Атака на бизнес
Юристы предупреждают о всплеске ситуаций, связанных с рейдерским захватом и уводом предприятий
Одним из обязательных условий развития предпринимательства в любом регионе являются прозрачность и законность правил ведения бизнеса. Человек, начинающий свое дело, должен быть уверен, что завтра никто на это дело не положит глаз и, воспользовавшись мошенническими механизмами, не уведет его в свои руки.
«В большинстве компаний договоры о коммерческой тайне с высшим управленческим звеном не заключаются, игнорируются»
«Для устрашения акционеров злоумышленники могли присылать отрубленные пальцы убитого акционера или траурные венки, могильные таблички»
«Как защитить свой бизнес: от профилактики к контратакам» – этой теме была посвящена авторская программа адвоката Игоря Полякова «Приморский адвокат», выходящая на 8-м канале (Владивосток).
Поводом для выбора темы послужил всплеск однообразных опасных ситуаций, которые возникают у руководителей бизнеса и пагубно сказываются на работе их предприятий, пояснил Игорь Поляков. Есть несколько конкретных схем, с помощью которых атакуют бизнес.
Доноры и паразиты
– Первая ситуация – это, выражаясь языком коммерсантов, увод бизнеса от фирм-доноров в фирмы-паразиты, – говорит адвокат. – Чаще всего это касается компаний, оказывающих услуги людям или организациям по перевозке товаров и грузов. Но в принципе данный пример характерен для любого направления предпринимательской деятельности.
Схема такова. Генеральный директор и менеджеры высшего звена от заместителя и коммерческого директора до главного бухгалтера, хорошо понимая специфику работы предприятия, тайно от учредителя – хозяина компании – создают свою компанию-дублер. Такие компании еще называют паразитами. А дальше действуют банально: вступают в сговор с клиентами основной компании-донора. Она называется донором потому, что из нее высасываются коммерческие соки и энергетические силы, которыми насыщается компания-паразит. Преступники копируют клиентскую базу на флеш-носитель. Клиенты уводятся, контракты с ними неожиданно расторгаются.
Ситуацию усугубляет то, что, как правило, в большинстве компаний договоры о коммерческой тайне с высшим управленческим звеном не заключаются, игнорируются. Хотя они дисциплинируют сотрудников, предусматривая для них справедливую и законную ответственность.
Дальше чистится бухгалтерия, уничтожаются бумаги: например, организуется пожар, хищение и тому подобное. После этого менеджеры под различными предлогами увольняются. Они переходят работать в фирму-паразит. А хозяин фирмы-донора остается один на один со своим умирающим предприятием.
– Помните: доверять трудовому коллективу надо, но если доверие перейдет разумную границу и вы переложите управление бизнесом на менеджеров, перестав контролировать ситуацию, случится переворот, – предупреждает Игорь Поляков. – Иначе говоря, сначала менеджеры, освоившись на работе, начнут подворовывать и «подщипывать», потом почувствуют себя фактическими хозяевами вашей компании, а в финале станут и юридическими хозяевами. Здесь действует золотое правило: доверяй, но проверяй.
Если такая проблема возникла, то для ее решения нужны профильные защитники. Во-первых, адвокат по уголовным делам, потому что в действиях менеджеров могут содержаться такие составы преступления, как злоупотребление, мошенничество, уклонение от налогов и так далее. Также требуются специалисты, разбирающиеся в договорном праве, чтобы оспорить сделки, которые заключались фирмой-паразитом. Требуется налоговый юрист. Необходимо привлечь аудиторов, которые проверят сделки за последние годы. Если есть возможность, можно привлечь информаторов из фирмы-паразита, которые будут передавать вам инсайды (факты внутреннего делопроизводства на чужом предприятии).
Рейдерский захват
Вторая ситуация – это рейдерский захват.
– Такой захват, к сожалению, не редкость в нашем мире, – подчеркивает Игорь Поляков. – Он готовится заранее, тщательно планируется через так называемых кротов. «Кроты» – это недовольные соучредители, акционеры, подкупленные директора. Необязательно генеральный – это могут быть коммерческий и финансовый директора, заместители и прочие управленцы.
Начиная свою схему, рейдеры подключают опытных корпоративных юристов. Заранее изучаются учредительные документы фирмы-мишени, ее устав на предмет слабых сторон. Далее происходит сговор с группой держателей акций, если это акционерная компания. Заключаются сомнительные сделки. Меняется по поддельным протоколам общего собрания компании генеральный директор. В условленный день происходит захват административного помещения, ставится свое охранное агентство, входит своя служба безопасности, присваивается вся документация, включая бухгалтерию. После чего можно считать, что революция на предприятии состоялась. Зачастую сразу после захвата предприятия в спешном порядке заключаются сделки купли-продажи активов, чтобы «оголить» предприятие, оставить без имущества.
В такой ситуации также требуется быстрое противодействие захватчикам, комплекс «реанимационных» мер, чтобы отбить эту опасную атаку.
Как отмечает Игорь Поляков, у рейдеров, как правило, есть связи с полицией того района, где дислоцируется предприятие. Для чего это нужно? Для того чтобы отлавливать заявления потерпевших о возбуждении уголовного дела и чтобы затянуть процесс либо вовсе отказать в возбуждении дела.
– Раньше рейдерские захваты были жесткими, – вспоминает адвокат. – Иногда сопровождались физической ликвидацией учредителей и акционеров, которые неожиданно для всех пропадали без вести. В моей практике были случаи, когда для устрашения и большей сговорчивости других акционеров, для того чтобы парализовать их волю, злоумышленники могли присылать с курьером отрубленные кисти или пальцы убитого акционера или траурные венки, завернутые в праздничную упаковку, могильные таблички и так далее.
Тем не менее при такой ситуации необходимо не бояться, а грамотно выстраивать линию контратаки. Как и в первом случае, привлекать сразу несколько профильных специалистов, потому как один юрист зачастую не может контролировать и решать все проблемы, которые должны быть решены на предприятии в такой ситуации. Нужен комплексный подход. К тому же одного юриста-адвоката можно просто-напросто нейтрализовать, запугав или устранив другим путем.
Несправедливый раздел
Третья ситуация касается несправедливого раздела бизнеса между супругами, партнерами, учредителями, инвесторами. Особенно тяжелой она оказывается в том случае, когда делятся имущественный комплекс, производственные базы.
– Зачастую предприятие записано на нескольких физических лиц – партнеров или супругов, – разъясняет Игорь Поляков. – Иногда бывшие партнеры из верных друзей превращаются в злейших врагов, а любящие супруги – в настоящих злодеев, корыстных и беспощадных. В таких случаях при разделе имущества каждый норовит заполучить либо все, либо долю покрупнее и поценнее. О справедливости, морали, чести речи не идет. Здесь правит принцип иезуитов: цель оправдывает средства.
Интерес представляет не только количество полученного, но и его качество. Если это недвижимость, то имеет цену не только площадь, но и ее коммерческая составляющая: освещенность, этажность, техническое состояние, шаговая доступность, близость к дороге. Споры порой переходят в судебную плоскость, и от грамотной защиты зависит, какие объекты вам достанутся и достанутся ли вообще.
Силовой «отжим»
Четвертую ситуацию можно охарактеризовать сленговым термином «отжим» бизнеса. Он проявляется в неожиданном и методичном давлении на предприятие со стороны правоохранительного блока. То есть начинаются частые проверки со стороны силовых, фискальных органов, оперативные, прокурорские проверки и так далее. При этом бизнесмены зачастую бывают поражены осведомленностью проверяющих в их бизнес-схемах, планах, конфиденциальных, закрытых и даже секретных сделках.
– Как правило, такой силовой нажим ведет к возбуждению уголовных дел, что сопровождается избранием меры пресечения в отношении учредителей и директоров вплоть до заключения под стражу, – подчеркивает адвокат. – Если вы заподозрили подобную ситуацию, когда все компании такого же профиля вокруг как работали, так и работают, а в отношении вас началась травля, нужно принимать экстренные меры.
Для решения таких ситуаций нужны профильные адвокаты. Прежде всего адвокаты корпоративные, работающие с учредительными документами, знающие судебную практику по разделу имущества, в области ценных бумаг, акций и сделок с долями. Плюс адвокаты уголовные, чтобы выявить преступления противной стороны по подделке документов. Она всегда присутствует: составляются договоры, задним числом подписываются протоколы, иногда и подписи в них подделываются, подменяются отдельные листы этих документов, представляются фальсифицированные документы в суд и так далее.
«Решалы» ничего не решают
Разумеется, всех этих адвокатов невозможно собрать в своем кабинете. Большинство юридических фирм не может продемонстрировать такой комплексный профессиональный и грамотный подход. Для этого специально создаются бизнес-адвокатуры. Это комплексный подход, когда предприниматель получает в одной адвокатской организации ответы на все интересующие его вопросы.
– Зачастую к людям, попавшим в сложные обстоятельства, приходят так называемые решалы, – рассказывает Игорь Поляков. – Это слабые юристы, которые якобы владеют связями в арбитраже, налоговой, таможне, где угодно.
Дело в том, что любой судебный процесс – гражданский, арбитражный, особенно уголовный – для людей, склонных к переживаниям, сомнениям, сопряжен с целой палитрой волнительных эмоций. Несмотря на то что их права и интересы представляют адвокаты, у клиентов закрадываются сомнения: а все ли эти адвокаты делают правильно, почему не дают гарантии успеха? И тогда человек начинает метаться, ищет тех, кто гарантирует результат. И находит, потому что существует целая преступная прослойка тех, кто этим промышляет.
Однако следует помнить, что «решалы» – это посредники в коррупционной схеме. Большая часть из них – мошенники, которых на пресловутом сленге называют «кидалами». Итог общения с ними, как правило, плачевный. Результата нет, а сам «решала» испаряется или находит массу причин, почему он не должен возвращать вам деньги.
Приведу пример. Один юрист-решала пытался получить с клиента 50 тысяч долларов для передачи в виде взятки прокурору. Я пресек это «мероприятие», объяснив доверителю всю нелепость таких обещаний. Уверяю вас, коррупции намного меньше, чем вы думаете. Миф о коррупции создают мошенники, которые хотят на вас нажиться.
Автор: Евгений СИДОРОВ