Хороша каша, да зерно не наше

Почему приморский рис не покупают за границей, а жители края едят краснодарский

25 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4319 от 25 апр. 2018

Аграрии предупреждают: край может остаться без приморского риса. Поможет ли выжить приморским сельхозпроизводителям новый Федеральный закон «О мелиорации земель»?

«А если в Краснодаре случится неурожай, а у нас к тому времени рисосеяние прикажет долго жить? – беспокоятся аграрии»

«В Корею не пускают, в Китае своего хватает, а в Японии надо бы, да не того качества»

«Амбары фермеров забиты рисом, выращенным еще два года назад, и нет гарантии, что его когда-нибудь купят»

 

Хорольский район без преувеличения рисовая житница Приморья. Из общего краевого объема посевных площадей, засеянных этой культурой, 32 % – в Хорольском районе. В былые времена, причем совсем недавно, этот показатель был равен 45 %. На первый взгляд, мелиоративные земли существенно скукожились. Впору бить в колокола. Одно радует: в этом году риса в Хорольском районе запланировано засеять больше (на 7,3 %), чем в прошлом году – 4119,60 га. А чем больше земли под рисовыми чеками, тем больше центнеров сарацинского пшена (как называли рис в России до конца XIX века) соберут с одного га. 


Корень зла – высокие тарифы 


Между тем местные аграрии смотрят в будущее с пессимизмом. По их единодушному убеждению, высказанному на совещании сельхозпроизводителей, состоявшемся в поселке Хороль, в Приморье рисовая отрасль никому не нужна. Согласно прогнозу фермеров, 2-3 года – и на рисоводстве можно будет ставить крест. 


Слишком дорого обходится «белое зерно» местным рисоводам: 57 % расходов, затрачиваемых на его выращивание, забирает электроэнергия с ежегодно растущим тарифом. 


Так, сегодня в Хорольском районе действуют 19 насосных станций, принадлежащих ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям». Станции обеспечивают рисовые чеки водой из озера Ханка. Без воды эта влаголюбивая культура расти не будет. А стоимость куба воды напрямую зависит от стоимости электроэнергии. 


Техника на станциях морально и технически устарела и давно нуждается в обновлении. Но повезло только пяти станциям первого подъема – на их реконструкцию выделят 1 млрд 400 млн рублей из федеральной целевой программы в 2019 году. После чего два года уйдет на проектирование и два – на строительство новых станций. А то и больше, учитывая российский менталитет. 


И прежде всего необходимо заменить электродвигатели насосов на всех станциях без исключения. Эти древние монстры мощностью в один мегаватт потребляют колоссальное количество электроэнергии, которую оплачивают фермеры по договору с ФГБУ «Приммелиоводхоз». От трех рублей за киловатт ночью до семи рублей – днем. В Краснодаре рисоводы платят за киловатт электроэнергии всего лишь 1 рубль, причем в любое время суток. Почувствовали разницу? Тарифы съедают доходы. Страна вроде бы одна, но отношение к сельхозпроизводителям разное, возмущаются рисоводы. Отсюда дороговизна нашего риса, делающего его неинтересным для оптовых покупателей. 


Как следствие, из-за высокой цены местный рис не может конкурировать с привозным из Краснодарского края. Хотя по вкусовым качествам «варяг» с берегов Дона уступает собрату с берегов Ханки. Но когда килограмм зерна стоит на 5–7 рублей меньше и есть возможность заработать на валовой прибыли, какого оптовика станет интересовать качество продукта? 


Либо сокращаться, либо сворачиваться 


И за границу приморский рис попасть не может. На легальный ввоз «белого зерна» в Корею – табу. В Китае своего зерна с избытком. Они даже поставляют его в Россию. Так, по данным Дальневосточной таможни, в 2016 году китайцы ввезли в наш регион 9,95 тыс. тонн риса, а в 2017-м – уже 19,1 тыс. тонн на сумму 8 млн 346 тыс. рублей. В то же время из Приморья в КНР не было экспортировано ни зернышка. 


Приморский рис под брендом «Фушигон» можно было бы использовать в японской кухне, но жители Страны восходящего солнца его игнорируют. Он плохо просушен и загрязнен примесями. Тому причина – устаревшая производственная база отечественных рисоводов, не позволяющая достичь должного товарного качества продукта. Поэтому в Японии предпочитают чистый краснодарский рис сорта Рапан. 


Вот и получается, что аграрии Хорольского района работают… ради работы, не чувствуя отдачи от своего труда – ни финансовой, ни моральной. Амбары фермеров забиты рисом, выращенным еще два года назад, и нет гарантии, что его когда-нибудь купят. 


Кстати, аналогичная ситуация в соседнем Ханкайском районе, где весной 2017 года семь сельхозпредприятий отказались возделывать «белое зерно», не выдержав противоборства с коллегами из Краснодарского края. 


По мнению Юрия Коробова, руководителя ООО «Микс» из села Сиваковка, что в 40 км от Хороля, сегодня рисоводы зависят от организации «Приммелиоводхоз», диктующей условия договора на поставку воды на рисовые чеки. 


– В прошлом году нам сунули договоры с ценой на воду, притянутой за уши. И мы не можем не подписать этот договор, иначе оросительная система останется без воды. У нас безвыходное положение. В этом году нам договор не дали, и мы не знаем, что там написано. Дали только расчет тарифа на электроэнергию, который почему-то увеличился на 10 процентов, – рассказал Юрий Коробов, выступая на совещании. 


С ним солидарна Зоя Ким, руководитель агрофирмы, базирующейся в поселке Хороль: 


– Воды в Приморье много, а мы платим за нее большие деньги. Наше предприятие много лет работает практически без прибыли. У нас ничего не получается, потому что все дорого. Вы нам скажите, может государство поддержать сельхозпроизводителей или нет? – вопрошала Зоя Евгеньевна у директора ФГБУ «Приммелиоводхоз» Олега Нагорного. Хотя вопрос был не по адресу. Но, как говорится, накипело. – Нас фактически бросили на произвол судьбы: живите как хотите. Раньше у нас работало 500 человек, в этом году осталось не больше 70. И все русские, китайских рабочих у нас нет. Сколько рабочих мест останется в будущем году, я не знаю. Вы скажите, как нам жить дальше? 


Эмоциональный спич бизнесвумен поддержали другие фермеры, заявившие, что из-за растущего тарифа на электроэнергию они вынуждены либо сокращать свои посевные площади, либо вообще сворачивать производство. Впрочем, все также признали, что к росту тарифа ФГБУ «Приммелиоводхоз» не имеет отношения. 


Будем поднимать экономику Китая? 


Негодования хорольских рисоводов понятны. Они не могут ждать, когда заработают реконструированные насосные станции. Или будут приняты новые тарифы на электроэнергию, не разоряющие сельхозпроизводителей. Фермерам надо выходить в поле уже… вчера, с уверенностью, что их урожай будет востребован. Из-за отсутствия гарантированного сбыта риса аграрии боятся брать кредиты на закупку новой техники, чтобы потом не оказаться в долговой яме. Не надо забывать, что Приморье – территория рискованного земледелия, сегодня погода балует крестьянство, а завтра тайфун уничтожит все посевы. Ко всему, в Хорольском районе четыре оросительные системы, и все они, как было заявлено на совещании, развалены на 100%. 


Как метко подметил один из участников мероприятия, четыре года на реконструкцию всего лишь пяти насосных станций – это большой срок, за это время можно либо разбогатеть, либо разориться. Второе более вероятно, если, по словам аграриев, администрация края не повернется лицом к сельчанам и не остановит экспансию краснодарского и китайского риса в Приморье.


– Может статься, что в Краснодаре случится неурожай на рис, а у нас к тому времени рисосеяние прикажет долго жить, не дождавшись обещанных перемен. И что мы тогда будем делать – попросим помощи у китайцев? Будем поднимать их экономику? Соседи из Поднебесной, конечно, завалят наш рынок зерном, им это раз плюнуть. Но по какой цене оно достанется жителям края, можно лишь догадываться. Ясно одно: китайцы за копейки рис не отдадут, – резонно рассуждал местный рисовод со стажем, выражая всеобщее мнение собратьев-аграриев. 


Не спешите ее хоронить…


Между тем, по словам модератора совещания Олега Нагорного, рисовую отрасль в Приморье рано хоронить. Он уверен, что исправить ситуацию с энергообеспечением насосных станций и, соответственно, снизить себестоимость продукции сможет новый закон «О мелиорации земель», который должен вступить в силу 1 января 2019 года. 


Это абсолютно новый федеральный закон, в котором прописано много изменений, в том числе касающихся непосредственно рисовой отрасли. К примеру, рисовые оросительные системы, куда войдут и насосные станции, отныне будут принадлежать государству. И за его счет содержаться и эксплуатироваться. В нашем крае их поставят на баланс «Приммелиоводхоза». Земля же останется у собственников, у кого она, конечно, есть. 


– Уже сегодня, до начала реконструкции насосных станций, мы прорабатываем возможность их перехода на малую энергетику, на экономичные газопоршневые насосы. Чтобы приморский рис был конкурентоспособным, необходимо стоимость киловатта электроэнергии уменьшить в четыре раза, соответственно, уменьшится стоимость куба воды. Но если мы перейдем на малую энергетику, то не будем зависеть от цены киловатта и вообще от электроэнергии. У нас будет только аварийная линия на случай выхода из строя газопоршневого насоса, – такую радужную картину нарисовал Олег Нагорный, сообщив, что врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко планирует реанимировать в крае рисовую отрасль. 


Напомним, что Приморье входит в число шести субъектов РФ с наибольшими темпами развития производства сельхозпродукции, показав в 2017 году рост в 13,8 % от прошлого года. При этом в целом по России этот показатель составляет всего 2,4 %. Что касается продукции растениеводства, то здесь соотношение более впечатляющее: 17,9 % к 2,1 %. В нашем регионе рекордные темпы роста производства продукции демонстрируют зерновые культуры, сахарная свекла, картофель и другие овощи. Эти данные были озвучены на заседании итоговой коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, состоявшейся в администрации края в середине апреля этого года. Приморского риса в списке рекордсменов нет. Хотя еще 30 лет назад наш край кормил этой крупой всю Сибирь и Дальний Восток. 


За все надо платить 


По словам ветеранов-рисоводов, в Приморье эта сельскохозяйственная отрасль получила развитие в 1966 году, после принятия государственной программы мелиоративного строительства на Дальнем Востоке. В те годы правительство поддерживало рисосеяние, что моментально принесло позитивные плоды. В 1985 году под рисовыми чеками в крае было занято 47,2 тыс. га, и урожай собирали на круг до 100 тыс. тонн. В конце 90-х годов прошлого века, когда на прилавках магазинов появился рис из Краснодарского края и Китая, интерес к приморской крупе пропал. И уже в 2016 году «белое зерно» в Приморье выращивали всего на 19,2 тыс. га, соответственно, урожай снизился до 52,6 тыс. тонн. Что будет дальше, прогнозировать трудно. 


Сегодня в Хорольском районе из 59600 га посевных площадей более 4 тыс. га занимают рисовые чеки. И это считается хорошим достижением. В то же время под сою отдано свыше 40 тыс. га. Потому что на нее есть спрос. Хотя с реализацией этой высокодоходной культуры тоже не все гладко, как хотелось бы сельхозпроизводителям. Но не о сое сейчас речь. 


– Если мы хотим гарантированно подать воду на поля, мы должны нести затраты. Заплатить энергетикам, купить топливо, выдать людям зарплату, провести ремонт оборудования и его электротехнические испытания. При этом федеральные субсидии на содержание насосных станций и всех остальных инфраструктур, которые касаются рисоводства, нашему предприятию не выделяются, – поделился проблемами своего предприятия директор ФГБУ «Приммелиоводхоз». 


Подводя черту под совещанием, хорольские рисоводы решили обратиться в департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края с просьбой изыскать возможность компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для подачи воды на поля, в связи с колоссальной стоимостью киловатт-часа. По их мнению, эта мера поможет сохранению и дальнейшему развитию рисовой отрасли в Приморском крае. Как сказал Олег Нагорный, если сейчас это не сделать, то в ближайшем будущем энерготариф подскочит с 7 рублей за киловатт до 15. И тогда сбудется пессимистический прогноз хорольских аграриев. А мы будем есть плов и кашу из краснодарского или китайского риса. 


Автор выражает признательность главе Хорольского района Алексею Губайдулину и начальнику отдела по сельскому хозяйству администрации Хорольского района Галине Лакеевой за помощь в подготовке материала. 


Владивосток – пос. Хороль – Владивосток

 

Комментарии

 

Оптовые цены диктует рынок 


Олег Нагорный, директор ФГБУ «Приммелиоводхоз»: 


– Если взять один куб воды, который рисоводы берут на орошение рисовых чеков, то 57 % его стоимости – это стоимость электроэнергии. Сегодня основная проблема рисоводов – высокие тарифы на электричество, что приводит к удорожанию конечного продукта. Стоимость воды закладывается в себестоимость риса, что снижает его маржинальную прибыль и, соответственно, рентабельность бизнеса. Свою роль здесь играет спрос на продукцию, то есть рынок. Если в 2017 году рынок провалился на уровень себестоимости, то сейчас цена риса выросла практически в два раза. Напомню, что в прошлом году, когда для России был закрыт турецкий рынок и краснодарский рис пошел на Дальний Восток, оптовая цена в Приморье на эту культуру была порядка 23 рублей за кг. Для местных товаропроизводителей это равносильно себестоимости продукции. И наш рис невыгодно было продавать. Сегодня оптовая цена риса поднялась до 40 рублей за кг, а товара нет. Я думаю, что в нынешний полевой сезон заниматься рисоводством будет достаточно выгодно. 


Выращивать рис себе дороже 


Юрий Коробов, руководитель сельхозпредприятия ООО «Микс»: 


– Наше хозяйство существует уже 10 лет, начинали с 1,5 тыс. гектаров, сейчас у нас около 500 га. Невыгодно иметь большую посевную площадь. Поля стали беднеть, в тайфун они тонут, вода для полива дорогая, гербициды тоже становятся дороже, и сопротивляемость сорняков к гербицидам повышается. Из-за сокращения посевных площадей мы сократили количество работников примерно на 30 %. Для обработки полей используем старую китайскую технику 2008–2010 годов. Можно взять в лизинг новую технику, но это дорого: каждый месяц надо платить по 100–300 тысяч рублей. А у нас работа сезонная. Рис, например, нельзя отправлять летом, потому что он отпотевает и плесневеет, даже если его обрабатывать по ГОСТу. Мы в июле отправляли в Магнитогорск вагон риса, так он заплесневел. За последние несколько лет круг рисоводов в Хорольском районе сузился примерно на 50 %. Люди уходят из сельского хозяйства в другой бизнес, более выгодный. Рисоводство в Приморье вымирает. На моей памяти уже три государственные компании разорились. Колхозы из Китая к нам приходили и тоже разорялись. Причины, которые я уже называл, губительны не только для рисоводов Хорольского района, но и для всего рисоводства Приморского края. Судите сами: сегодня мы продаем оптом рис по 38 рублей за кг, а краснодарцы могут привезти по 31 рублю. И эта цена уже с транспортными расходами. Разница в 7 рублей. И в Китай везти рис невыгодно. Он там продается дешевле, чем у нас. 


О чем здесь можно говорить? Единственное, в чем наш рис выигрывает, это вкусовые качества. 


Вся проблема – в собственнике


Андрей Бронц, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края: 


– Вода для орошения полей действительно дорогая, но с учетом сегодняшней стоимости риса она окупаема. Сегодня основные затраты рисоводов – это затраты на электроэнергию. Насколько увеличилась ее стоимость, ровно настолько увеличился и тариф. Но основная беда рисоводства даже не стоимость электроэнергии и не высокий тариф на нее. А то, что большая часть мелиоративных земель находится не у собственников. Они либо где-то брошены, либо их уже нельзя использовать. И пока мы не восстановим мелиоративные фонды, не будет риса в будущем. 


Сегодня в Федеральный закон «О мелиорации земель» вносятся изменения, которые проходят согласование в министерстве сельского хозяйства. И если выявляется ситуация, когда мелиоративная сеть, точнее инженерные сооружения, отвлечены от земли, то есть они не работают по назначению, это уже нарушение того же закона «О мелиорации». Такие земли будут изыматься, чтобы и сети, и земли консолидировать в одних руках – в руках государства. Потому что сегодня насосные станции и магистральные каналы находятся в федеральной собственности, при этом внутрихозяйственная часть мелиоративных фондов брошена. А земли, рисовые чеки находятся в собственности множества лиц. Один желает посеять суходольные культуры, другой – рис. Они никогда не договорятся между собой. И эта вечная война сдерживает развитие рисоводства. Это основной корень проблемы. Что касается себестоимости продукции, то она всегда снижается там, где эту проблему решают технологично. Сегодня технологии у наших рисоводов нет, потому что земля и мелиорация у разных хозяев. Сроки залива полей, сброса воды и качество ее подачи зависят от того, в чьих руках она будет. Если в разных, то мы теряем урожай, а отсюда – увеличение себестоимости продукции. 


Андрей Бронц не так пессимистично настроен, как рисоводы. По его словам, сегодня появился спрос на рис, и он пошел в цене. Приморская крупа идет на ура, и мы успешно конкурируем с Краснодаром. Потому что в Приморье каждое крупное рисоводческое хозяйство имеет крупозавод и торгует не сырцом, а готовым продуктом. Два таких завода есть в Хороле. 


Директор департамента отметил, что сегодня в Приморье зашли бизнесмены из Сибири, которые поставили такой завод и скупают рис у мелких китайских компаний, чтобы его перерабатывать. И уже на запад отправляют нашу крупу.

Автор: Сергей КОЖИН