В обществе потребления героев нет

Современная молодежь и рада бы поставить перед собой вечные вопросы, но не может их толком сформулировать

23 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4332 от 23 май 2018

Надвигается пора выпускных. Тысячи молодых приморцев скоро вольются во взрослую жизнь. Кто-то станет студентом, кто-то устроится на работу. Что представляет собой современная молодежь, чем живет нынешнее поколение, чем интересуется, к каким идеалам стремится? Эти темы в преддверии летних каникул обсудили в программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».

 

Слишком просто о слишком сложном


Гостями студии стали Андрей Поповкин, руководитель кафедры философии ДВО РАН, а также студент высшей школы телевидения ВГУЭС Дмитрий Медич. Разговор получился тем более интересным, что Андрей Поповкин по заданию краевой администрации как раз сейчас готовит доклад на тему духовных проблем современной молодежи. 


– Долгое время я работал преподавателем в ДВФУ, имел опыт общения со студенчеством, – рассказал эксперт. – Сейчас общаюсь в основном с аспирантами. Это не очень репрезентативная часть молодежи. Своего рода сливки. Однако еще недавно, занимаясь подготовкой материалов к докладу, я провел ряд двухурочных бесед с учащимися школ во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. Побывал в десятках образовательных учреждений. Что показали эти встречи? Главный для меня вывод: у современной молодежи есть огромный запрос на серьезный разговор о духовных и нравственных ценностях. У них есть дефицит общения на подобные темы. 


– Есть ли разница между детьми в Петропавловске-Камчатском и Владивостоке? – поинтересовался Андрей Калачинский.


– По большому счету, разницы нет. Более того, я в рамках проекта проехался и по деревенским школам. И даже там, где половина взрослого населения спилась и социальная обстановка не выглядела благополучной, у подростков те же самые запросы, что и в больших городах. Все молодые люди стремятся к счастью. 


 Сделаю важное уточнение: счастье не есть удовольствие. Один религиовед как-то сказал мне, что удовольствие – это довольствие удов. То есть членов, частей тела. Например, когда я поел пельменей и залег на диван, якобы славно провел денек… Нет, счастье включает в себя нечто гораздо большее, чем получение разного рода удовольствий. У Пушкина есть строки: «Есть упоение в бою у мрачной бездны на краю». Вряд ли сюда можно подставить удовольствие, а вот счастье – да.


 Хочу обратить внимание на серьезную проблему нынешней молодежи. Ведь важно не только то, о чем мы говорим, но и то, в какие слова мы облачаем свои мысли. Вокабуляр (словарный набор. – Прим. ред.) современной молодежи очень скромный. О серьезных вещах, о своих стремлениях и чаяниях они говорят простыми словами, которые резко понижают величину идеи. 


Окормление детей, но не подростков


По мнению Дмитрия Медича, с каждым новым поколением духовные устремления у молодежи только возрастают. 


– Я замечаю это среди сверстников, – отметил студент. – Мне кажется, в возрасте 20–25 лет наступает пик духовных исканий. В этом возрасте молодые люди, на мой взгляд, начинают ставить перед собой основные жизненные вопросы, на которые хотели бы получить ответы в будущем. Для меня, например, один из главных вопросов – это вопрос саморазвития. Я считаю, что этот процесс должен приносить радость. Нужно начинать с элементарного – хвалить себя за прочитанную книгу, за то, что ведешь здоровый образ жизни. 


– Религиозные ценности – вопросы о Боге и душе – входят в круг интересов молодежи? – продолжил тему Андрей Калачинский.


– Не особо, – считает Андрей Поповкин. – Молодежь сегодня не религиозна. Она центрирована на себе, на своем месте в мире, успехе. Поэтому среди религий у молодежи так популярен буддизм, который позволяет сохранить фокус внимания на себе. Для того чтобы интересоваться другими религиями, нужно перенести фокус с собственной персоны на некий внешний абсолют. 


– Среди моих знакомых очень мало религиозных людей, – подтвердил слова ученого Дмитрий Медич. – С другой стороны, если они связаны с религией, то эта связь очень глубокая и прочная. Один мой друг ходит в протестантскую церковь. У них своя община, свои интересы. И его отношение к религии не поверхностное, не потребительское, а самое что ни на есть серьезное. Есть и знакомый кришнаит, который пришел в религию за своими родителями. Он также серьезен в отношении налагаемых на него религией правил поведения в обществе. 


По словам Андрея Поповкина, российская православная церковь сегодня активно работает с маленькими детьми, но при этом от нее ускользают те, кто постарше, – подростки. 


– Я сам человек православный и чаще встречаюсь с православной молодежью, – подчеркнул он. – Так или иначе, но в своих лекциях я касаюсь связи христианства с культурой и наукой. И после лекций ко мне подходят заинтересованные студенты разных вероисповеданий. Примечательно вот что: если протестанты, скажем, нацелены на то, чтобы разобраться в конкретном вопросе, нацелены на серьезный диалог, то с православной молодежью чаще разговор происходит немного более поверхностно. Почему? Православные общины очень хорошо работают с детьми. Но, начиная со старшего подросткового возраста и студенчества, у епархий происходят провалы. Причем если судить по высказываниям патриарха, то этот процесс будет продолжаться. Миссионерский прицел сегодня наводится на еще более младшее поколение, на работу с детскими садами. На прошлогодней конференции в приморской епархии я сказал все, что думаю по этому поводу. А именно: вы можете начинать работать хоть с грудничками, но потом ребенок вырастет, придет в вуз и изменит свои взгляды. 


Не готово наше духовенство серьезно разговаривать с подростками и отвечать им по-взрослому. Не отделываться каким-то догматом или ритуалом. Нет привычки к дискуссиям, какую имеют многие другие христианские течения. 


Что такое хорошо?


– Что еще будет в вашем докладе? – продолжил разговор Андрей Калачинский. – Как я понимаю, речь идет о том, чтобы не упустить нашу молодежь, спасти ее. Так от чего спасаем? 


– Главное, что молодежь у нас в Приморье хорошая. Это для меня до сих пор загадка, – заметил ученый. – Боюсь, что она такая не благодаря, а вопреки нам. Главная проблема, которую общество подготовило молодому поколению, – отсутствие ясных общепринятых понятий о добре и зле. Попросту говоря, в нашем обществе нет консенсуса, что хорошо, а что плохо. У старшего поколения нет ответа на эти вопросы даже в общих чертах. У советского общества такое представление было. Существовала философия общего дела. И это позволяло молодежи не центрироваться на каких-то личных интересах и проблемах. 


Надо сказать, что эта философия в принципе естественна для человека. Нельзя жить одной конкуренцией и потреблением. Людям свойственно объединяться для каких-то коллективных дел. 


У молодежи, к сожалению, большая часть объединений – это тусовки. В них зарождается вся кооперативность. Это еще один из рисков. Раньше был призыв: быть, а не казаться. Сейчас достаточно казаться. 


Это характерно даже для волонтерских движений. По идее, в них должна реализоваться какая-то ценность, будь то милосердие к животным или помощь людям. Сегодня же молодежь рассматривает участие в волонтерских организациях как альтернативную карьерную лестницу. Молодые люди отдают себе отчет, что они там делают себе портфолио. Карьера проникает во все области нашей жизни. 


Однако с таким заявлением не согласился представитель молодежи.


– Мне кажется, это уже давно перестало быть правдой, – отметил Дмитрий Медич. – Наоборот, сегодня молодежь понимает, что есть так называемые псевдоуспехи. И что успех в карьере не всегда равен счастью. Деньги перестают быть мерилом успеха. 


– А что же тогда деньги для молодежи? – удивился Андрей Калачинский. 


– Деньги – это ресурс, – подчеркнул Дмитрий, – который позволяет достичь успеха. Когда я спрашиваю у сверстников, зачем им большие зарплаты и деньги, они отвечают: как средство для достижения каких-то целей в жизни. Например, для путешествия или для создания семьи, чтобы дети учились в хороших школах. 


Почему глупое так популярно?


– Если посмотреть на социальные сети, на блогеров, то видно, что самые успешные из них – это те, кто ничего умного не говорит, а рассказывает самые банальные вещи. Они показывают, как надо одеваться, как красить губы, как путешествовать. Занятия для бездельников, – констатировал Андрей Калачинский. 


– Я, как философ, могу осмыслять действительность в понятиях, – отметил Андрей Поповкин. – Но обычный человек живет представлениями и образами. И это неплохо. В этом смысле некий идеальный образ человека – это очень важно. Образец для подражания может скомпенсировать отсутствие четкого морального кодекса в обществе. Даже в советское время моральный кодекс строителя коммунизма мало кто читал. Но были примеры героев: Маресьев, Гагарин и другие. Герои обычно что-то преодолевают. Не ради себя. Причем эти герои – реальные или литературные – в советской культуре раскрывались не в лубочном виде, а раскрывался их сложный внутренний мир. Были показаны их переживания, страхи, процесс преодоления. Кто нынешние герои? Ольга Бузова?


– Глупые и банальные вещи всегда популярны, – считает Дмитрий Медич. – И они всегда будут цениться. Наверное, потому, что людям всегда хочется чего-то простого, жвачки для мозгов. Круглые сутки невозможно трудиться на себя и на будущее страны. Нужно время, чтобы отдохнуть. При этом, если говорить об Ольге Бузовой, она точно не герой. Да, она популярна. Но популярна из-за того, что ее как раз недолюбливают. Люди злятся на нее и из-за этой злости продолжают на нее смотреть. Молодежь устала от блогеров, которые красятся и путешествуют.


– В обществе потребления героев нет, – резюмировал Андрей Поповкин. 


– А как же, к примеру, Илон Маск? – заметил Андрей Калачинский. – Разве это не герой нашего времени? Фантастический человек, в чем-то авантюрист, предприниматель, который своей энергетикой двигает вперед космические разработки и электронные автомобили. 


– Да, он герой, – согласился Дмитрий Медич. – Хотя бы потому, что благодаря ему многие молодые люди начали интересоваться наукой. 


– Илон Маск – ложный герой, – считает Андрей Поповкин. – Почему? Сравним его с персонажами Жюля Верна. Есть в произведениях французского писателя похожая фигура – инженер Сайрус Смит из «Таинственного острова». Так вот, Сайрус Смит – это действительно герой. За тем, что он делает, стоит техническая культура, которой он обладает. За Илоном Маском не стоит технической культуры. Он не ученый, а предприниматель, который создает миражи в пустыне. Ни к какому оазису эти миражи привести не способны…

Автор: Евгений СИДОРОВ