«Перешагнуть порог» пора студентам

Без малого месяц и едва ли не каждый день играли дипломные спектакли студенты – выпускники театрального факультета института искусств. «Запорожцы», как сами себя они называют, ведь художественный руководитель курса – Александр Запорожец, заслуженный артист России, декан театрального факультета.

29 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4353 от 29 июнь 2018

Три спектакля – «Дом Бернарды Альбы» Фредерико Гарсиа Лорки, «Проделки Скапена» Мольера и «Перешагнуть порог» по пьесам Александра Вампилова были выбраны в качестве дипломных. Они показали, какой творческий потенциал у молодых актеров и какое пополнение ожидает театры, причем не только Владивостока. 

– Репертуар дипломных спектаклей начинает формироваться, можно сказать, тогда, когда я набираю курс, – рассказывает Александр Запорожец. – Никогда заранее не ставлю себе целей, мол, обязательно на дипломных сыграть то или это. Все зависит от того, какие ребята придут на курс, как они раскроются, что я в них увижу.

Когда мы начинаем работать над отрывками из разных пьес, становится ясно, что получается лучше, возникает общее ощущение творческого потенциала курса, и чаще всего бывает так, что названия дипломных работ сами собой отбираются – в процессе учебы, из академических работ.

Ну и, разумеется, когда отбираем дипломный спектакль, то обязательно учитываем тот факт, что в нем должна найтись роль для каждого студента. Не просто эпизод, а именно роль, чтобы было что оценивать.

Так получилось и на этот раз. У меня в этом году на курсе 20 человек, 12 девочек и 8 мальчиков. И поэтому пьеса «Дом Бернарды Альбы», где восемь женских ролей сразу, конечно, очень нам подходила. По сути, для каждой из студенток нашлась сразу роль, играли двумя составами. И ведь там нет ни одной проходной роли, все сильные образы – еще бы, такой материал.

Замечу, что «Дом Бернарды Альбы» стал в свое время моей первой режиссерской работой, а декорации к нему делала великолепная Илона Гансовская… С тех пор я очень люблю эту пьесу. 

Что касается «Проделок Скапена», то я всегда рад, когда в список дипломных работ входит комедия. Ну в этот раз у нас площадная комедия дель-арте, Мольер, и мы не зря назвали спектакль «представлением», это совсем другой театр, другой жанр. Студенты играли от души, спектакль получился озорным, по-хорошему хулиганским. Мы сыграли его 12 раз, зрители принимали очень хорошо, одна из зрительниц сказала: «Мне давно не было так весело!», заметьте, не смешно, а весело. И это очень здорово!

Третья работа – «Перешагнуть порог» по пьесам Александра Вампилова стала для нас дополнением к двум спектаклям. В принципе, в «Доме Бернарды Альбы» и «Проделках Скапена» все ребята уже показали себя, но именно с постановкой «Дом окнами в поле» по Вампилову мои студенты съездили в Японию на мини-гастроли (впервые в истории института искусств) и Южную Корею на фестиваль, так что не показать его было просто нельзя.

Мы в спектакле объединили три пьесы Вампилова – в первом акте «Сто рублей старыми деньгами» и «Двадцать минут с ангелом», во втором – «Дом окнами в поле», причем в первой пьесе позволили себе даже ввести в действие несколько булгаковских персонажей, свиту Воланда… Поскольку в пьесе есть немного мистики, мне показалось, что это оправданно.

– Вы довольны работами своих выпускников?

– Считаю, что задачу мы выполнили, в том смысле, что в дипломных работах должна быть классика, современная пьеса, разные жанры и разный театр – психологический, дель-арте… Кроме того, спектакли мы играли весь месяц, по большому счету работали в ритме настоящего театра, для ребят это огромная школа. Каждый день они приходили как на работу, каждый отвечал помимо роли за что-то свое – освещение, реквизит и так далее. Кроме того, за месяц они отлично поняли, как много зависит от зала, от публики. Если есть в зале, например, смешливый человек, то все, комедия пройдет как на крыльях. А если публика состоит из людей более спокойных, где-то закрытых, то придется сильно потрудиться, чтобы вытащить из них эмоции… 

Вообще, я доволен своими ребятами. На курсе у меня есть те, кто уже сейчас работает в театрах города. Например, Олеся Белоконь репетирует Ассоль в театре молодежи (кстати, в этом году мы впервые за долгое время выезжали на Всероссийский конкурс чтецов среди творческих вузов, и Олеся стала там лауреатом!). Артем Скворцов занят в том же театре в спектакле «В добрый час», Михаил Белозеров введен на роль Керубино в театре имени Горького, Виталий Шахматов играет в театре флота… 

Мало того, именно мой курс все три года работал в спектаклях «Крейсера», «Стена» и с ними дважды побывал на гастролях в Москве. Словом, у ребят есть опыт и талант, надеюсь, они найдут себя в профессии.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ