И к корове подход нужен
Техники-осеменаторы Приморья показали, что такое профмастерство
«Наташа, иди сюда быстрее, – то и дело подзывает меня главный судья соревнований Ольга Чеботкова, чтобы на деле продемонстрировать нюансы, по которым оценивается мастерство техников по искусственному осеменению. И растолковывает: – К корове ведь тоже подход нужен. Если ты к ней по-доброму, она спинку выгибает, расслабляется и процесс идет быстрее, а результат будет лучше».
После шестилетнего перерыва решено возобновить проведение краевого конкурса профессионального мастерства техников по искусственному осеменению коров. Желание-то и раньше было, а денег – нет. В этом году средств из бюджета на подобные состязания тоже не выделили, так что зоотехники пустили шапку по кругу и собрали нужную сумму на орг-затраты и призовой фонд. И вот на минувшей неделе в село Кугуки, что под Уссурийском, съехалось несколько десятков лучших представителей этой редкой профессии со всего края, чтобы на работу других посмотреть и свою показать.
Без любви ничего не получится
Меня в этот день не покидало ощущение, что машина времени перенесла нас в СССР. Организация была явно навеяна крепкими советскими традициями, народ то и дело вспоминал старые добрые времена. Перед входом на ферму, принявшую мероприятие, красовался транспарант «Приветствуем участников XXXIV краевого конкурса по искусственному осеменению!». Открытие началось с построения участников и гимна России.
Но вот наконец дан старт самому таинству. Пока одни конкурсанты демонстрируют мастерство строгим судьям, другие ждут своей очереди и волнуются.
– В ходе конкурса мы будем оценивать, конечно, не результат в виде зачатия и рождения теленка, а умение техников-осеменаторов владеть методиками, знание теории и результат их работы за несколько последних лет, – объясняет судья Наталья Шабельник. – Участники должны продемонстрировать свои умения по подготовке семени в лаборатории – оценить качество биоматериала, правильно разморозить его, затем оценить состояние коровы и провести осеменение. Потом мы проверим, как они ведут рабочие журналы, и оценим их знания.
– Вот видишь, надо еще рассказывать о том, что делаешь. А я говорить во время работы не могу, – жалуется коллеге далеко не юная конкурсантка. – Сереж, пойдем на улицу. Может, волноваться стану меньше…
Сергей Юрков – единственный здесь представитель сильного пола. Мужчина видный. Осеменатором трудится уже не первый год. Да и в конкурсе профмастерства не новичок. Говорит, что несколько раз был признан лучшим по профессии.
– Я родился в деревне, с 10 лет на ферме. Под коровами и вырос. Школу окончил, пошел работать дояром, потом стал техником-осеменатором. Сейчас в «Гринагро» тружусь. Мне нравится. Работу свою очень люблю за возможность постоянно учиться и повышать профмастерство, – охотно рассказывает Сергей.
Вообще, я сделала для себя вывод, что техниками по искусственному осеменению случайные люди не становятся. Профессия требует особого склада характера и любви к рогатым подопечным. А еще больших профессиональных знаний и умений. Подготовку биоматериала и непростые манипуляции по осеменению все конкурсанты проводили просто виртуозно.
– Мне и дояркой нравилось работать, а теперь и осеменатором. Мое это. Когда первую корову осеменила, она двойню родила, потом и другая тоже, – делится успехами одна из участниц.
Как выяснилось, большинство техников по искусственному осеменению начинают карьеру с доения коров. И, оказывается, в крае есть целые династии представителей необычной профессии.
– У меня и мама была осеменатором, и свекор. Я в профессию пришла в 1982-м и за эти годы помогла появиться на свет нескольким тысячам телят, – не без гордости рассказывает Мария Головенец из крестьянско-фермерского хозяйства «Бархатное». – Наша работа хороша еще тем, что видишь ее результат. Была у меня корова Луна, ее теленочком привезли из Новой Зеландии. Мы получили от нее телочку, назвали Кисой, так она после первого же отела стала давать по 35 литров молока в день! По тем временам результат очень серьезный. А ее дочки дают уже по 40 литров.
Как Америка нас обогнала
– Я тут нашла старинный документ, где сказано, что в довоенные годы в Приморье от коровы получали 950–1050 литров молока в год. Селекцией удалось добиться увеличения этого показателя до 6120 литров! – рассказывает директор племпредприятия «Приморское» Людмила Панченко.
А Наталья Шабельник отмечает: потенциал у приморских буренок даже выше. При хорошем кормлении и содержании коровы могут давать до 9 тысяч литров в год.
– В советские годы мы были далеко впереди США по производству мяса и молока. И все благодаря огромной селекционной работе, которая проводилась в стране. И Приморье не отставало. Но с 1990-х краевую племслужбу стали реорганизовывать, потом еще и приватизировали. Все это привело к развалу. А Америка в это же время в племенной работе рванула вперед, – сетует Людмила Панченко.
Водевиль был хорош, а Ватерпас еще лучше
Когда-то в Приморье были две племенные станции – Михайловская и Дальнереченская, где содержались быки. Говорят, когда они на ферме начинали мычать, слышно было за несколько километров. Лучших производителей отбирали в краевых хозяйствах, оценивая потенциал родившихся бычков, привозили красавцев из других регионов и даже из-за рубежа.
– Нам как-то доставили пять австралийских бычков. Они оказались с очень высоким потенциалом. Продуктивность их дочек могла достигать 9 тысяч литров молока в год. Это и сейчас приличный показатель, а тогда казался просто фантастическим, – вспоминает Ольга Чеботкова, начальник отдела по воспроизводству скота племпредприятия «Приморское».
Ольга Олеговна помнит всех быков, с которыми довелось работать. Ватерпас, говорит, был почти белый, очень мало черных пятен, и очень высокий. И Водевиль был хорош, но пониже и покомпактнее. А Вензель – тот большой, широкий. Их потомки есть во многих приморских хозяйствах.
За державу обидно
При СССР биоматериалом для осеменения коров край обеспечивал себя сам, теперь приходится покупать, порой и за границей.
– За Россию обидно, – вздыхает Людмила Панченко. – А самое плохое, что нам некому свой опыт передать. Сейчас у нас на предприятии каждый специалист – единственный в своем роде. И смены им нет. Не идут молодые специалисты в племслужбу, за последние годы только один пришел. Оно и понятно: зарплаты у зоотехников невысокие, а работа трудная.
Людмила Константиновна рассказывает, как три года назад их пригласили на встречу тогдашнего губернатора Владимира Миклушевского со специалистами из Израиля.
– Израильтяне говорили, что построят в Приморье селекционный центр, быков привезут, научат работать. А мы стоим, как дураки, слушаем. Потом я не выдержала и сказала, что все это мы используем в своей работе уже на протяжении 50 лет. Тут гости почему-то резко перестали меня понимать, – усмехается Панченко.
Кстати, тогда администрация края и совместное российско-израильское предприятие «Биотехмаркет» подписали соглашение о создании в Приморье селекционно-генетического центра по трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота. Предполагалось, что он будет работать для сельхозпредприятий не только Дальнего Востока России, но и стран АТР. Но дальше подписей, похоже, дело не пошло…
Если смотреть даже сухие сводки крайстата, видно, что удои приморских коров растут и сейчас, и за другие показатели животноводам не стыдно.
В этом году финансовая поддержка на увеличение продуктивности коров и поддержку племенного животноводства Приморского края составила около 290 млн рублей.
Для сравнения: на финансирование хоккейного клуба «Адмирал» из краевового бюджета выделят больше 300 млн рублей.
Справка «В»
Победителями 34-го конкурса профмастерства операторов по искусственному осеменению коров стали:
1-е место – оператор сельскохозяйственного производственного кооператива (СХПК) «Эридан» Александра Афанасьева;
2-е место – оператор ООО «Милоградовское-1» Наталья Андроненко;
3-е место – оператор СХПК «Краснореченский» Галина Лашунова.
Специальный приз за воспитание победителя вручен директору СХПК «Эридан» Лемке Хашиевой. Почетными грамотами награждены ветеран племенного дела Ирина Кузнецова и самая молодая ее коллега Евгения Чикирина.
Автор: Наталья ГРЕЧИНА