Мяч у нас вовсе не квадратный!

Пока сборная России побеждает в столице, как обстоят дела с самым массовым видом спорта в регионе

4 июль 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4355 от 4 июль 2018

Настоящее спортивное чудо совершила сборная России по футболу в минувшее воскресенье – одолела испанцев в одной восьмой чемпионата мира ФИФА. Впервые наши футболисты вышли в четвертьфинал мундиаля, где их ждет встреча с теневым фаворитом первенства – сборной Хорватии.

Как свершилось то, на что никто и не надеялся, чего нашим спортсменам ждать от балканских соперников и что сейчас происходит с приморским футболом? На эти вопросы попытались ответить в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма». Гостем студии стал известный в Приморье спортивный обозреватель, профессор высшей школы телевидения ВГУЭС Павел Ушанов. 

В России футбол есть

– Есть известное выражение: какая страна, таков и ее футбол, – начал разговор Андрей Калачинский. – Но посмотрите, какие страны Германия, Испания и какой футбол они показали. Первые не вышли из группы. Вторые уступили России. 

– Ни один народ или страна так не переживает по поводу своих недостатков, как это происходит у нас, – считает Павел Ушанов. – Это было и во времена Российской империи, и в советское время, и в перестройку, а 90-е годы это только усугубили. У нас даже сформировался принцип: мы не ждем ничего хорошего от завтрашнего дня. Это проецируется и на игру нашей сборной. Посмотрите, ведь мы подошли к ЧМ-2018 с самым низким рейтингом среди команд. Никто не принимает в расчет, что наша сборная прошла автоматически, не принимала участие в двухлетнем отборе и не получала очков. Было очевидно, что есть с десяток команд, которые по классу ниже нас. Но все, свои же, ерничали: ну куда мы опять полезли с квадратным мячом и круглыми воротами? Дескать, все у нас не как у людей. 

– После матча с Испанией Игорь Акинфеев, вратарь сборной России, сказал, что Россия – страна, где умеют играть в футбол. Раньше так говорили только о хоккее, – подчеркнул Андрей Калачинский. 

– Легендарный Пеле как-то заметил, что Россия выиграет чемпионат мира по футболу, когда бразильцы выиграют чемпионат мира по хоккею, – отметил Павел Ушанов. – На самом деле, когда команда выходит в плей-офф, результат непредсказуем. И мы это видим.

Мы упомянули немцев: они играли по схеме, которую уже все разобрали по полочкам. К тому же они постарели, у них нет ударного форварда, который бы всегда забивал. На ЧМ-2014 немцы показали один яркий матч, выиграв у бразильцев в полуфинале со счетом 7:1. Теперь считается, что они мощно провели весь тот турнир. Да не было такого! 
Или взять испанцев. В 2014-м они и вовсе не вышли из группы. Схема их поведения изучена с 2008 года – года их чемпионства. Все уже знают, как против них играть. То, что произошло в матче Россия – Испания, яркое тому подтверждение. Каких-то свежих идей и искусных авторов-исполнителей они не предложили. 

Однако, по мнению Андрея Калачинского, испанская сборная на протяжении матча выглядела уверенней, чем наша. 

– Но эффективность у них была нулевой, – возразил спортивный обозреватель. – В конце первого тайма сборная России нанесла по воротам соперника три удара, они по нашим – ноль. При этом Испания вела 1:0 (мяч в ворота России попал в результате случайного отскока от ноги Игнашевича). Парадокс. Держать мяч и угрожать воротам – не одно и то же. 

Любая стратегия исходит из сильных сторон команды. У испанцев сильная сторона – держать мяч. Мы превосходили испанцев по физическим характеристикам. Часто выигрывали в борьбе. Плюс у нас есть несколько хороших исполнителей. Мы видели и Фернандеса, и Головина, способных создать давление на ворота. Так что игра закончилась, на мой взгляд, закономерно. 

Приморский футбол: поставщики и ростовщики

От Москвы с ее мировыми футбольными баталиями тема свернула в направлении Владивостока и приморского футбола, который, кстати, не так давно поставлял неплохие кадры для сборной страны. 

– Когда-то владивостокский «Луч» был командой, за которую приятно было болеть, – напомнил Андрей Калачинский. 

– Безусловно, – согласился Павел Ушанов. – Начало 90-х показало, что в Приморье был очень хороший футбол. «Луч», попавший в высшую лигу в 1993 году, не был принципиально сильнее «Луча», который играл во второй лиге чемпионата СССР. Добавлю, что в 1993-м за приморскую команду играло 11 уроженцев края. Были еще хабаровчанин, два спортсмена из Комсомольска-на-Амуре, спортсмен из Читы. Это была своеобразная сборная Дальнего Востока. Не стоит забывать, что где-то рядом выступал находкинский «Океан», где костяк также состоял из местных футболистов. 

Все мы помним Николая Гонтаря, нашего первого спортсмена, который попал в сборную. Это очень заметная фигура во вратарской школе. Да, он не является уроженцем Владивостока, но именно в нашем городе стартовал его поход в сборную страны. 

Но вернемся к 90-м. Абсолютно на своем месте, на уровне высшей лиги России, оказался Андрей Федякин. По-моему, он попал в тридцатку лучших игроков высшей лиги, а тогда там соревновались 20 команд. 

Все до сих пор любят бомбардира Михаила Руслякова. Профессионал его уровня мог играть и в нашей сборной, и за рубежом. Он обладал уникальными данными – маленькой, как у Леонеля Месси, стопой, которой мог закрутить мяч под любым углом. Так, как подавал мяч с фланга Русляков, больше никто не мог подавать. 

Чем были хороши 90-е – там все было по-честному. Люди говорили ровно то, что думают, без политесов. Тренер российской сборной Олег Романцев, прилетев во Владивосток, сразу сказал, что больше не прилетит. Что это, мол, за ерунда: там Европа, там деньги, там еврокубки, и вдруг команде надо куда-то лететь за десять тысяч километров.

Считается, что первый раз приморцы вылетели из высшей лиги как раз потому, что на нас ополчились абсолютно все команды. Тогда транспортные расходы были действительно серьезными. А зарплата хорошего футболиста высшей лиги составляла 500 долларов. Скажи сейчас это современному футболисту – он не поверит. 

Повторно «Луч» вышел в высшую лигу России в 2006 году. Время очередного расцвета команды. Я помню, как сюда прилетел Игорь Акинфеев. Он тогда сказал, что каждый россиянин должен пролететь по этому маршруту до Владивостока, только тогда ты поймешь, что такое наша страна. 

– После того взлета хорошего и красивого футбола, который базировался на фундаменте советской еще команды, с «Лучом» что-то случилось. Что? В каком состоянии он находится сегодня? – поинтересовался Андрей Калачинский.

– В обидном и печальном, – считает Павел Ушанов. – Наверное, 1993-й год и первый выход в высшую лигу дали нам вместе с плюсами и большой минус. Минус в том, что высокопоставленные люди начали расценивать «Луч» как элемент самопиара. И началась битва за клуб.

– Экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин всегда ходил на футбол, – вспомнил Андрей Калачинский. – При нем возникла мода на товарищеские матчи администрации края с кем-то еще. 

– Турниры между различными группами бизнеса и власти – это обычная и хорошая практика, – заметил Павел Ушанов. – Проблема клуба была в том, откуда брать деньги. В начале 90-х «Луч», грубо говоря, занимался рыбой. Клуб был заметным рыбным игроком на рынке Китая. Ходили легенды, что в то время «Луч» деньги не считал, а взвешивал. Однако такие легенды скорее являются приметами пресловутых лихих 90-х. 

Потом была другая форма поддержки: клубу предоставлялись квоты на вылов рыбы, которые они могли за вознаграждение передать любому из крупных спонсоров. 

Позже возникла идея прямого финансирования из бюджета региона. Для этого необходимо было поменять форму собственности. Клуб должен был стать общественной организацией. И «Луч» проходил через подобную процедуру. 

Потом возникли конфликты сторон, вмешалась политическая составляющая. Клуб переоформили в юридическое лицо. И так далее. В первой половине 2000-х команда получила поддержку энергетиков, благодаря чему вернулась в высшую лигу. Но к концу 2000-х и эта схема стала давать сбой. «Луч» покинул лигу. И сегодня трудно сказать, кто занимается клубом. Идет постоянная смена руководства. Настало время появиться человеку, который впишет «Луч» в новую стратегию, позволяющую добиваться высоких результатов. 

Сразимся, братья-славяне?

В грядущее воскресенье, 8 июля, сборной России предстоит встреча со сборной Хорватии. И, по всей видимости, она будет драматичнее баталии с испанцами.

– Во-первых, хорваты знают, что такое Россия, – подчеркнул Павел Ушанов. – Их игроки часто играют с нашими или против наших в европейских командах. Мы тоже хорошо знаем, что это за спортсмены, на что они способны и как играют. 

Как мы будем играть? Во-первых, скорее всего, наша игра, как и в случае с Испанией, будет строиться от обороны. Хорватию, повторюсь, называют теневым фаворитом чемпионата. Там сумасшедшая полузащита, есть суперфорвард. Там играют спортсмены из «Ювентуса», «Барселоны», «Реала». Мы выглядим слабее, но только на бумаге. 

Главный минус Хорватии – ее артистизм. Благодаря видеоповторам сейчас можно понять, было нарушение правил или нет, по-настоящему упал футболист или симулирует. Я не удивлюсь, если хорваты в предстоящем матче останутся в меньшинстве именно по этой причине – удаление с поля за симулирование. Исполняют они свои артистические номера хорошо, но камера всегда отличит зерна от плевел. 

Во-вторых, сборная Хорватии – команда психованная. Балканские команды этим всегда отличались. Когда у них что-то не получается, в них вспыхивает агрессия, они начинают ошибаться. У них изначальная установка, что они лучшие в мире. И хорваты очень хорошо умеют себя показать. Вопрос командной дисциплины, выдержки также выйдет на первый план. 

В отличие от испанцев хорваты много играют поверху. Это ставит для нашей защиты дополнительные вызовы. Битва будет вестись в середине поля. Нельзя отдавать мяч хорватам и пропускать их в штрафную. У них есть форварды, которые способны продавить защиту. Если, как испанцы, они будут безостановочно грузить нашу штрафную, мяч рано или поздно залетит в ворота. Надо отодвинуть их от штрафной. 

Наша команда дисциплинированна и выстроена. Мы это увидели. На это и будет основной расчет.

Автор: Евгений СИДОРОВ