После «Ночи Гельвера» да будет утро. Театра ТОФ
Не всякий спектакль ценен как бенефис
Последние полтора-два года театр ТОФ, увы, переживал очередной кризис. К этому чудесному коллективу сложности и трудности словно приклеились. Те, кто знает историю театра, с этим согласятся, ведь он, по сути, несколько раз восставал из пепла. И естественно, что поклонники пристально следят за тем, как обстоят дела в этом театре, всегда надеясь на лучшее и желая ему только добра.
Потому-то и интерес к премьере спектакля «Ночь Гельвера» был весьма велик. Публика соскучилась, ждала. Да и то, что можно было узнать о пьесе Ингмара Вилквиста (художественный псевдоним Ярослава Свержича – польского драматурга, историка искусства, профессора варшавской Академии изящных искусств; его пьесы ставились в Польше и Германии, обошли всю Европу, с восторгом принимались в США и Латинской Америке), тоже в определенном смысле порождало светлые надежды.
Трагедия нелюбви
«Пьеса «Ночь Гельвера» — исследование драмы двух людей: еще молодой женщины и отстающего в развитии 30-летнего парня, которого она взяла на воспитание. Он видит мир глазами маленького ребенка, любит играть в солдатики и с детской непосредственностью пересказывает страшные события, которые происходят на улице. А она, потеряв все и увидев юношу на больничной скамейке, прочла в его глазах надежду на то, что все изменится. Но в спектакле «Ночь Гельвера» Карле не удастся купить билеты в новую жизнь…
Озверевшая толпа молодчиков так и останется за сценой. Но именно эта бушующая стихия будет незримо мыслями, словами и поступками героини. Чтобы спасти Гельвера от «ликвидаторов», ратующих за чистоту расы, убивающих инвалидов и «нечистых», Карла примет страшное решение…» – так передается синопсис «Ночи Гельвера» на сайте Санкт-Петербургского театра имени Веры Комиссаржевской, и в нем все акценты расставлены очень точно.
Пьеса «Ночь Гельвера» – это в первую очередь человеческая трагедия, трагедия нелюбви и в то же время беспомощности любви. И лишь потом это рассказ об ужасе просыпающегося фашизма и беззащитности любого человека перед озверевшим «большинством». И уж совсем после этого «Ночь Гельвера» – рассказ об умственно неполноценном «взрослом мальчике», который обречен попасть в жернова истории…
Конфликт актера и режиссера?
Увы, в спектакле театра ТОФ (режиссер Роман Колотухин, в ролях: Роман Колотухин – Гельвер, Александра Пряха – Клара) получилось все наоборот. Сначала это постановка про Гельвера – Гельвер везде на первом плане, Гельвер громок, ярок. Затем уже это спектакль про то, что же такое фашизм и почему и сегодня он все так же страшен. И лишь потом зрителю говорят о человеческой трагедии, о крушении надежд и поверженной вере, о горе и боли женщины, потерявшей в этой жизни все, причем дважды. Если это режиссерское решение – увы, оно не кажется верным.
Драматург, характеризуя своих героев, немногословен, но все же четко описывает некоторые детали: «Он, 30-летний, среднего роста, слегка полноват. Она, немного старше и выше его, брюнетка». Разумеется, любая ремарка не истина в последней инстанции, и следовать или нет описанию автора, решает режиссер. Но в случае с «Ночью Гельвера» полнота и низкорослость главного героя все же принципиально важны.
Гельвер – умственно отсталый «взрослый ребенок», возможно, у него синдром Дауна. Как правило, люди с лишней хромосомой невысоки и чуть полноваты, такова физиология. Увы, актер Роман Колотухин высок, жилист, крепок, у него мосластые ноги и крупные колени мужчины в расцвете сил.
Да, все это может не иметь значения, если актер входит в образ настолько, что зритель просто не видит ни коленей, ни крепких рук. Но в данном случае физические данные актеру скрыть не удается. Особенно в начале спектакля, когда он словно забывает, что живет в образе большого, но все же навеки пятилетнего человека, и играет нечто в стиле гитлерюгенда. И вот уже в финале перед нами и впрямь почти что ребенок, но возникает вопрос: где же он прятался без малого полтора часа и почему появился только сейчас?
Кажется, будто актер Роман Колотухин не очень слушался режиссера Романа Колотухина. А возможно, режиссер Колотухин не воспринял глубинный посыл пьесы «Ночь Гельвера» и не пояснил его актеру Колотухину. И таким образом спектакль на двух артистов превратился в бенефис.
Александре Пряхе, играющей Клару, словно не дают раскрыться, есть четкое ощущение, что она задвинута на задний план. В пьесе действие начинается с того, как Клара ходит по кухне, прислушивается к бушующей за стеной дома толпе, к крикам и звукам погромов, волнуется и ждет Гельвера. В спектакле же первым появляется Гельвер, открывая засовы клеток, за которыми стоят дети в костюмах узников концлагерей. Согласитесь, акценты расставлены совсем иначе. И такое решение не идет на пользу спектаклю, к сожалению.
Автор этих строк видел Александру Пряху во многих спектаклях – поверьте, ее потенциал в «Ночи Гельвера» не реализован на все сто. А мог бы. Так и хочется пожелать актрисе перестать слушаться режиссера и втопить, так сказать, педаль на полную, чтобы исчезло это ощущение второстепенности ее роли…
Плюс надежда
Нет, конечно, в спектакле не все плохо. Есть великолепные моменты актерской игры, например, танец Клары и Гельвера, рассказ Клары о ее ребенке и семье. Есть отличное решение с оформлением сцены (все знают, что сцена ДОФ фактически не дает возможностей для технических изысков), хороша работа со светом и звуком. Антифашистский посыл и пафос спектакля также засчитываются ему как огромный плюс.
И в целом, на наш взгляд, «Ночь Гельвера» позволяет надеяться на то, что в театре ТОФ снова начинается взлет. Но для этого совершенно точно режиссеру Роману Колотухину нужно наступить всей ступней на горло своим актерским амбициям, не пытаться сидеть на двух стульях сразу, стать-таки именно режиссером. Не в той ситуации находится театр, увы, чтобы можно было позволить себе под себя же делать постановки. Очень хочется верить, что следующая премьера – с режиссурой Романа Колотухина – не за горами и что это будет спектакль, где раскроется вся сила прекрасной труппы.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ