Наконец-то поеду к деду...

Газета «Владивосток» помогла жительнице приморской столицы найти могилу предка-героя 73 года спустя после его гибели

30 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4336 от 30 май 2018

В День Победы Марина шла по Владивостоку в Бессмертном полку с портретом своего деда. Потом она свернула на Корабельную набережную к мемориальному комплексу «Боевая слава ТОФ», прислонилась к плите, на которой среди имен погибших в Великой Отечественной войне владивостокцев выбито: «Илларион Силыч Ильчишин».

 

«Даже на могиле твоей побывать не смогли. Где ее искать?» – в очередной раз подумала она. Или сказала это вслух?


…Дед Марины Белецкой погиб в 1945-м в Маньчжурии. Жене сообщили, что похоронен Илларион Силыч Ильчишин в провинции Муданьцзян на станции Даймагоу. До последнего времени вся семья была уверена, что его могила находится в Китае. А на все многочисленные попытки узнать хоть что-то о боевом пути деда Марине приходили лишь сухие отписки: «в списках не значится», «сведений нет», «не учтен».


Улыбка в наследство


Похоронка, свидетельство о браке и крохотная фотография – вот и все, что осталось Марине на память о деде Илларионе. Впрочем, нет, она унаследовала еще его широкую улыбку и круглые щеки.


– Мы с мамой в дедушку – смешливые, а старшие его дети – те серьезные, в бабушку. На единственной фотографии, где они все вместе, бабушка сидит без тени улыбки на лице, а дед стоит рядом и едва сдерживается, чтобы не засмеяться, – рассказывает Марина.


Она очень жалеет, что та старинная карточка не сохранилась – рассыпалась от старости…


До недавнего времени Марина и не надеялась, что сможет побывать на могиле деда. А потом наткнулась в газете «Владивосток» на статью «Как будто мы нашли его живого…» (см. номер за 10 мая 2018 года), где упоминалось о том, что погибшие в 1945-м в Маньчжурии советские воины были перезахоронены в Приморье. Марина решила рискнуть и обратилась в редакцию за помощью.


Последняя встреча


Трудно передать переполнявшие и ее, и нас чувства – волнение, растерянность, радость, когда в списках бойцов, похороненных на мемориальном комплексе «Снеговая сопка» в поселке Пограничном, мы нашли-таки ее деда. Правда, в документах была ошибка. Вместо «Ильчишин» было указано «Ильичихин». Но все остальные данные – имя, отчество, номер части, военкомат, из которого призывался боец, дата и место гибели – не оставляли сомнений: дед Марины Белецкой похоронен именно здесь. 


…О своем дедушке-фронтовике, погибшем 24 августа 1945 года во время Маньчжурской операции, Марина Белецкая раньше знала совсем немного. Бабушка, Мария Гавриловна, не любила рассказывать о муже. Что тому было причиной, неизвестно. Вероятно, ей слишком тяжело было вспоминать прежнюю жизнь.


Но доподлинно известно, что и дед, и бабушка приехали во Владивосток с Украины, поженились здесь, строили планы на счастливую жизнь, родили троих детей. А потом все перечеркнула война.


– Старшая из детей, моя тетя Валентина, вспоминала, что в 1945-м мама привозила их всех на встречу с отцом в Раздольное. Там стояла его часть перед отправкой в Маньчжурию. Говорит, папа шел к ним навстречу по дороге: высокий, крупный и, как всегда, широко улыбающийся, – рассказывает Марина.


Это была их последняя встреча.


Августовская буря


К тому времени страна отпраздновала победу над Германией. Но на востоке разворачивалась японская война. СССР готовился к Маньчжурской наступательной операции под кодовым названием «Августовская буря». 


 На сайте Минобороны «Ход войны» сообщается: «Маньчжурская операция проходила с 9 августа по 2 сентября 1945 года. Ее целью было разгромить японскую Квантунскую армию, занять Маньчжурию и Северную Корею и уничтожить военно-экономическую базу Японии на Азиатском континенте».


В то время вооруженных сил на Дальнем Востоке для ведения масштабных боевых действия было недостаточно. Поэтому с мая до августа на Дальний Восток прибывало подкрепление из Европы. 


В одной из воинских частей, которые перебросили воевать в Маньчжурию, и служил Илларион Ильчишин. А в сентябре Марии Гавриловне пришла похоронка: «Ваш муж красноармеец Ильчишин Илларион Силыч погиб в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, 24 августа 1945 г., похоронен в отдельной могиле в Маньчжурии». 


Тихое возвращение 


– Бабушка была очень простой. Может, и хотела побывать у мужа на могиле, но в советские времена в Китай съездить было непросто. И даже когда границу открыли, мы не понимали, где искать место его захоронения, – рассуждает Марина. 


Мария Гавриловна и ее дети, а потом и внуки не знали ничего о том, что в конце сентября 1945 года Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин приказал: «Всех солдат и офицеров Красной армии, захороненных на территории Маньчжурии, вывезти и перезахоронить на территории Советского Союза». Приказ был выполнен. К концу октября 1945-го почти все погибшие в Маньчжурии советские воины были перезахоронены в Краскино, Новогеоргиевке, Полтавке, Гродеково, Лимане, Решетниково и других приморских селах. Но не всем родственникам об этом сообщили.


– Многие документы того времени проходили под грифом «секретно», и лишь не так давно его сняли, – объясняет руководитель акции «Вспомним всех поименно» Анатолий Долженко.


В материале «Возвращая погибшим имена» (см. номер «В» за 13 апреля 2016 года) мы уже рассказывали, что несколько лет назад заместитель главы администрации Пограничного района Анатолий Долженко собрал группу единомышленников. Вместе они восстанавливают могилы похороненных в Приморье советских воинов, ведут поиск их родственников. 


Во время работы энтузиасты столкнулись с тем, что очень трудно разобраться в документах того времени, многие из них просто утеряны. Как отмечает Долженко, списки перезахороненных из Маньчжурии передавались в комендатуры, военные комиссариаты и сельсоветы, на территории которых находились захоронения. Документы составлялись и хранились небрежно. И сегодня все данные добровольцам приходится восстанавливать и систематизировать буквально по крупицам. 


Вспомнить всех поименно


Как объясняет Анатолий Долженко, трудность состоит еще в том, что в Приморском крае нет целевой программы сохранения памяти о воинах, погибших в годы Второй мировой войны. Денег на эти цели никто не выделяет. Поэтому общественники решили «пустить шапку по кругу» – попросить всех, кто захочет и сможет, финансово помочь благому делу. Для этого два года назад была организована акция «Вспомним всех поименно». И собрать удалось немало. На народные деньги энтузиасты смогли привести в порядок мемориальные плиты с именами и фамилиями 1711 советских солдат и офицеров, погибших в войне с японцами. Тогда же реконструировали мемориал «Снеговая сопка», где похоронен в том числе и Илларион Ильчишин.


– Когда в СМИ стали появляться сообщения о том, что рядом с Пограничным, на сопке Снеговой, восстановлено захоронение, где покоятся бойцы, погибшие в Маньчжурии, я позвонила замглавы Пограничного района Валентине Шаровой. Она проверила документы и сказала, что в их списках Ильчишин Илларион Силыч не значится, – вспоминает Марина Белецкая.


Но, как мы уже говорили, в списках была допущена ошибка. Для того чтобы убедиться, что на Снеговой сопке покоится дед Марины Белецкой, надо было просто проверить все данные погибшего…


Боевые заслуги


Но газета «Владивосток» никогда не останавливается на полпути. Мы решили помочь Марине отследить боевой путь ее деда. На сайте «Подвиг народа» нам удалось выяснить, что Иллариона Ильчишина призвали в армию в самом начале войны – 24 июня 1941 года. Но в боевых действиях он стал принимать участие только в 1943-м. В 1944-м был ранен. Потом снова вернулся в строй. А в 1945-м проявил себя геройски и был за это награжден медалью «За боевые заслуги». 


На другом сайте – «Память народа» – мы нашли сведения, что Илларион (в наградном листе опять-таки ошибка – написано «Ларион») Силыч Ильчишин был награжден (посмертно) медалью «За боевые заслуги». Вот что написал в наградном листе командир 119-й гаубичной бригады полковник Иосиф Мицкевич: «Красноармеец Ильчишин за время нахождения его батареи в боевых операциях в Прибалтике показал себя смелым, дисциплинированным, знающим свое дело огневиком. В боевой операции 23.01.45 года в составе 10-й Гвардейской армии в районе Пурвини взвод, в котором находился он, получил команду перенести огонь по скоплению пехоты на опушке леса, что севернее Пурвини. Исполняя обязанности кранового и гусеничного, он быстро работал на лебедке гусеницы. Благодаря его четкости и стараниям огонь был открыт своевременно. В результате чего было рассеяно и уничтожено около роты противника».


Свой подвиг наш земляк совершил при освобождении от фашистов Прибалтики. Именно оттуда через всю страну их часть перебросили в Приморье. 


– Читаю все это просто с замиранием сердца, – признается Марина. – Очень жалко, что уже нет в живых бабушки и их старших детей. Осталась только моя мама. Сколько бы им принесло радости это известие. Был бы большой семейный праздник.


Марина с нетерпением ждет того дня, когда они всей семьей смогут побывать на месте захоронения деда Иллариона, с фотографией которого она уже несколько лет шагает в Бессмертном полку.

 

Обратите внимание

 

Акция «Вспомним всех поименно» продолжается. В Приморье еще много воинских захоронений, которые надо привести в порядок. Если у вас есть возможность и желание помочь, вы можете внести посильную сумму на счет, открытый на имя члена инициативной группы Андрея Викторовича Абрамова. Его номер карты Сбербанка – 4276 3800 1868 5664 (напишите, от кого перевод, и укажите город, где живете). Можно передать средства лично руководителю акции «Вспомним всех поименно» Анатолию Валентиновичу Долженко по адресу: пос. Пограничный, ул. Советская, 31, каб. 302 (3-й этаж), в рабочее время. Тел. 8-423-452-17-84, сот. 8-924-248-62-87.

 

Справка «В»

 

Полный список имен советских солдат и офицеров, погибших и умерших от ран в годы Второй мировой войны и захороненных (перезахороненных) на территории Пограничного района Приморского края, которые были установлены поисковой группой Анатолия Долженко, опубликован на сайте Vladnews.ru.


Газета «Владивосток» напоминает, что отследить судьбу и узнать место захоронения своих родственников, погибших во время Второй мировой войны, теперь можно при помощи электронных баз данных. О том, как это сделать, мы подробно писали в статье «Уходим в разведку» (см. номер «В» за 18 апреля 2018 года). 

Автор: Наталья ГРЕЧИНА