Марина Шемилина: У меня розовых очков нет

Приморский омбудсмен – о социальной ответственности бизнеса

24 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4333 от 24 май 2018

За последнее десятилетие в России изменились требования, предъявляемые предпринимательству обществом: мы ждем от бизнеса повышения социальной ответственности. Однако до сих пор не сформулированы четкие критерии, по которым можно однозначно дать ответ, является ли данная компания или предприниматель социально ответственными. 

 

Вообще, идея этого движения в том, что капиталист, получая прибыль, должен решать и социальные задачи. Но зачастую это «решение задач» власти и деловые круги понимают каждый по-своему. 


В преддверии Дня российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, «В» встретился с уполномоченным по защите прав предпринимателей Приморья Мариной Шемилиной и расспросил, какой бизнес в нашем регионе считают социально ответственным власти и что в это понятие вкладывают сами предприниматели. 


– По-вашему, что входит в понятие социально ответственного бизнеса?


– По моему мнению, социально ответственный бизнес – это прежде всего ведение цивилизованного предпринимательства: надо платить налоги, достойную заработную плату, предоставлять качественные и безопасные товары и услуги. Если бизнес все это соблюдает, его уже можно отнести к социально ответственному. 


Почему-то некоторым чиновникам и обывателям кажется, что социально ответственный бизнесмен – это капиталист, который должен всем и все. Обязан создавать новые рабочие места, спонсировать какие-то социальные учреждения или мероприятия, заниматься благотворительностью и еще чем-то, о чем его попросят. Я категорически против именно такого понимания. На мой взгляд, и практика подтверждает это мнение, почти каждый предприниматель, доходя до определенного уровня своего развития, начинает испытывать потребность помогать тем, кто нуждается в этом. 


– Как проявляется социальная ответственность приморского бизнеса? 


– Можно привести огромное количество примеров, когда предприниматели создают фонды, оказывают финансовую и нефинансовую поддержку некоммерческим организациям и отдельным людям. Конечно, объем этой помощи различен, как и различны уровни прибыльности предприятий, порой даже микропредприятия предлагают свою помощь. Например, знаю владелицу небольшого магазина в спальном районе, которая всегда на большие праздники формирует подарочные пакеты для ветеранов и пенсионеров из числа своих покупателей. Так как это магазин шаговой доступности, его хозяйка прекрасно знает предпочтения постоянных покупателей и кладет в пакеты именно то, чему они будут рады. И об этом ее никто не просит, не заставляет. Просто так она понимает свой гражданский долг – отдать дань ветеранам, порадовать заслуженных людей. Можно привести в пример комитет по развитию женского предпринимательства приморского регионального отделения «Опоры России». Там помогают фонду помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Сохрани жизнь», организациям инвалидов, участвуют во многих социальных мероприятиях города и края. 


Один из нынешних вице-губернаторов, будучи еще в статусе бизнесмена, а не чиновника, создал фонд в поддержку развития предпринимательского движения. 


Своего рода лакмусовой бумажкой стал тайфун «Лайонрок». Приморский бизнес показал себя с очень хорошей стороны. Во Владивостоке компании и организации создавали пункты сбора вещей, одежды, продуктов и отправляли за свой счет транспортом в районы, пострадавшие от стихии. Например, в Чугуевском районе предприниматели раздавали бесплатно продукты первой необходимости для односельчан. Некоторые приморские компании безвозмездно предоставляли технику и оборудования для ликвидации последствий наводнения. Есть предприниматели, которые пошли навстречу просьбам глав поселений и участвовали в спасении территорий от затопления оперативно, оставив на потом оформление документов на проведение работ. В итоге им до сих пор не оплатили труд. Недавно четыре торговые сети и три производителя молочной продукции в присутствии врио губернатора Приморья подписали соглашения, направленные на недопущение необоснованного роста розничных цен. И все это перечисленное тоже показатель уровня социальной ответственности бизнеса. 


– Есть ли положительная динамика в развитии социального партнерства бизнеса и власти в крае? 


– Чиновники на местах начинают понимать, кто такой предприниматель. Те, кто понимает, благодарны им за то, что они создают рабочие места, добросовестно платят налоги в бюджет, которые ведь и идут на решение социальных задач. Понятно, что для власти социалка всегда стоит на первом месте, создание условий для развития бизнеса – на втором. Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, подтверждая это, отмечает: по значимости социальные вопросы, безусловно, на первом месте. А по очередности решения задач на первом месте должна быть работа по улучшению условий ведения бизнеса, так как именно работающие компании и предприятия дают деньги в бюджет для решения социальных вопросов.


Прежде всего социальная ответственность бизнеса – платить налоги и достойную заработную плату, предоставлять качественные и безопасные товары и услуги. Но власть обращается к предпринимателям и по другим вопросам, если ей нужна помощь и поддержка. Особенно заметно это в муниципальных районах. И если во Владивостоке есть средний, крепко стоящий на ногах бизнес, то в муниципальных районах его мало, и, конечно, там власти обращаются за помощью к «малышам». 


Недавно на совещании с предпринимателями, занятыми в лесной отрасли, глава региона поблагодарил приморские лесоперерабатывающие предприятия за то, что они оказывают большую поддержку населенным пунктам. Многие компании в отдаленных районах являются практически градообразующими, от их социальной политики во многом зависит экономика территории. Помимо выплаты заработной платы и оплаты налогов они несут большую нагрузку, помогая, например, при тушении пожаров, при ремонте социальных объектов, обеспечении населения дровами.


 – Какие перспективы есть у бизнеса в Приморье?


– Последние пять лет статистика Приморского края показывает устойчивый рост числа субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на то что в инвестиционном рейтинге мы занимаем строчку во второй половине списка, приморский бизнес все равно развивается. Не хочу сказать, что у нас все радужно. У меня розовых очков нет, так как ко мне с хорошими вестями приходят редко, обычно идут с негативом. Большая часть трудностей при ведении бизнеса связана с несовершенством законов, но мы еще не распрощались и с административными барьерами. В своем ежегодном докладе я предложила врио губернатора Андрею Тарасенко создать краевой штаб по защите бизнеса. Глава региона поддержал инициативу. Сейчас мы готовим документы. Штаб с участием различных органов исполнительной власти позволит как сократить сроки принятия решений по системным проблемам, так и оперативно решать конкретные вопросы предпринимателей и инвесторов. В том числе и те, которые они указывают в своих обращениях, направленных в адрес уполномоченного, находить выход из трудностей и принимать решения, чтобы следующий предприниматель не наступал на эти же грабли.


– Какие перспективы у компаний, до сих пор практикующих зарплаты в конвертах, по выходу из тени? 


– В этом году, на мой взгляд, не стоит ждать существенного сокращения теневой зарплаты, но это произойдет не по воле предпринимателей, а из-за изменения законодательства. Например, поменялся МРОТ (минимальный размер оплаты труда. – Прим. авт.) – с мая он будет равен прожиточному минимуму. Также согласно постановлению Конституционного суда, северные и дальневосточные надбавки будут накручиваться на заработную плату. С учетом этих коэффициентов минимальный размер оплаты труда в Приморском крае будет около 20 тыс. рублей.


Таким образом, возрастет и размер социальных страховых взносов. Социальные платежи и НДФЛ (налог на доходы физических лиц. – Прим. авт.) составляют 43 процента, для малого бизнеса это очень большая цифра. Пока мы не снизим налоги с ФОТ (фонд оплаты труда. – Прим. авт.), ждать, что малый бизнес выведет всю зарплату из тени, не приходится. Конечно, и самому бизнесу было бы намного выгоднее работать в белую, ведь сейчас он рискует, так как штрафы за несоблюдение трудового законодательства увеличились. Страховые взносы, по моему мнению, по специальным налоговым режимам должны вернуться к 14 процентам. Тогда можно прогнозировать рост белой заработной платы. 


– После страшного пожара в торговом центре в Кемерово в Приморье, как и по всей стране, стартовали проверки объектов массового пребывания людей. По решению суда за несоблюдение правил пожарной безопасности закрываются торговые и развлекательные центры. Как, по-вашему, обеспечение безопасности потребителей относится к социальной ответственности бизнеса?


– В моем понимании это именно так. К сожалению, у нас в 90-х и начале 2000-х, когда начал развиваться бизнес, предпринимателю нужно было брать разрешение на каждый шаг: договор аренды, разрешение на торговлю, лицензия на алкоголь давались на три месяца. Значит, каждые три месяца нужно было брать разрешения у СЭС, пожарных, в муниципалитете. Нельзя было открыть даже киоск без заключения СЭС и пожарной инспекции. В 2000-х стали упрощать условия ведения бизнеса, и это правильно. Сейчас предпринимательская деятельность по большому количеству видов открывается через направление уведомления в соответствующий орган. Концепция говорит, что государство уменьшает контроль, но под ответственность бизнеса, который должен обеспечить предприятию необходимый уровень безопасности по всем направлениям и без напоминаний. Но вот этого понимания у бизнеса не произошло. Трагедия в «Зимней вишне» – это страшный урок для всех нас. Предпринимателям стоит провести у себя внутренний аудит и получить заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности. 


И здесь все же стоит отметить: у нас много нестыковок, а порой и противоположных требований. Например, когда сдаем объект под охрану, необходимо, чтобы были решетки, а по требованиям пожарной безопасности решеток быть не должно. Также, по-моему, стоит и структурам МЧС пересмотреть свои требования в сторону снижения формализма: пора прекратить штрафовать предпринимателей за неправильно маркированный огнетушитель, а обратить внимание на вещи, которые обеспечивают реальную безопасность людей на данных объектах. 


Конечно, предприниматель должен отвечать за качество и безопасность услуг. Также необходимо развитие судебной системы и практики защиты прав потребителей. Нужен упрощенный судебный порядок, чтобы люди не боялись судебных проволочек и отстаивали свои интересы в суде. Когда у нас отношения между поставщиками услуг и потребителями перейдут на другой уровень, сами собой отпадут все проверки. Ведь самый лучший контролер – гражданин, клиент, покупатель. 


В завершение интервью хочу поздравить всех предпринимателей с наступающим праздником и пожелать успехов и развития бизнеса.

Автор: Карина ПОЗДНЯК