Бродилки Михаила Фролова

Суровая и спокойная зимняя река Максимовка – самые севера нашего Приморья… Нежные летние, дышащие зноем и одновременно умиротворенные пейзажи – эти с юга края, из села Барабаш. А вот Владивосток… С такой нежностью написан, с такой любовью к родным местам, что даже обычный, казалось бы, железнодорожный переезд в районе Фонтанной смотрится как самое красивое место в нашем городе…

1 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4338 от 1 июнь 2018

И все это – более 40 картин – на выставке Михаила Фролова, что проходит в залах Приморского отделения Союза художников.


– Не люблю слова «творческий отчет», художник должен перед самим собой и перед Богом отчитываться, – говорит Михаил Фролов. – Но, по большому счету, эта выставка и есть своего рода мой отчет – о поездках, которые у меня были с 2014-го по нынешний год: на Байкал ездил, на север и юг Приморья – от реки Максимовки, что севернее Тернея, до Барабаша; в Китае побывал – и на юге, на Хайнане, и в Шанхае, и в провинции Хэйлунцзян. Словом, поднакопилось работ, вот и захотелось показать… 


– Вы сознательно сделали выставку, основа которой – пейзажи?


– В том-то и дело, что сегодня меня от философских умозрительных работ все больше тянет к пейзажам, к природе. Причем для меня это вызов самому себе: сумею ли справиться, передать то, что чувствую, что понимаю про то место, которое пишу, сумею ли создать концентрированный художественный образ. Я ведь никогда не пишу этюды, сразу готовые работы, и это тоже непросто. Как нахожу места? Всегда начинаю от печки. Вот как было в Барабаше. Остановился в одном доме, вышел утром на крыльцо – цветы, калитка, тишина… Вот с этого и начал писать. Потом стал гулять по поселку и сразу отмечать места, удачные точки, сюжеты какие-то. Вот так одно за другим и получается. А иногда какое-то место утром кажется неприглядным, простым, а вечером – с другим светом – оно просто великолепно! И вдохновляет… Провел в этом поселке прекрасное и очень плодотворное время – два месяца. Удивительного спокойствия и хорошего настроения были месяцы, я словно уловил тот настрой, который дарили южные сопки, тайга… Как сказали мои друзья, на работах из Барабаша чувствуется ветер пространства, сквознячок такой…


А приморские севера! Я туда всю жизнь стремился, и вот получилось – влюбился навсегда в Максимовку, в этот суровый и прекрасный край, в Сихотэ-Алиньский заповедник, в Амгу и Кему.


И да, на выставке немало работ с видами Владивостока, хотя здесь не представлена и десятая часть того, что я написал, вдохновляясь приморской столицей. Так получилось, что раньше не писал город, а тут вдруг как крылья выросли, захотелось писать и писать родной Владивосток. Может, я певец окраин каких-то, но вот тянет к рельсам, к пейзажам с железной дорогой, вот и брожу по уголочкам Фонтанной, по Океанской… 


Мне не нужны эффектные и суперузнаваемые места, чтобы писать «салонные» картины, наоборот, хожу с этюдником там, где, возможно, другой глаз красоты и не увидит. А мне хочется показать именно эти места, мимо которых мы проходим в суете будней. А ведь они такие красивые!


– Так в чем же основная идея выставки?


– Она, в общем, простая: это повесть о моих бродилках, о путешествиях. Как говорит давний друг, моя охота к перемене мест, к постоянным путешествиям отражается в этой тяге к пейзажам.


Две центральные работы выставки – автопортрет «Китайская еда» и зимний пейзаж с тиграми. 


Автопортрет, несмотря на то что он очень яркий, в красных тонах, несет далеко не мажорное настроение. В нем чувствуется какая-то минорность, что-то почти осеннее, грустное. Хотелось поразмышлять на тему дешевки в нашей жизни… Вот и вышли на полотне мои личные переживания по этому поводу. 


А пейзаж с тиграми написан частично с натуры – это перевал Лунный, что по дороге на реку Максимовку, если ехать через Дальнереченск и Рощино. Абсолютно безумной красоты места! Ну, разумеется, тигры мне не позировали, это фантазия…


Кстати, часть работ с выставки я уже проверил, так сказать, на зрителях – показал их в Находке и в Артеме. И отзывы были просто прекрасные, публика поняла и приняла. Это очень воодушевляет. 


– Живопись Михаила Фролова реалистична, но при этом в ней есть та мера условности, которая говорит о вдумчивом отношении художника к натуре, – рассуждает искусствовед Ольга Зотова. – Приморская глубинка и побережье, Владивосток, Дальний Восток, Алтай, города и провинции Китая – везде, где бы ни оказывался Михаил, он видит внешний мир особым зрением художника, дающим образ места.


Его пейзажи лишены подробности и мелкой деталировки, и от этого рождается ощущение свободы, раскрепощенности. Он любит пленэр, который дает особую энергию и подпитывает правдой жизни. Вдохновляясь натурой, Михаил последовательно разрабатывает мотив, пишет серии, создавая образное повествование отдельной территории.


Путешествие – большое или малое – увлекает его непредсказуемостью, возможностью нового образа, а если говорить о сельской глубинке, то неподдельностью, подлинной ценностью.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ