Арес – это голова!

Как на азиатском краю России заглянуть в другую колыбель цивилизации

4 июль 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4355 от 4 июль 2018

Он прекрасен. Нет, он само совершенство, этот юноша. Взглядом сводит с ума, в нем нет ни одного изъяна. Ну и что, что нос отбит и вообще от него осталась только голова. Зато какая голова! Из Древнего Рима!

Да-да, увидеть во Владивостоке настоящую древнеримскую скульптуру II века нашей эры могут все желающие. На выставке одного шедевра из сокровищ Эрмитажа. Не из фондов, заметим, а из постоянной экспозиции, что само по себе почти невероятно: все музеи крайне редко расстаются, даже на время, с шедеврами из основной экспозиции. В общем, это наша удача, она ждет вас в Приморской картинной галерее на Алеутской, 12. 

Дама-сфинкс – украшение бога войны

– Выставка «Неистовый сын Зевса. Голова Ареса» стала продолжением прошлогодней выставки одного шедевра из коллекции Эрмитажа, – говорит куратор выставки Наталья Левданская, заместитель директора галереи по научной работе. – В прошлом году мы показали публике древнегреческую вазу IV века до нашей эры, а теперь представляем Древний Рим. Мы решили, что знакомство с коллекцией Эрмитажа следует проводить в хронологическом, скажем так, порядке, планомерно двигаясь по истории западноевропейского искусства. 

Голова Ареса, что приехала из Санкт-Петербурга во Владивосток на время выставки, великолепна. У нее есть своя история, легенда, придающая ей особый шарм. Делалась голова по образцу – статуе, созданной в Древней Греции скульптором Алкаменом, учеником самого великого Фидия. Та статуя не сохранилась: древние греки делали скульптуры из бронзы, а этот металл имел большую ценность, и в случае каких-то государственных надобностей статуи запросто отправляли в переплавку. 

– А еще в Лувре есть знаменитая статуя Арес Боргезе, – рассказывает Наталья Левданская. – Боргезе – знаменитое семейство, самый известный представитель которого стал папой римским Павлом V. Именно он, кстати, собирал античные скульптуры, в том числе и ту, что теперь в Лувре. Так вот, голова Ареса Боргезе в точности, до деталей, схожа с той, что приехала к нам из Эрмитажа. 

 Кстати, в Россию эту голову привез Иван Шувалов, основатель академии художеств. Чтобы ученики академии учились рисовать и создавать скульптуры на лучших примерах, он покупал в Италии антики – памятники античной культуры. В 1771-м купил голову бога войны Ареса. Она, к слову, подвергалась реставрации, ее выполнил знаменитый римский скульптор Бартоломео Кавачеппи. Это видно: сделана заново часть носа, еще какие-то детали…


На шлеме Ареса изображены собаки и грифоны, есть фигура Сфинкса, но не того, о котором знают все. В древнегреческой мифологии тоже был Сфинкс – чудовище с головой женщины, но лапами и телом льва. На шлеме Ареса именно она, дама-сфинкс. Обо всем этом и многом другом интересно рассказывает хранитель античной коллекции Эрмитажа Людмила Давыдова, которая специально прилетела во Владивосток вместе со скульптурой.

Вообще, этой выставкой и образовательной программой, которую мы к ней готовим (это будут и лекции, и квесты для детей, и музыкальные вечера), мы хотим показать и рассказать зрителю, что античность – это вовсе не какие-то стародавние времена, что она проникает в современную жизнь, ее признаки можно увидеть, если понимать, что ищешь. И если понимаешь это, то придет и другое понимание: что каждый человек не просто пылинка в мире, он часть великого процесса жизни, часть культуры и звено ее передачи будущим поколениям…

У жителей Приморья нет возможности увидеть антики в местных музеях. Нам показывают, какие цивилизации жили и развивались здесь, на территории Приморья, но все это были восточные, азиатские цивилизации. А мы все же ощущаем себя европейцами на азиатском краю России, в этом наша миссия даже. И потому нам так важно ощутить свою причастность к европейской культуре, заглянуть в другую колыбель цивилизации.

Артемида тоже здесь

Античные предметы попадают в Приморскую картинную галерею не только на временные выставки. На днях здесь показали дары, полученные в течение года от разных меценатов, поклонников искусства. 

– Всего за год наши фонды пополнились 176 работами, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Из них 53 мы приобрели на средства галереи, а остальные – дары. Свои полотна нам подарили Геннадий Омельченко, Лидия Козьмина, Валерий Сахатов и другие художники. Но дар Ларисы Зозули, конечно, особенный. Лариса Степановна подарила нам гемму примерно V века до нашей эры с изображением Артемиды (гемма – ювелирный камень с вырезанными изображениями. – Прим. ред.). Выполнена гемма из редкой разновидности сердолика – карнеола, минерала глубокого кроваво-красного оттенка.

– Я родом из Тамани, из казацкой семьи, казаки жили в Тамани очень давно, – рассказывает Лариса Зозуля. – Но еще раньше это были греческие владения, потом турки захватывали эти земли, и скифы там бывали. В общем, рай для археологов. Раскопки в Тамани велись всегда. И вот мой родственник, будучи мальчишкой лет 12, еще до Великой Отечественной войны участвовал в раскопках кургана и нашел там гемму. И унес с собой. Мальчишка, можно понять. Гемма хранилась в семье. Мальчик тот вырос, учился в Москве, а сразу после учебы в 1942 году ушел на фронт и погиб под Сталинградом. 

Гемму его родители подарили мне в 1980-х. Я вставила камень в золотую оправу и носила как кольцо. Кстати, я показывала камень в Эрмитаже, где и определили, что там изображена Артемида, и подтвердили подлинность геммы. Эрмитаж предлагал купить ее у меня, но я тогда отказалась, наверное, чувствовала, что захочу подарить камень нашей галерее. 

Это звучит немного мистически, но на самом деле гемма никому из владельцев не принесла счастья. И мне кажется, что ее место не в домашней коллекции, а в музее, это надо было сделать, она должна храниться именно здесь.

Еще одним важнейшим пополнением коллекции галереи стала картина Карла Каля. Об этом живописце, который жил во Владивостоке с 1911 года, внес огромный вклад в развитие приморской живописи и умер в 1938-м, «В» уже писал. 

– Наша картинная галерея обладает небольшой, но внушительной коллекцией работ Карла Каля, – говорит Алена Даценко. – И разумеется, когда коллекционер, владелец картины Каля «Весна. Подснежники», решил ее продать, он в первую очередь обратился к нам. Мы изыскали средства и приобрели работу. Посмотрите, она написана сто лет назад, в 1920-х, предположительно на Седанке, где любил работать Карл Николаевич. Это наши приморские цвета, наш пейзаж. Над картиной уже поработали наши реставраторы, она просто завораживает, вы присмотритесь…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ