Не бог, не царь и не герой…

Взаимоотношениям музыкального гения ХХ века композитора Дмитрия Шостаковича и «вождя всех времен и народов» Иосифа Сталина было посвящено очередное заседание клуба «Музыкальный вернисаж» во Владивостоке.

5 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4339 от 5 июнь 2018

Лекцию с необычным названием «Царь и художник» прочитал постоянный автор и ведущий клуба, помощник директора приморской сцены Мариинского театра Александр Вовненко. Прошла она в большом зале Приморской государственной картинной галереи. Тема и содержание музыкального вечера были обусловлены прошедшим праздником Победы и стремлением представить творческое наследие Дмитрия Шостаковича, а также его взаимоотношения с действовавшей тогда властью. 


И в этом нет случайности. Его Седьмая «Ленинградская» симфония наравне с песней «Священная война» Александрова стала музыкальным символом самоотверженной борьбы советского народа с фашизмом и победы над гитлеровской Германией. 


Самое удивительное, что к началу Великой Отечественной войны композитор находился в опале у «самого». Хотя известный композитор написал много музыки для прославления советского режима. К примеру, его песня «Нас утро встречает прохладой» из кинофильма «Встречный» 1932 года стала своеобразным гимном на международной конференции в Сан-Франциско в 1945 году, положившей начало созданию Организации Объединенных Наций.


О значимости для мировой истории и Шостаковича, и Сталина говорит тот факт, что фотопортреты обоих помещал на своей обложке известный американский журнал «Тайм». По версии журнала, человеком года в 1942 году стал музыкант, а 1943 году – глава государства и вождь народа, насмерть бьющегося с вермахтом. Вдумайтесь: не политиков или выдающихся деятелей США, Великобритании или других стран, но именно наших соотечественников, ставших синонимами героической борьбы с фашизмом. Именно Шостакович и Сталин в понимании американцев были символами Советского Союза, несшего основные тяготы борьбы с коричневой чумой.


Однако отношения между Сталиным и Шостаковичем не были идеальными. 28 января 1936 года в свет вышла редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» об опере Дмитрия Дмитриевича «Леди Макбет Мценского уезда». Ее раскритиковали за «антинародный и формалистический» характер. Авторство публикации приписывают Иосифу Виссарионовичу. Причиной стала критика самого Шостаковича оперы композитора Дзержинского «Тихий дон» по одноименному роману Шолохова, которая ранее понравилась вождю. А следом, 6 апреля, в статье «Правды» «Балетная фальшь» его балет «Светлый ручей» обвинили в легковесности.


И Шостакович из кумиров советского народа превратился в изгоя. С той поры и до смерти генералиссимуса у него в прихожей квартиры стоял чемоданчик с вещами на случай ареста. И тому были основания. Обвинения в тех же публикациях театра Всеволода Мейерхольда для его создателя закончились трагически – режиссер погиб во Владивостоке в пересыльной тюрьме. Еще один талант – Исаак Бабель, под пытками оговоривший Шостаковича, Александрова, Эйзенштейна, Олешу, Катаева и многих других, был расстрелян в Бутырке. А тут еще Владимир Маяковский застрелился. Но за Дмитрия Шостаковича вступился сам Максим Горький…


Тем не менее Дмитрия Дмитриевича в конце 30-х годов вывели из состава Союза композиторов, лишили звания профессора Ленинградской консерватории, запретили выступать на любых сценах. Это был моральный и материальный удар. По его позднему признанию, он даже собирался покончить жизнь самоубийством.


При этом писать композитор не перестал. Он работал, но «в стол». Потому что выходившие из-под его пера симфонии были полны душевных переживаний. А вот те музыкальные вещи, которые все-таки прорывались на сцену, продолжали восхищать слушателей. 


…22 июня 1941 года началась Великая Отечественная, в сентябре Ленинград оказался в блокаде, и на протяжении 900 суток его жители вместе с воинами Красной армии и моряками Балтийского флота защищали свой город. И в самый сложный период обороны появляется Седьмая «Ленинградская» симфония. В первой ее части звучит тема нашествия, при прослушивании которой мурашки бегут по коже. Симфония покорила мир, ее триумфально играли на ведущих концертных площадках, Шостакович стал кумиром в странах-союзниках. 


Уже после войны композитор вновь попал в немилость, многие члены политбюро требовали от Сталина крови маэстро.


Но из-под удара композитора вывел сам Иосиф Виссарионович. Один-единственный разговор между ними состоялся в марте 1949-го по телефону. Сталин спросил собеседника, как тот себя чувствует. И услышал в ответ простодушное – «тошнит». Мэтра тут же определили в кремлевскую больницу, а затем отправили в турне по США. Это был звездный час Шостаковича. 


«Художник» пережил «царя» и продолжал писать гениальные произведения.

Автор: Николай КУТЕНКИХ