Русская страсть в холодных скандинавских героях

Если что не так в семье, виноваты двое, считает норвежский режиссер

28 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4352 от 28 июнь 2018

Премьера спектакля «Нора. Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена состоится в Приморском академическом театре имени Горького завтра и в субботу. И эта постановка почти наверняка заставит зрителей задуматься – это как минимум. А возможно, выйдя из зала после премьеры, публика будет даже спорить… Есть о чем!

Мортен Боргерсен, режиссер из Норвегии, уже известный приморскому зрителю по постановке «Анны Карениной», сам предложил художественному руководителю театра Ефиму Звеняцкому поставить Ибсена. Почему?

– Мне показалось, что это будет интересно, ведь ранее драматургия Ибсена в театре Горького не была представлена, – говорит Мортен. – Ефим Звеняцкий согласился с моим выбором и счел тему пьесы актуальной. Она была написана в 1875 году, но до сих пор не потеряла своей важности и до сих пор цепляет людей, ведь речь в ней идет о самом важном – о человеческих взаимоотношениях, о том, как не потерять любимого человека, не потерять себя в отношениях, быть понятым тем, кто рядом…

Банкир Торвальд Хелмьер (актер Сергей Лисинчук) гордится своей женой Норой (актриса Яна Мялк) – и хорошенькая, и умненькая, и сексуальная, и в люди с нею выйти не стыдно, и дома всегда хорошо – порхает его птичка, белочка, щебечет, детишки подрастают. И в мире бизнеса у него безупречное реноме, все знают, что банкир Хелмьер больше всего бережет свою честь! Кто ж мог подумать, что милая щебетунья Нора скрывает тайну, которая может пошатнуть тот мир, что построил себе Торвальд… 

– Пьесу Ибсена в свое время называли «первыми ростками феминизма в Европе», – говорит Мортен Боргерсен. – И женщины того времени, да и позже, смотрели и читали ее с особым чувством. Нора стала своего рода иконой для женщин, которые решили сказать вслух: «Я хочу сама решать, какой должна быть моя жизнь!». 

Но сегодня, как мне кажется, ставить эту пьесу уже нужно не как гимн феминизму. Сейчас важно рассказывать историю двух людей, ведь в отношениях всегда участвуют двое, и оба они виноваты, если что-то пошло не так. 

Поэтому в моем спектакле на сцене два равноценных партнера – Нора и Торвальд. Мой «Кукольный дом» о том, как нужно заботиться друг о друге. Как уважать друг друга, давать другому человеку в отношениях пространство, чтобы каждый из двоих в семье мог развиваться. Я бы хотел сказать зрителям: не надо делать так, как Нора и Торвальд, потому что они в своих отношениях играют роли, которые сами себе придумали, они притворяются тем, кем не являются.

Я надеюсь, что зрители поймут этот мой посыл, хотя не удивлюсь, если после спектакля мнения мужской и женской части публики разделятся. Даже думаю, что не все женщины согласятся с поступком Норы. Сегодня в Европе и, насколько я знаю, в России тоже после борьбы за равные права, после освобождения женщин появилось множество молодых дам, которые не хотят работать, а мечтают о богатом муже с деньгами, который бы просто обеспечил и позволил жить в «кукольном доме», тратить деньги и щебетать. Многие из них, наверное, сказали бы о Норе: ну чего тебе надо, муж простил, готов и дальше содержать, живи и радуйся. 

Но Нора понимает: она притворялась, что живет, а не жила, она лгала самой себе, делала только то, что ожидал от нее муж, а не то, что хотела она сама, одевалась, как он хотел, говорила, что он хотел. И Нора так больше не может. Она проснулась и не может жить во лжи. Ей нужно понять, кто она и кем может быть. 

Вообще, мне кажется, что финал пьесы по большому счету только начало для самой Норы. Там, за финальной точкой, которую поставил Ибсен, еще целая история, просто мы ее не знаем, но каждый может додумать… 

В спектакле «Нора. Кукольный дом» помимо Сергея Лисинчука и Яны Мялк заняты также Марина Волкова (Кристине Линн), Денис Неделько (Крогстад), Евгений Вейгель (доктор Ранк) и Владислав Яскин (Йенсен). Как признается Морген Боргерсен, у него не было проблем с выбором актеров. 

– Ведь я уже работал с труппой театра, – улыбается режиссер, – знаю большинство актеров и очень их люблю. Отправляясь во Владивосток, точно понимал, кого хочу видеть в какой роли. Мне, кстати, постоянно хотелось – после «Анны Карениной» – снова поработать с театром имени Горького.

Русские актеры, безусловно, вносят ноту страсти в холодных скандинавских героев. Они более темпераментны, не боятся показывать эмоции. Но вот что интересно, когда я говорю: «А ну ударь-ка его по физиономии», они почему-то сначала стесняются…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ