Тень «Каталины»

Тайна гибели неизвестного самолета на Океанском хребте раскрыта? Или до сих пор остается загадкой?

6 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4340 от 6 июнь 2018

Окончание. Начало в номерах «В» за 23 и 30 мая

В предыдущих выпусках «Секретных материалов» мы начали рассказ о поисках остатков неизвестного самолета, разбившегося на Шаморском перевале в период с 1945-го по начало 1950-х годов. По одной из версий, это был американский бомбардировщик P2V Neptune, по другой – летающая лодка «Каталина» с российским экипажем.

 

Пентагон наращивает мощь. До размеров экспедиции 


Поиски бомбардировщика P2V «Нептун» продолжились в середине октября 2007 года, когда подполковник Майкл О’Хара в очередной раз прилетел во Владивосток. Вместе с ним прибыл старший аналитик по холодной войне управления по делам военнопленных и пропавших без вести военного ведомства США подполковник Тимоти Холл.


 Американцы явно не потеряли интереса к своему «Нептуну», несмотря на фиаско нашей прошлогодней экспедиции на Шаморский перевал к предполагаемому месту падения бомбардировщика. Тогда мы нашли обломки самолета, судя по всему, не российского производства. Но был ли это «Нептун»? 


Майкл рассказал, что кость, найденная нами во время раскопок, которую он увез с собой в Штаты, действительно оказалась человеческой, как мы и предполагали. Правда, доказать, что она принадлежит одному из членов экипажа пропавшего самолета, эксперты научно-исследовательского центра на Гавайях не смогли. Слишком мало оказалось материала для исследования. 


Не порадовала ничем и металлическая табличка с номерами и датами, какие обычно крепят на двигателях или приборах. С ее помощью эксперты надеялись выяснить, не были ли это обломки ленд-лизовского самолета. Но и эта задача оказалась не по силам спецам из Пентагона… 


В октябре 2007-го мы с О’Харой и Холлом вновь посетили Шаморский перевал. И опять нашей добычей стали куски оплавленного алюминия, окисленные гильзы и почерневшие пули разного калибра. Американцы разметили флажками место падения самолета и с помощью компаса произвели его привязку к рельефу и сторонам света. На этом наша совместная миссия закончилась. По словам Майкла, в следующем, 2008 году, Пентагон намеревался направить во Владивосток экспедицию, чтобы наконец-то расставить все точки над «i» в деле «Нептуна». 


Установить судьбу каждого 


Покидая Владивосток тогда, в 2007 году, подполковник О’Хара рассказал мне о деятельности комиссии, интересы которой он и Тим Холл представляли в Приморье. 


– Существующее в структуре министерства обороны США управление по делам военнопленных работает по всему миру, – подчеркнул О’Хара. – Его бюджет – 60 миллионов долларов (по данным на 2007 год. – Прим. авт.). Деятельность совместной российско-американской комиссии – это лишь часть работы. Американской стороной в комиссии руководит четырехзвездный генерал Фоглсонг, бывший главком ВВС США в Европе, получивший назначение от президента Буша. Генерал Фоглсонг отчитывается только перед президентом. 


Мы работаем на территории бывшего СССР и Восточной Европы по четырем направлениям: Вторая мировая, корейская, вьетнамская и холодная войны. Мы репатриировали останки 8 американских солдат периода Второй мировой и 18 военнослужащих, погибших во время холодной войны. Мы также прояснили судьбы более 380 человек, пропавших без вести в Корее. К сожалению, пока нам не удалось найти никого из тех, кто пропал без вести во Вьетнаме.


– Вас интересуют судьбы только американских граждан? 


– Всех. Когда поступают запросы от граждан России, мы работаем над ними в первую очередь. В ходе работы с документами советского 64-го истребительного авиакорпуса, воевавшего в Корее, мы установили судьбы 47 из 49 пропавших без вести советских военнослужащих. Всего же в нашем списке советских потерь в Корее около 400 фамилий.


– Сколько человек участвует в поисках? 


– На нашей стороне – 9 членов комиссии. С российской стороны работали 48 человек. Мы – офис поддержки, который ведет каждодневную работу. Когда существовал такой же офис с российской стороны, там тоже было не очень много сотрудников, но они делали большую работу – и в нашей совместной комиссии, и в российской президентской комиссии по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести. Когда генерал-полковник Волкогонов был сопредседателем с российской стороны, у нас были очень хорошие отношения. Сегодня такого офиса у российской стороны больше нет. Поэтому о ее работе я ничего не могу сказать. Сейчас Россия в комиссии никак не представлена.


– Почему? 


– После переизбрания президента Путина на второй срок была проведена реформа его администрации, в результате чего российский офис поддержки расформировали. В 2005 году нам сообщили, что это была ошибка. В 2006-м мы узнали, что российскую сторону в комиссии возглавит генерал Шаманов. Однако президентский указ о составе комиссии так и не появился. Впоследствии мы получили информацию из МИД России о том, что российскую сторону возглавит господин Неверов. Нам говорили, что документы по финансированию работы российской стороны уже находятся на согласовании в Минфине. Потом мы узнали от господина Неверова, что российским сопредседателем будет все-таки генерал Шаманов.


– Вы хотите сказать, что Россию больше не интересуют судьбы ее солдат, пропавших без вести на территории других стран? 


– Я могу говорить лишь о работе нашей комиссии. В недавнем прошлом российская сторона в ней имела структуру, аналогичную американской. В настоящее время такой структуры нет.


– Занимаетесь ли вы поисками пропавших без вести в Чечне? 


– Нет. Американская сторона никогда не работала по Чечне. Мы передавали российской стороне материалы, касавшиеся захваченного боевиками российского офицера. Эти материалы были обнаружены в ходе операции американских войск в Афганистане. 


Что касается советско-афганской войны, то США передали России сведения, прояснившие судьбы 163 советских граждан, пропавших без вести. Также российской стороне было передано 3000 наборов для анализа крови и ДНК для 124-й судебно-медицинской лаборатории в Ростове-на-Дону. Мы сотрудничаем с «Боевым братством» Бориса Громова, с ветеранской организацией генерала Аушева. В октябре 2005 года представители этой организации посетили Центральную судебно-медицинскую лабораторию вооруженных сил США на Гавайях. Они привезли туда останки советского солдата, которые тогда были найдены в Афганистане. Исследование проводилось совместно с российскими и американскими специалистами. В результате список фамилий тех, кому могли принадлежать эти останки, сократился с 40 до 4 человек. Мы надеемся на продолжение этой работы…


Могилы есть, но не те 


Майкл не обманул. Люди из Пентагона действительно прибыли во Владивосток на поиски экипажа самолета P2V Neptune ВМС США. Но только не на следующий год, а через 11 лет, в мае 2018-го. 


К этому времени, если верить результатам работы поискового отряда «Авиапоиск», было установлено, что на Океанском хребте, на том месте, где мы когда-то нашли следы загадочной авиакатастрофы, разбился не бомбардировщик «Нептун», а другой американский самолет – ленд-лизовская летающая лодка PBN-1 «Каталина» с советским экипажем. Трагедия произошла в 1945 году. Все летчики, пять человек, погибли. 


На старом кладбище на станции Океанской, где, по слухам, похоронен экипаж неизвестного – то ли американского, то ли советского – самолета, действительно есть ограда, объединяющая четыре могилы. Но здесь погребен не экипаж «Каталины», а летчики гидроплана Бе-6 539-й отдельной морской дальнеразведывательной Юкинской авиационной эскадрильи, входившей в состав бывшего 115-го отдельного разведывательного полка, дислоцировавшегося на станции Океанской… 


Истина где-то рядом


Согласно недавним публикациям в СМИ очередная совместная российско-американская экспедиция начала в мае 2018-го поиски на Океанском хребте под Владивостоком, где аналогичные экспедиции в 2005–2007 годах якобы не смогли завершить работу в полном объеме, поскольку не были вооружены необходимыми приборами. Смею утверждать, что это не так. Мы тогда перекопали и просеяли несколько кубометров земли и камней. И нашли все, что можно было вообще найти. Часть артефактов вывез подполковник Майкл О’Хара, остальные хранятся у автора этой публикации. Впрочем, это уже другая история.

 

Досье «В»

 

Подполковник сухопутных войск Майкл О’Хара служил на различных должностях в США, Южной Корее, Европе, странах СНГ, России. Два года работал в должности начальника московского офиса (с американской стороны) российско-американской комиссии по делам американских военнопленных, исполнял обязанности старшего аналитика по ГУЛАГу и холодной войне. После Москвы был откомандирован в Ирак.

 

Обратите внимание

 

Если вам или вашим близким, знакомым довелось когда-либо общаться с американскими военнопленными, попавшими в плен в период Второй мировой войны, войны в Корее, вьетнамской и холодной войн, либо если вы располагаете какой-либо информацией о них, вы можете сообщить об этом по адресу: 121099, Россия, Москва, Большой Девятинский переулок, 8, посольство США, управление по обеспечению работы Совместной комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести (JCSD-M/POW-MIA). Телефон: (495) 728-5123, факс: (495) 728-5139.

 

Мнение экспертов

 

Андрей Таранов, заместитель начальника управления МО РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, руководитель российско-американской поисковой экспедиции: 


– Один из самолетов разбился здесь, экипаж погиб. Врезался в сопку в тумане. Есть информация, что здесь же есть остатки еще одного американского самолета, он был сбит в период холодной войны как нарушитель нашей границы. Подтвердить или опровергнуть это еще предстоит.


Робин Родригес, историк управления МО США по розыску военнопленных и без вести пропавших: 


– Когда во время Второй мировой войны США бомбили Японию, американские самолеты, перелетая Японское море, были вынуждены идти на посадку в Приморье. Американские экипажи Советский Союз интернировал на родину. Предстоит установить: это самолеты ВВС США или американские самолеты, которые были переданы СССР по ленд-лизу.

Автор: Сергей КОЖИН