставленную им заранее, делали в ней пометки.

Вкратце суть доклада выглядит так. Свыше 13,2 млрд рублей будет направлено в текущем году на финансирование дорожной отрасли Приморья. Больше всего средств – 5,8 млрд рублей – уйдет на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (Владивосток – Находка – порт Восточный на участке 18–40 км, мостовые переходы через реки Крыловку, Кроуновку, Литовку и т.д.). Средства на содержание автомобильных дорог составят свыше 2,7 млрд рублей. Предполагается привести в нормативное состояние 175 км трасс. 943 млн рублей будет направлено на восстановление дорожной сети, поврежденной в результате тайфунов 2016-го и 2017 годов. 708 млн рублей получат муниципальные образования края в качестве субсидий на дорожную деятельность. 

Не в рублях, а на деле

Когда доклад завершился, депутаты начали задавать уточняющие вопросы, ответы на которые, по идее, документ должен был снять. 

– На самом деле вы отчет слишком быстро прочитали, я не все усвоил, – прокомментировал депутат Евгений Костюков. – Вы пришли на отчет по программе, а у любой программы есть цели, задачи, ожидаемые результаты. Так называемые показатели. Я ни одного показателя не услышал. Один из показателей – снижение количества смертности на дорогах. Он снижается по отношению к базовому году или нет? У вас есть таблица?

Чиновник отрицательно покачал головой.

– Смысл отчета по реализации программы заключается в том, что мы ставим оценку по достижении или недостижении показателей. Вы зачитали сейчас большой текст. Там одни цифры освоения. А что сделано – непонятно. Как этот документ оценивать?

– Хотелось бы, чтобы был проведен какой-то анализ, чтобы были выкладки и хотя бы три графика, – отметил Сергей Ищенко, глава комитета. – А так просто зачитывать доклад особого смысла нет. Хотелось бы узнать, сколько у нас дорог не в миллионах рублей, а в километрах. Наши люди все-таки ездят по трассам. Да и мы хотели бы запомнить эту цифру. 

Дмитрий Дементьев, сверяясь с докладом, сложил количество асфальтированных дорог (7 тысяч километров) и дорог с переходным покрытием (10 тысяч километров). 

– То есть общая протяженность трасс составляет 17 тысяч километров. Причем меньше половины из них – асфальтобетонные, – резюмировал депутат. – Согласно нормативам, которые у нас действуют, сколько из 7 тысяч километров асфальтовых дорог мы должны в год ремонтировать? 

– 7 тысяч надо разделить на 12, – и.о. дорожного департамента достал калькулятор. – Получается, что где-то около 600 километров. 

– Вместо того чтобы делать 600 километров, мы делаем 175, – отметил депутат. – То есть 20–30 процентов от норматива. Говорить о больших перспективах пока не приходится. Так же, как и обещать нашим избирателям, что они будут ездить по хорошим трассам. 

– Да, – согласился Дмитрий Дементьев.

Также парламентарии попросили пояснить представителя департамента, сколько средств, выделяемых на ремонт дорог в целом, не осваивается. Точную цифру чиновник назвать не смог. 

Основной причиной срывов дорожных контрактов были названы сроки прохождения госэкспертиз и доведения средств. 

– Мы получаем деньги в июле, – сообщил Дмитрий Дементьев, – поэтому подписываем контракты в августе. Остается мало времени для выполнения контракта.

– Это уже чуть ли не тенденция, – отметили депутаты. – При бешеной нехватке денег мы не осваиваем то, что есть. Я правильно понял?

– Да, – опять согласился чиновник.

Благодаря наводящим и уточняющим вопросам стало ясно, что в регионе тяжелая ситуация с мостовыми переходами. Из 1611 мостов порядка 600 объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии. 

Несмотря на все вышеперечисленное, парламентарии приняли доклад. Также они отметили, что необходимо создавать специализированные организации, которые бы в соответствии с нормативными сроками успевали поддерживать в надлежащем состоянии и строить новые дороги и мостовые переходы. Также, по мнению депутатов, необходимо отладить механизм подготовки документации, прохождения конкурсных процедур и выделения средств. В противном случае деньги до подрядчиков будут доходить, как это часто происходит сейчас, к концу года, когда выполнить работы уже не позволяет погода.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ