Вышел с моря “хаммер” и в канаве нашей замер
Несмотря на достаточно бурные протесты приморских патриотически настроенных партий и движений против проведения на территории края учений с участием американских морских пехотинцев, “Содействие с моря-98” все же состоялись. Правда, место проведения учений оказалось примерно в 30 милях южнее Владивостока, но, похоже, американцев это ничуть не огорчило. Как обычно, свои пострадали больше. Во-первых, затраты Тихоокеанского флота в связи с переносом места учений увеличились почти в 5 раз по сравнению с запланированными. Во-вторых, наш флот вынужден был ограничить количество техники и действовать по сокращенной программе.
Несмотря на достаточно бурные протесты приморских патриотически настроенных партий и движений против проведения на территории края учений с участием американских морских пехотинцев, “Содействие с моря-98” все же состоялись. Правда, место проведения учений оказалось примерно в 30 милях южнее Владивостока, но, похоже, американцев это ничуть не огорчило. Как обычно, свои пострадали больше. Во-первых, затраты Тихоокеанского флота в связи с переносом места учений увеличились почти в 5 раз по сравнению с запланированными. Во-вторых, наш флот вынужден был ограничить количество техники и действовать по сокращенной программе.
Завершились совместные учения “Содействие с моря-98”В отличие от предыдущих “содействий” на этот раз учения в гораздо большей степени походили на действия по оказанию помощи населению.
Береговая часть учений была разбита на 2 этапа. В первый день проводилась тренировка по высадке автотехники и заходу ее на плавсредства обеих сторон. С американской стороны участвовало около десятка джипов и грузовиков с прицепами, с нашей - 8 бронетранспортеров. Доставку своей техники американские морские пехотинцы осуществляли с помощью 3 паромов (LCAC, американцы называют их просто лодками) на воздушных подушках, размещающихся в десантном трюме корабля. Наши бронетранспортеры на берег доставил БДК (большой десантный корабль). Все 8 российских бронетранспортеров с относительной легкостью разместились на палубе американских лодок и были доставлены на борт “Джермантауна”.
Американским же морским пехотинцам пришлось изрядно попотеть, загоняя задним ходом по узкому мостику откинутой аппарели грузовики с прицепом в чрево нашего десантного корабля. Один из “хаммеров” так и не смог справиться с этой задачей и, чтобы не увязнуть в прибрежной гальке, вынужден был оставить прицеп на берегу. Первоначально машиной управлял здоровенный парень, но после нескольких его неудачных попыток за руль села хрупкая девушка Катя Аведжис. Она служит всего второй год, но уже считается одним из лучших водителей, в чем мы смогли убедиться на следующий день, когда Катя вывела едва не перевернувшийся “хаммер”, казалось бы, из безнадежной ситуации.
Американцы очень серьезно подошли к этой тренировке. Все машины под завязку были загружены медикаментами, продуктами питания, питьевой водой, специальными фильтрами, насосами, молотками, лопатами и прочим инвентарем. Наши же из-за скудности средств вынуждены были ограничиться лишь бронетехникой с морскими пехотинцами.
На следующий день морские пехотинцы обеих стран боролись с “разрушительными последствиями “землетрясения”. На этот раз высадка производилась “в разных местах”. С севера к пострадавшему населенному пункту двигались российские морские пехотинцы, с юга - американские. Вероятно, американское командование решило использовать максимум возможностей нашего бездорожья для обучения своих водителей, так как место высадки и маршрут были предельно сложными для движения автотехники. В результате на подмогу увязшим американским грузовикам пришлось вызывать российский бронетранспортер. Трудности в движении по бездорожью у американцев были вызваны еще и тем, что многие автомобили оснащены автоматической коробкой передач. Было очевидно, что это тот самый случай, когда достижения технического прогресса не совсем уместны. По крайней мере наши “КамАЗы” и “Уралы” с механической коробкой чувствовали себя гораздо лучше.
Район бедствия изображали 2 разрушенных дома, из которых за километр разносились стоны “пострадавших”. Очень умело роль раненых изображали курсанты 1-го курса ТОВВМУ. Они не просто дожидались, когда за ними придут, а, как и положено после землетрясения, лежали в подвале, под завалами и даже на крыше здания. Спасали в основном американцы. Всех “пострадавших” они доставляли в пункт оказания первой медицинской помощи, которым руководила капитан медицинской службы Светлана Карлова. Отсюда “пострадавшие” направлялись в развернутый неподалеку полевой госпиталь, а в “особо тяжелых случаях” - в стационар, на условном вертолете. По окончании спасательных работ американцев традиционно накормили рисовой кашей с тушенкой, приготовленной на полевой кухне. На этом, собственно, совместные российско-американские учения по оказанию помощи населению в чрезвычайных ситуациях успешно завершились.
Командующий 3-й дивизией морской пехоты США бригадный генерал Джерри Д. Хамбл в беседе с корреспондентом “В” заявил: “Главный результат, который я хотел бы получить от учений, - это улучшение взаимодействия флотов двух держав, дальнейшее развитие сотрудничества и дружеских отношений с тем, чтобы в будущем мы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций могли быстро и эффективно оказать помощь друг другу”.
Трудно сказать, насколько могут подобные учения увеличить нашу способность оказывать помощь самим себе или тем более населению других стран. Хочется верить, что в этом плане наши возможности будут увеличиваться.
Утверждать же, что цель американского десанта - это репетиция оккупации, попросту глупо. У современных армий нет никакой нужды промерять глубины у чужого берега собственным сапогом. Гораздо важнее понять, насколько важны и нужны нам подобные учения.
Заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Сергей Иваненко на этот вопрос ответил так: “Несомненно, польза от этих учений ощутима. Одно только общение с американскими морскими пехотинцами многого стоит. К тому же сейчас у нас не так уж много возможностей заниматься боевой подготовкой, и для многих наших морских пехотинцев это неплохая возможность лишний раз потренироваться в высадке, управлении техникой, действиях в экстремальных ситуациях. Тем более что у американцев есть чему поучиться, а кое-чему можем научить и мы. Я думаю, в любом случае для нас этот опыт полезен”.
...На следующий день после учений американские морские пехотинцы в обнимку с russian girls отрабатывали на улицах Владивостока другую программу - культурную.
Автор: Сергей МЕЛЬНИШИН, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), "Владивосток"