Регионалы подались с рынка?

Этот год для финансовой сферы Дальнего Востока выдался не совсем удачным. В конце апреля прозвучала новость о санации Азиатско-Тихоокеанского банка (Благовещенск) и отзыве лицензии у крупного регионального страховщика «Дальакфес» (Владивосток). В конце мая Центробанк принял решение отозвать лицензию у банка «Уссури» (Хабаровск), приостановить ее действие у ПАО «Страховая компания «Хоска» (Хабаровск), сообщается на сайте регулятора.

7 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4341 от 7 июнь 2018

«В» обратился к председателю НП «Лига финансовых институтов» Александру Владимировичу Ивашкину с просьбой прокомментировать ситуацию.


– Зачистка финансового сектора от проблемных организаций, по идее, должна приветствоваться потребителями. Но с рынка уходят региональные компании, и это уже настораживает: не расчищает ли себе поляну более крупный банковский бизнес? И как это скажется на пользователях банковских услуг?


– Уход любого регионального финансового института с рынка, будь то банк или страховая компания, – это всегда прежде всего ухудшение конкуренции. И это не может не настораживать, поскольку именно региональные банки сегодня обеспечивают доступность банковских продуктов на территории Дальнего Востока.


До сих пор ситуация не вызывала тревогу: за последние несколько лет у дальневосточных банков лицензий отозвано почти на два десятка меньше, чем в других регионах РФ (ЦБ РФ отозвал лицензию у «Востоккредитбанка» (в 2010 году), «Востокбизнесбанка» (в 2011-м), АО «Далта-Банка» (в 2015-м) и «Приско капитал банка» (в 2016-м). 
По большому счету, банковский бизнес на Дальнем Востоке остается достаточно рентабельным и перспективным, особенно в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае. Да, региональным банкам трудно биться за клиента с финансово мощными федеральными коллегами, но у них свой «джокер» – расторопность. Регионалы более оперативно принимают финансовые решения, ведь им не надо согласовывать каждый шаг с главным офисом. 


Однако наметившаяся тенденция к росту доли на дальневосточном рынке крупных банков может привести к искажению структуры региональных финансовых рынков и ухудшению конкурентной среды. И прежде всего – к удорожанию или вовсе недоступности финансовых услуг. Скажем, в апреле в ходе проведения во Владивостоке круглого стола «Финансовый рынок ДФО, текущее состояние и перспективы» Дальневосточное ГУ Банка России представило тепловую карту финансовой доступности федерального округа. «Желтые» и «оранжевые» зоны составили 46 % территории ДФО: их не слишком большая удаленность позволяет при необходимости обратиться в банк ближайшего крупного населенного пункта. В «красных» зонах, где финансовые услуги практически недоступны, оказались 5 % отдаленных сел и деревень Дальнего Востока.


Дальневосточный главк Банка России определил задачу на 2018 год – максимально снизить процент «красных» и «желтых» зон. И, на мой взгляд, достигнуть поставленной цели невозможно без участия региональных банков, чьи офисы обслуживают людей в малонаселенных и труднодоступных районах Камчатки, Сахалина, Магадана и на других территориях округа. Поэтому регулятор должен держать руку на пульсе при надзоре за финансовым сектором региона, чтобы не создать ограничение доступности банковских продуктов бизнесу и жителям региона, потому как это приведет к немедленному удорожанию финансовых услуг.

Автор: Александр КАРАСЕВ