А вас попрошу остаться. На работе
Инициатива правительства России повысить пенсионный возраст, о котором на прошлой неделе объявил глава кабинета министров Дмитрий Медведев, активно обсуждается обществом. Мнения россиян разделились: у каждого свои доводы в поддержку реформы и против нее.
Известно, что пенсионный возраст не изменялся еще со времен СССР. Правительство обосновало данное решение тем, что во многих экономически развитых странах этот показатель уже давно намного выше, чем в РФ. Также за счет повышения пенсионного возраста власти смогут увеличить число занятых граждан и сократить нагрузку на бюджет. Многие граждане согласны с этим, но немало и тех, кто считает: нововведение, призванное сократить экономические проблемы, наоборот, еще больше усложнит им жизнь. Так, уже порядка ста тысяч россиян подписали петицию с требованием отказаться от изменения пенсионного возраста на сайте Российской общественной инициативы. «В» провел свой опрос среди владивостокцев, чтобы узнать их мнение об очередной пенсионной реформе.
Опрос «В»
Сергей КИРИЛОВ, предприниматель:
– Пенсионная реформа в России нужна, она давно назрела. Но ее надо было делать не сейчас, в условиях просевшей экономики, а раньше, в 2008–2012 годах, когда не было таких диких цен на бензин, на продовольствие, на услуги ЖКХ. И вводить пенсионную реформу надо не так жестко, а мягче, постепенно, растянуто. И не за счет предпринимателей и простых людей. Любой разумный человек, предприниматель, бизнесмен любого уровня, который вкладывает свои деньги в бизнес, когда у него возникают проблемы, думает, как уменьшить свои расходы, чтобы увеличить свои доходы. А государство думает, как бы увеличить свои доходы. При этом оно не собирается снижать свои расходы, а только увеличивать. За счет чего можно увеличить доходы? Только за счет налогоплательщиков, населения страны. Правительство мечтает, что всех обложит налогами и таким образом закроет бюджетные дыры. Но, чтобы обложить налогами население страны, отследить движение товаров и денежных средств предпринимателей и собрать эти деньги, надо целую армию фискалов, таможенников и еще много кого. Конечно, правительство может сказать, что оно создает рабочие места. Но они сами же и съедят деньги, что изымут у народа…
Я убежден, что при разработке условий пенсионной реформы правительству и населению надо идти навстречу друг другу. То есть правительство говорит, что берет на себя повышенные обязательства не делать то, не делать это, где-то сократиться, где-то ужаться, в то же время оно дает народу больше свободы зарабатывать. Потому что чем больше народ зарабатывает, тем больше денег будет у государства.
Николай КУТЕНКИХ, редактор отдела новостей «В»:
– Московский холдинг «Ромир» провел социальный опрос, изучая мнение россиян о повышении предельного возраста для выхода на отдых российских мужчин и женщин. И оказалось, что 92 % респондентов против повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Оставшиеся 8 процентов составили молодежь, которой еще далеко до пенсии, и равнодушно встретившие это решение старики.
Лично я не поверил. Поскольку всю нынешнюю неделю проводил собственный опрос среди знакомых и родственников. Ни один из них не поддержал планы правительства. Даже моя 75-летняя тетушка сказала, что нынешние 60-летние мужчины не достигнут отмеренных им министрами 65 лет.
Меня больше всего поразило, в какой именно момент власть озвучила это решение. Во время проведения чемпионата мира по футболу. Наверное, понадеялись, что россияне будут слишком заняты любимой игрой и не станут отвлекаться на «пустяки».
Людмила, 36 лет, менеджер:
– Я отрицательно отношусь к повышению пенсионного возраста. Во-первых, не уверена, что доживу до 63 лет, продолжительность жизни и качество медицинского обслуживания у нас в крае оставляют желать лучшего. Во-вторых, если буду в здравии и смогу трудиться, не уверена, что после 55 лет мне удастся найти работу с достойной зарплатой, ведь у нас организации неохотно берут уже после 40 лет, а что говорить о тех, кому за 50. Да, наверное, смогу устроиться вахтером или уборщицей, но на эти деньги вряд ли можно прожить, если не подрабатывать еще где-нибудь. Понимаю нынешних пенсионеров, которые продолжают работать и получают пенсии, таким образом их совокупный доход позволяет им не оказаться в нищете. Но я буду этого лишена, также у меня не будет выбора уйти в 55 лет на заслуженный отдых или продолжить работать.
Александра, 56 лет, руководитель отдела:
– Я занимаю ответственную должность, много работаю, но при этом получаю достойную заработную плату, расширенный соцпакет. В том году вышла на пенсию и боюсь, что в любой момент мне придется покинуть это место, так как пенсионеров сокращают в первую очередь. Приветствую повышение пенсионного возраста, потому что мало кто хотел бы в 55 лет покинуть работу, уйти на пенсию и жить на копейки.
Алексей, 30 лет, инженер:
– Я против резкого повышения пенсионного возраста. Прежде всего из-за того, что в крае сложно найти хорошо оплачиваемую работу даже людям моего возраста, а что говорить о тех, кому за 40. К тому же после 50 не каждый может похвастать отменным здоровьем. Например, на место водителя кто возьмет с улицы человека в возрасте? С годами ухудшается зрение, начинает болеть спина, появляются другие сопутствующие заболевания, кому нужен водитель в 60 лет... Людям в возрасте обычно предлагают низкооплачиваемые должности, и пенсионные выплаты помогают выживать. Конечно, есть специалисты редких профессий, которые востребованы в любом возрасте, но таких людей единицы, а правительство, считаю, должно думать о большинстве своих граждан. И, если честно, не уверен, что доживу до 65 лет и смогу выйти на заслуженный отдых.
Комментарий «В»
Александр Ивашкин, председатель НП «Лига финансовых институтов»:
– Сейчас рано говорить, что закон о повышении пенсионного возраста будет принят в тех параметрах, которые хочет правительство РФ, – поэтапно поднять возраст выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин, а социальные пенсии платить только с 70 лет. Последствия введения новых пенсионных стандартов, скорее всего, тщательно просчитаны финансовым блоком правительства, но не до конца обдуманы иными госструктурами социальные последствия от очередной пенсионной реформы. Понять финансистов просто: каждый год все больше денег перечисляется из федерального бюджета в Пенсионный фонд, кроме того, нужны деньги для реализации майских указов президента РФ. Поэтому предложения экономического блока правительства лежали на поверхности управленческого решения. По сути, мы увидели самый простой и очевидный чиновничий маневр: чтобы в будущем дать людям средства на пенсию, сейчас их нужно у них забрать.
Российские страховые компании, занимающиеся страхованием жизни и ведущие свою статистику, подтверждают: средний возраст дожития – количество лет, на протяжении которых человек получает пенсию, – за последние 5–7 лет поднялся до 20 лет. Вместе с тем присутствует большая разница в возрасте между мужчинами и женщинами. У мужчин возраст дожития чуть превышает 15 лет, а у женщин немного больше 25 лет. Так вот, после повышения пенсионного возраста дожитие у мужчин сократится до 11 лет, а у женщин – до 18. Ведь до сих пор не объяснен никаким государственным органом самый существенный фактор: как в связи с пенсионной реформой увеличится средняя продолжительность жизни мужчин и женщин? За счет качественной медицины, призывов и поощрения к здоровому образу жизни? Или возникнут другие факторы? Что будет сделано, как и когда, чтобы возраст дожития пенсионеров в будущем не опустился ниже нынешних 20 лет?!
А если исходить от обратного – индексировать и увеличивать пенсии? Тогда бы люди больше тратили на покупку услуг и продуктов, различных товаров, тем самым стимулируя развитие различных видов производств, которое неминуемо повлечет рост прибыли, увеличение зарплат и рабочих мест в компаниях любого размера и любой формы собственности. Тем самым повышалось бы благосостояние населения, сокращалась бедность.
Есть надежда, что последнее слово – слово президента – в этой пенсионной реформе еще не сказано.
Автор: Евгений СИДОРОВ