Принять за семнадцать минут
Главная проблема подготовки медицинских кадров: пациентов много, а практики не хватает
Ситуацией в современной бесплатной медицине в России в целом и в Приморье в частности недовольны не только пациенты, но и врачи. Но все сегодняшние проблемы возникли не вчера.
О том, с какими трудностями приходится сталкиваться самим врачам и что следует предпринять для улучшения ситуации, «В» рассказала врач высшей категории, отличник здравоохранения, заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук, эксперт по качеству лекций и практических занятий в Тихоокеанском государственном медицинском университете Галина Суханова. Ей есть с чем сравнивать: работает в здравоохранении 66 лет, из них 34 года заведовала кафедрой госпитальной терапии ТГМУ.
Короткий опрос, беглый осмотр
– Врачи, заставшие еще советскую медицину, глядя на своих коллег, сами вздыхают: кто нас-то будет лечить? А пациенты уже перестали доверять нашему здравоохранению, и те, у кого есть возможность, отправляются на лечение за рубеж. Почему?
– Претензии населения в плане медобслуживания обоснованны. Это началось давно – с 80-х годов прошлого века, когда была разрушена система субординатуры – формы индивидуальной специализации студентов-медиков. Они проходили практику в больницах и поликлиниках, но только в тех, где были организованы университетские кафедры. Начинающие врачи вели больных и посещали теоретические занятия. После субординатуры молодые специалисты были готовы самостоятельно вести больных. После отмены субординатуры ввели интернатуру: студентов отправляли на практику в больницы и поликлиники по всему краю, но там не было университетских кафедр. В таких условиях студенты усваивали в основном только механику, быстрые действия, но не повышали уровень теоретических знаний.
В прошлом году отменили интернатуру у врачей так называемой первичной практики, в том числе у терапевтов. Возможно, сокращение седьмого года обучения медиков сэкономит средства государственной казне, но это никак не повысит качество медобразования. В поликлиники придут врачи без должного опыта и квалификации.
Между тем в поликлинике врачу-терапевту на первичный осмотр пациента дается 17 минут, этого времени очень мало для качественной работы с больным, особенно для молодого, неопытного врача. Из-за нехватки времени проводится короткий неполный расспрос, беглый осмотр, и эта привычка в итоге приводит к постоянной практике – недосмотреть, недослушать пациента, не получить полного представления о его состоянии, а ведь врачом решаются вопросы не только здоровья, но и нередко жизни человека.
И с этого начинаются проблемы диагностики и лечения, ведь даже самые современные аппараты и техника бесполезны, если врач бестолковый.
В итоге пациенты остаются недовольны неточностью диагнозов, неэффективным лечением. При обращении в поликлинику люди рассчитывают, что им будет назначено максимально рациональное индивидуализированное лечение, в котором будут учитываться не только жалобы, с которыми человек обращается к врачу, но и сопутствующие заболевания, а для этого доктору необходимо знать все недуги пациента.
– Какие еще проблемы существуют в системе подготовки молодых врачей?
– Сейчас немыслимо часто меняются программы обучения, заметно возросла «макулатурная» нагрузка на сотрудников вузов. К примеру, на одну систему организма, например кровеносную, им надо составить до тысячи тестов. Уже признано, что эффективность этой формы проверки знаний весьма низкая. Но преподаватели вынуждены проделывать эту ненужную бумажную работу, которая никак не влияет на учебный процесс. Зато отбирает время, предусмотренное для изучения медицинской литературы – специализированных журналов и монографий.
Чтобы стать хорошим врачом, нужно жить в поликлинике
– По-вашему, какие пути выхода из сложившейся ситуации?
– У нас недостаточно, как я считаю, используется опыт других стран. Например, в США медицинское общеклиническое обучение в некоторых вузах заканчивается на четвертом курсе. После этого студентам дается перечень медучреждений, куда они могут подать заявку на интернатуру, где будущий врач под кураторством опытного специалиста работает от трех до пяти лет. Если студент выбирает специальность врача общей практики, интернатура длится три года, и он дополнительно может изучать узкие направления, например гастроэнтерологию или ревматологию. За три года обучения в таком формате он получает объем знаний на уровне профильного специалиста.
Таким образом, за семь лет усилиями вуза и медучреждения готовится многопрофильный специалист. Дочь моих знакомых сейчас проходит интернатуру в одной из клиник США, к специализации врача общей практики она выбрала для изучения болезни суставов и периферической нервной системы, те заболевания, с которыми пациенты часто обращаются в поликлиники. Помимо этого, она должна пройти обучение по УЗИ-диагностике, эхокардиографии и спирографии, то есть она будет сертифицирована по ряду методов исследования, необходимость которых наблюдается практически во всех поликлиниках. Это дает возможность быть действительно хорошо образованным и востребованным специалистом. Рабочая неделя студента-интерна 80–100 часов, включая два–три обязательных дежурства, но с первого дня работы в клинике он получает зарплату, достаточную для самостоятельного проживания.
В Израиле ординатура длится три года, студенты ведут больных, параллельно продолжается обучение, проходят лекции, семинары, все свои знания студенты подтверждают сертификатами, из-за этого будущие врачи практически живут в больнице. Но они тоже получают зарплату.
Наши выпускники как минимум год должны проработать с наставником – опытным врачом. Но будем реалистами: на деле молодой специалист, придя на работу в поликлинику, не имея практики, остается один на один с пациентами. Поскольку кураторство не оплачивается, тратить свое время на обучение «зеленых» медиков мало кто соглашается. И винить их в том нельзя: у врачей первичного звена и без того мало времени, чтобы тратить его, причем бескорыстно, на наставничество.
Многие молодые врачи тратят на прием 30–40 минут, и это хорошо для пациента, но вызывает недовольство очереди из-за задержки приема и длительного ожидания. Эти реальные ежедневные трудности не компенсируются зарплатой, многие ответственные врачи уходят из специальности терапевта или участкового врача.
ЗОЖ нуждается в пропаганде
– Похоже, спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Но хоть что-то можно сделать, чтобы люди болели меньше, пока наше здравоохранение само выздоровеет. Ваш совет опытного человека?
– Для больных с хроническими заболеваниями необходима постоянная информация, дающая минимально необходимые знания для правильного сохранения своего здоровья. Например, заболеваемость артериальной гипертонией, из-за которой случаются инфаркты и инсульты, на высоком уровне во всем мире, но мы можем управлять ею. Необходимо информировать население об опасности этого заболевания, люди должны знать, что давление необходимо контролировать все время, оно не должно повышаться выше 150 ед., человек должен знать, куда следует обращаться и какие шаги нужно предпринимать. Конечно, пропаганда стоит денег, но это даст отдаленный положительный экономический эффект: снизится уровень смертности и число нетрудоспособного населения. То же самое можно сказать про острые неотложные состояния – часто неизвестна тактика действий при них. В целом информированность населения в медицинских вопросах неудовлетворительна.
Автор: Карина ПОЗДНЯК