Кроил корабли, теперь – сапоги

Как инженер-кораблестроитель переквалифицировался в сапожника

29 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4335 от 29 май 2018

Современных жителей большого города удивляют вещи ручной работы. Мы находим поразительным умение других делать что-то своими руками в обычной городской квартире. «В» продолжает серию материалов, посвященных мастерам хендмейда, людям, создающим своими руками уникальные вещи.

 

Александр Нажимов – кожевник. Молодой человек делает своими руками кошельки, ремни, сумки и браслеты. Сейчас он перешел на новую ступень мастерства – стал еще и сапожником. 


Конверсия по-приморски 


– Как давно вы увлеклись кожевенным делом? Почему из всего многообразия хендмейда именно этот вариант? 


– По профессии я инженер-кораблестроитель. На самом деле, любовь к коже зародилась у меня очень давно. Когда смог позволить себе купить первый кошелек, выбрал именно кожаный. Ну и, соответственно, дальше покупал аксессуары только из кожи: сумки, перчатки, ремни, документницы. 


Все началось с того, что долго не мог купить себе обувь, сделанную из хорошо выделанной кожи. Выбирая ботинки в магазине, прежде всего оценивал качество кожи. Брал, как был уверен, добротные товары. Но через довольно недолгое время носки туфель теряли форму, а то и просто разваливались. Тогда я нашел мастера в Кирове и заказал пару ботинок ручной работы у него. Походив в них месяца два, понял, что обувь теплая, но «кривая»: неправильно сделанная, а потому непригодная для носки. Вот тогда я и подумал: почему бы не сделать обувь самому или, по крайней мере, не попробовать?


Самое начало моей работы с кожей пришлось на начало 2017 года. Я подошел к вопросу серьезно: стал читать специальные книжки, что-то конспектировал. Но пришел к выводу, что научиться делать такие вещи без наставника невозможно. Решил искать мастера и напроситься к нему на обучение. Тогда этот процесс пришлось отложить на некоторое время, а пока решил направить свою энергию на создание кошельков, сумок, ремней – попробовать свои силы на мелочах, да и поработать с кожей, понять возможности материала.


– Помните самое первое изделие? Какие были сложности с изготовлением?


– Самая первая вещь, которую сделал сам, – зажим для денег. Получился он, конечно, так себе, но его до сих пор носит один мой друг. Трудности в том, что я не понимал, как правильно раскроить модель: сколько оставлять места для припусков на швы, выбрать правильную длину строчки, как расположить детали, например карманы, чтобы было удобно пользоваться изделием. До сих пор, прежде чем приступить к изготовлению любого изделия, сначала делаю пробную модель из дешевых материалов – смотрю, с какими сложностями придется столкнуться уже при работе с натуральным материалом. Главное – не сдаваться и делать, экспериментировать. А по-другому никак!


Кстати, на первых порах, когда пытался понять и изучить ремесло самостоятельно, заметил: специалисты, которые делают красивые и стоящие вещи из кожи, не очень-то охотно делятся секретами мастерства. Чего не скажешь о сапожниках – те и объяснят, и покажут, и расскажут. Наверное, потому, что это умирающее ремесло. 


– Много ли средств требуется для организации своего кожевенного дела? 


– Первоначальные вложения сейчас сложно оценить, так как покупал впрок много инструментов, приспособлений и материалов, которые мне не пригодились. Исходя из опыта могу сказать, что на оборудование уйдет примерно 20–25 тысяч рублей. 


– Расскажите подробнее об особенностях кожаных материалов: какие сегодня используются для изготовления аксессуаров и пошива изделий?


– Если говорить о коже, то есть несколько типов: растительного дубления, химического и комбинированного. Процесс дубления необходим для того, чтобы удалить из кожи все вещества, из-за которых она будет гнить и стареть. При растительном дублении чаще всего используют кору дуба. При этом кожа остается очень плотной, высокого качества.

Цена на нее, соответственно, тоже высокая. При химическом дублении используется хром. Кожа получается очень мягкой, рыхлой. Вы поймете, о чем я говорю, если воспроизведете в памяти объемную мягкую сумку. Такая кожа, как правило, и идет на сумки и недорогие кошельки. Соответственно, комбинированный тип – это нечто среднее. Еще есть различные типы выделки, текстуры, фактуры. Но тип дубления – это основное.


Также у каждого свой набор инструментов. Со временем у мастера нарабатывается особенный стиль, поэтому он подбирает удобные для себя инструменты. И прежде всего ножи. Их должно быть несколько: как минимум один для раскроя и один, очень острый, для истончения краев. Еще нитки и иголки. Я использую тупоносые иголки для создания седельного шва. Он сильно отличается от машинного и считается одним из самых прочных. 


Еще у меня есть швейная машинка, но ее я использую только для корпоративных заказов – это уменьшает стоимость изделий. Есть прессовочный агрегат – тоже для истончения края. Как правило, использую его для изготовления сумок. Также есть приспособления для нанесения краски на исходный материал, который с производства уходит без цвета: шариковый аппликатор и аэрограф. 


– Что вы выпускаете? Насколько широк ассортимент вашей продукции?


– Весь ассортимент сейчас – это галантерея. Начиная c небольших портмоне и кошельков, ремней и вплоть до сумок и рюкзаков. Изготовить можно все что угодно. Продумать конструкцию несложно, нужно лишь время и опыт, который у меня уже есть. Если что-то непонятно, то приходится читать книги, искать в Интернете, спрашивать у коллег по цеху.

 

Причем я общаюсь со многими кожевниками в России и за границей – их советы и рекомендации помогают в решении проблем.


– Насколько высока себестоимость вашей продукции? От чего зависит цена?


– Очень сложно сказать о средних ценах – все зависит от конструкции и выбранного типа кожи. На данный момент работаю с итальянской кожей. Выбор обусловлен тем, что она в разы лучше в работе и в дальнейшем в носке, чем более дешевые аналоги. Соответственно, ее стоимость на несколько порядков выше, чем отечественная. Вообще, в России с кожей плохо. Производится только низшего качества, так что приходится заказывать импортную.


– Вы используете искусственные материалы? Модная сейчас экокожа чем-то отличается от натуральной?


– Единственное ненатуральное, что я использую в своих изделиях, это алькантара (итальянская искусственная замша). Она близка к настоящей коже, долговечна и практична. Все остальное – дерматин или экокожа – мне крайне не нравится ни в носке, ни в работе. Для меня это неприемлемо. Этот материал холодный, неприятный. Настоящая кожа греет, отдает свое тепло – она как живая. Вызывает только положительные эмоции. 


За сапогами – в Махачкалу


– Расскажите, как проходило ваше обучение сапожному делу. Насколько это сложно?


– Созданию обуви учился у двух мастеров, в Москве и Махачкале. Как и любое обучение, процесс начался с теории, завершился практикой, без нее научиться сапожному ремеслу просто невозможно. Именно для этого я и проходил обучение вживую, чтобы увидеть, понять и сделать ботинки своими руками.


В процессе обучения я с нуля собирал разные пары. Первое, чему нужно научиться, – моделированию обуви, а также подгонке колодки (размер, форма и т.д.). Следующий этап – раскройка и, конечно же, сборка. На первый взгляд, ничего сложного, но, как и везде, возникает много сложностей. А когда тебе подсказывают сразу двое мастеров, все становится намного проще. 


Модели обуви выбирал по вкусу. Считал, что проще собрать ту модель, в которой меньше всего деталей. Но все оказалось с точностью до наоборот: чем меньше деталей, тем сложнее собрать такую обувь.


После сборки деталей верха идет затяжка на колодку. Процесс этот не для хрупких и требует просто-таки виртуозной гибкости: кисть руки напрочь отказывается работать так, как того требует техника сборки. 


– Обувь ручной работы чем-то принципиально отличается от той, что выпускают с массового производства?


– Самое главное отличие обуви ручной работы от той, что производится массово, – индивидуальный подход. Прежде всего для заказчика создается колодка по параметрам его ноги. Она либо изготавливается с нуля из дерева, либо готовая подгоняется под ногу. И уже создается пара на колодке. Такая обувь сидит на ноге идеально. Кроме того, большинство мастеров изготавливают не только кожаные стельки, но и кожаную подошву. Она легче, приятнее к телу, комфортнее при ходьбе. Правда, подошву приходится защищать от влаги и износа. К ней пришивают специальные материалы и обрабатывают особыми жидкостями. 


– Сколько может стоить хорошая пара ботинок, сделанная на заказ?


– Цена за пару обуви начинается от 10–12 тысяч и может доходить до 100 и даже выше. Все зависит в первую очередь от кожи: можно взять дешевую российскую, а можно – телячью итальянского производства. Можно использовать кожу питона или крокодила. Цена, соответственно, будет расти. Также на цену влияет выбор подошвы: полимер или кожа. Конечно, натуральная кожа в разы дороже – сборка занимает больше времени, но заказчик получает высшее качество.


Хобби накормит? 


– Есть ли у вас сейчас основная работа? Планируете расширяться и открывать свою мастерскую?


– Моя основная работа сейчас и есть мое дело. Ко мне приходят заказы со всей России. Пока работаю дома, но в ближайшее время планирую открывать мастерскую на три рабочих места. Один кандидат уже есть – мой ученик, который сейчас помогает в работе. 


Обо мне и моих работах клиенты узнают из соцсетей. В ярмарках и выставках не участвую – нет времени, да и возможности. Я делаю все на заказ, так что и выставлять особо нечего.

 

– Может ли, на ваш взгляд, ручная работа стать полноценным прибыльным делом?


– Сейчас в России много мастеров, которые бросают основную работу и зарабатывают тем, что продают вещи, созданные своими руками. У кого-то получается зарабатывать на своем хобби, у кого-то нет. В моем случае это возможно – было бы желание.

Автор: Анна МИРОНОВА