Предмет гордости японского мужчины

Что прежде могло подчеркнуть статус самурая, а сегодня висит на мобильном телефоне?

30 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4336 от 30 май 2018

А все началось с того, что в традиционном японском костюме не было карманов. Совсем. Меж тем даже у мужчин всегда бывает с собой немало мелочей, которые неплохо бы куда-то положить. И что делать?

 

Разумеется, японцы нашли выход. Придумали сначала сагэмоно – кисет или кошелек на веревке, затем инро – ящичек, в которых хранили необходимые мелочи. Инро закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Крепились инро к поясу кимоно (оби) при помощи шнура. Его сворачивали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили пуговицу-противовес. Вот эта пуговица со временем и стала одним из самых изящных украшений мужского японского костюма. А затем – предметом коллекционирования и восхищения. Да, речь идет о нэцке… 


Вторые в мире. Зато первые в России!


Увидеть и хорошенько рассмотреть эти удивительные – одновременно утилитарные и в то же время, безусловно, являющиеся творениями искусства – предметы можно в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС. Там работает выставка «Современные нэцке. Японская миниатюрная скульптура из дерева». 


– Уже пятый год весна для нас начинается с выставки на японскую тему, и каждый раз ее любезно предоставляет Японский фонд, а в организации помогает генеральное консульство Японии во Владивостоке, – говорит Надежда Сухарева, директор музейно-выставочного комплекса ВГУЭС. – У нас уже побывали выставки фотографии, современного японского искусства. Но вот на этот раз нам просто необыкновенно повезло: владивостокцы получили возможность увидеть выставку современных нэцке, причем вторыми в мире! Японский фонд собрал ее из своих «закромов» (куратором проекта выступил директор музея «Эйсей Бунко» Тайсю Комацу, этот музей специализируется на показе современного декоративно-прикладного искусства) совсем недавно и представил этой весной в Ханое. А из Ханоя выставка поехала прямиком во Владивосток. Потом она будет еще долго путешествовать по миру. В России же мы ее показываем первыми!


Все 65 фигурок, представленных на выставке, были либо сделаны специально, либо взяты в коллекцию фонда у современных мастеров. Мало того, четырем известным японским авторам, работающим в поле современного искусства, фонд специально заказал нэцке. И оказалось, что современный художник вполне может выразиться в таком традиционном виде искусства. 


Непростое украшение


Невероятная, конечно, вещь – нэцке, очень японская в сути своей. Маленькая, не больше куриного яйца, эта фигурка так тщательно проработана, так филигранно выполнена, что от нее глаз не отвести! Кстати, у нэцке нет того, что мы называем донышком: со всех сторон фигурка тончайше сработана, и рассматривать ее можно и снизу, и сверху, и с любого боку. А как иначе? Ведь во времена оны нэцке давали возможность состоятельным японским мужчинам хоть капельку пофорсить.


– Нэцке могли быть сделаны в виде компаса, счетов, это даже бывали маленькие клеточки для светлячка, – рассказывает Ольга Хованчук, специалист по японскому костюму. – Японские мужчины в связи с существовавшим в прежние времена в Японии запретом на роскошь могли показать свой достаток только в деталях, в аксессуарах, имели возможность самовыразиться, подчеркнуть свой статус, обозначить культурные предпочтения только так. Конечно, нэцке могло быть и просто утилитарным, но могло быть выбранным и специально, много говорящим понимающему человеку. 


Резные нэцке были вещью дорогой, их позволяли себе только обеспеченные люди. По сути, для обеспеченного японского мужчины XVI–XIX веков это было такое же украшение, как сегодня кулон для дамы. 


В старину нэцке делали из кости, фарфора, дерева. На выставке в музее ВГУЭС представлены в основном деревянные нэцке, выполненные из самшита. Впрочем, есть и фигурки из хурмы, кипариса, вишни японской, сосны, бамбука, сливы, шиповника, а также сухого лака и стекла. 


Красота и на ощупь хороша


На каждый стеклянный ларец, в котором находятся экспонаты, организаторы выставки положили лупы – и это очень правильно. Поверьте, от разглядывания фигурок невозможно оторваться, хочется очень-очень долго рассматривать, например, мышку, фактически неотличимую от живой. Или собачку, похожую на плюшевую как две капли воды, или коробочку семян лотоса, или бога удачи Эбису, или нос бога Тэнгу. Или такое полное внутренних смыслов нэцке, как «Погребение»: оно создано в виде скорлупы грецкого ореха, в которой лежит череп. Между прочим, скорлупа плотно закрывается, и о том, что внутри лежит череп, знает только тот, кто носит это нэцке. Изящно, не правда ли? 


Кстати, три фигурки из самшита и черной древесины на выставке можно потрогать. Только так, ощупывая пальцами, вы сумеете оценить всю тонкость работы – ведь, несмотря на изящество резки, нэцке тактильно должно доставлять наслаждение. И удивительно: в руках оно гладенькое, как все то же яйцо… 


– Основной посыл выставки, на мой взгляд, вот в чем: если бы японцы не отозвались на новые тенденции, на новые формы, то нэцке просто исчезло бы как живой вид современного ремесла, декоративно-прикладного искусства, – объясняет Надежда Сухарева. – Ведь к этому были все предпосылки: нэцке фактически перестали изготавливать после Второй мировой войны, когда японцы стали массово переходить на ношение костюмов европейского кроя. При отсутствии спроса мастера перестали творить или повторяли в своих работах то, что уже делали до них. И только удивительное умение жителей Страны восходящего солнца не только хранить свои традиции, но и развивать их помогло нэцке стать из традиции искусством. 


Кстати, для молодежи Японии сегодня нэцке в первую очередь – фенечки, брелоки на телефон. И по сей день эти вещи соединяют в себе утилитарность и искусство. 

 

Кстати

 

Ёдзи Ямада. Чайник из храма Мориндзи. 2008. Самшит, золото, ракушка-тюрбан.


Нэцке изображает тануки-оборотня, который мог превращаться в чайник-котелок. Существует множество вариантов легенды «Бамбуку-тягама». Вот одна из них: «В годы Оэй (1394–1428) в дзэнском храме Мориндзи, находящемся в южной части города Татэбаяси, жил монах по имени Сюкаку. У него был котелок для чая, обладавший необъяснимой особенностью: вычерпать из него весь кипяток было невозможно. Как-то Сюкаку показал котелок настоятелю монастыря, и тот определил, что это тануки, обернувшийся котелком. Разоблаченный тануки принял свой настоящий вид и убежал из монастыря».

 

Справка «В»

 

От миниатюрной скульптуры нэцке отличаются тем, что это утилитарные, практические предметы с функцией брелока. Это означает, что каждое нэцке должно иметь два отверстия, через которые пропускается шнурок. Кроме этого, в дизайне нэцке надо учитывать сторону, которой повернут предмет, когда шнур продет через отверстия и нэцке подвешено за пояс. 


Если фигурка животного переворачивается вверх ногами или фигурка человека смотрит назад, это значит, что отверстия для шнура расположены в неправильном месте. Если нэцке изображает стоящего человека, отверстия обычно располагают на спине, если это лежащее животное, то отверстия будут на нижней части фигурки. В некоторых нэцке, однако предусматривается, что шнур будет проходить в свободное место между руками человека, ствола дерева или между зубов животного.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ