Города под городом здесь нет

Добраться из Владивостока на Северный полюс по подземному ходу не удастся

18 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4315 от 18 апр. 2018

«Под Владивостоком существует целый подземный город», «приморская столица изрыта подземными ходами, по которым можно пройти даже на остров Русский», «гора Холодильник внутри полая», «Владивостокскую крепость построили японцы во времена интервенции»… Большая часть подобных легенд родилась в советское время, когда доступ к этим объектам имели единицы. Впрочем, и сегодня правда известна немногим. Например, активистам Владивостокского диггер-клуба, которые 20 лет исследуют подземные объекты города.

 

Откуда берет корни мифология подземного Владивостока и что там скрыто на самом деле, рассказывает председатель диггер-клуба, член Русского географического общества Артур Романенко. 


Миф № 1
«Под Владивостоком есть подземный город»


– Это один из самых распространенных мифов, существует его вариант, в котором утверждается, что город изрыт подземными ходами, – говорит Романенко. – Отсюда вытекает суждение, что во Владивостоке легко можно построить метро. Находятся «знатоки», уверяющие, что достаточно пробить стены между подземными сооружениями и проложить рельсы. 


Владивосток с момента своего основания имел для страны стратегическое значение, по этой причине в нем много подземных объектов. Прежде всего это сооружения Владивостокской крепости, которую начали строить в XIX веке. Во время Второй мировой войны в городе строилось много защитных сооружений, подземные заводы, но между собой эти объекты не соединяются. 


На данный момент в городе насчитывается около 700 подземных объектов, к ним в том числе относятся сооружения, находящиеся чуть ли не на поверхности: спецподвалы, укрытия, хранилища, коллекторы. Большая часть подземных сооружений – это объекты военного назначения и гражданской обороны: защитные сооружения для населения, работников предприятий. 


Объектов у нас очень много, но, к сожалению, крупных подземелий мало. Наиболее крупные – это форты Владивостокской крепости, некоторые объекты специального назначения и хранилища. Все они, кроме действующих военных сооружений, хорошо исследованы. За 20 лет нашей практики и многолетнюю практику других специалистов никаких подземных городов во Владивостоке обнаружено не было. 


Важный аргумент при отрицании подземного города – слишком высокая стоимость работ по его строительству. Под Владивостоком находятся скальный грунт, зоны тектонических нарушений, разломы, из-за этого даже наземное строительство обходится дороже, чем в других городах. Для подземной стройки сумму надо умножать на три. Сооружение подземных объектов в том объеме, о котором говорится в мифах, стоит очень дорого. 


Миф № 2
«Объекты Владивостокской крепости соединены подземными туннелями»


– Этот миф появился во многом благодаря тому, что сооружения крепости построены в едином стиле, мол, если на материке и острове Русском есть одинаковые входы, значит, они соединяются. 


Еще одной основой для этого мифа могли стать старые военные карты, на которых объекты крепости соединялись линиями трех цветов. Но ни одна из них не обозначала подземные ходы. На самом деле линиями были отмечены наземные дороги, подземный кабель связи и канатные дороги. 


Электрические канатные дороги активно использовались при строительстве крепости, их протяженность была более 30 километров. В горном рельефе высота пилонов дороги доходила до 25 метров. Подвесные вагонетки перевозили грузы на дистанции до 14 км. 


С 1989 года существует военно-исторический клуб «Владивостокская крепость», это объединение профессиональных ученых, которые занимаются историей фортификации Владивостока. Ими и нами объекты крепости хорошо изучены: проводятся полевые, архивные исследования, сбор биографических данных, перевод мемуаров инженеров-строителей. Подземных туннелей между объектами крепости не обнаружено ни в архивах, ни в реальности. 


Строить их, опять же, было бы экономически нецелесообразно, туннели стоили бы значительно дороже фортов, во многом из-за сложного рельефа. К слову, сооружение одного форта обходилось государственной казне от полутора до четырех миллионов (столько стоил форт № 2) золотых рублей. 


Миф № 3
«Владивостокскую крепость построили японцы в период интервенции»


– В другом варианте этого мифа говорится, что крепостные сооружения строили пленные японцы, которых после расстреливали. 


Владивостокская крепость – это 122 выявленных на местности боевых сооружения. Самые крупные пехотные форты – гордость Владивостока. Они уникальны по многим параметрам: по смелым инженерным решениям, по размеру, качеству постройки, по примененным материалам и использованным технологиям, по скорости принятия решений, по рельефу, на котором возводились объекты. Все сооружения построены великолепно, удивляют бесподобное качество и инженерный подход. Часть объектов имеет казематы либо настоящие подземелья непосредственно в скальном грунте. Строители использовали фортификационный бетон особой прочности. При возведении объектов, которые несут сугубо оборонительную функцию, применялись элементы декора и отделки. 


В советское время качество строительства военных объектов из-за его удешевления заметно ухудшилось, но признавать, что в царское время строили лучше, естественно, было нельзя. Поэтому миф о том, что крепость возвели японцы, целенаправленно закладывался в умы военнослужащих, это был один из приемов работы с личным составом. 


Миф № 4
«Строительством подземных укреплений Владивостока лично руководил генерал Карбышев» 


– Этот миф тоже родился в советское время. Крепость строила целая группа талантливых инженеров, но многие из них, офицеры царской армии, не эмигрировавшие после прихода советской власти, в 30-е годы были расстреляны или пропали в лагерях. Поэтому в СССР имена этих строителей нельзя было называть. А имя генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева – можно. Он был советским офицером и коммунистом, к тому же погиб как герой от рук фашистов. 


Карбышев действительно проходил военную службу во Владивостоке в саперной роте и принимал участие в строительстве крепости. Но тогда он еще не был инженером, его батальон проводил земельные работы. Из Владивостока Дмитрий Михайлович уехал в 1908 году, чтобы поступить в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге (окончил он ее в 1911-м), и больше сюда не возвращался. 


Миф № 5
«Гора Холодильник внутри полая»


– Это не более чем миф. Гора внутри не полая – в ней есть подземные сооружения. Например, производственное убежище станции Первая Речка, имевшей стратегическое значение во время Второй мировой войны. 


На вершине горы расположен форт Муравьева-Амурского, большая часть которого недоступна из-за того, что там находится действующая войсковая часть, согласно архивным чертежам это небольшие казематы. Рядом с фортом находятся погреба боезапаса и небольшие убежища дежурных частей нескольких артиллерийских батарей, которые охраняли форт с разных направлений. 


У подножия горы, в районе остановки «Таксопарк», существует защитное сооружение насыпного типа организации Дальторг, его использовали как учебный класс по гражданской обороне. 


Кстати, гора названа так потому, что у ее подножия в 1914 году был построен казематированный мясохолодильник Владивостокской крепости. Этот объект до сих пор используется по прямому назначению – здесь хранят мясо в тушах для нужд Тихоокеанского флота и других частей. Останавливал он свою работу только один раз, в 1984-м, для замены холодильных машин фирмы Гумбольдта производства 1911 года на более современные установки… 


В общем, мифы о подземном Владивостоке появлялись по разным причинам, некоторые из них были придуманы специально, другие – от недостатка информации. Поэтому верить в них не стоит. Разве что сочинять на их основе истории в жанре фэнтези…

 

Кстати

 

Распространяются и легенды о подземном Владивостоке совсем уж с эзотерическим уклоном. Их, наверное, даже нельзя назвать мифами. 


– Несколько лет назад мне в руки попала книга «Сакральные места планеты», – рассказывает Артур Романенко. – В частности, там написано, что Владивостокскую крепость начали строить… миллионы лет назад лемурийцы (Лемурия – мифический затонувший континент. – Прим. ред.). А форт № 7 на «Заре», например, имеет 14 подземных ярусов, семь из которых построили лемурийцы, четыре этажа соорудили славяне с привлечением сил бохайцев, и только три яруса возвели русские. Также из форта № 7 есть 12 подземных ходов, главный из которых ведет на Северный полюс, по остальным можно попасть в Тибет, Индокитай, Мексику и другие точки Земли. Авторы книги утверждают, что строительство крепости началось для хранения военных технологий будущего. Не знаю, как комментировать этот антинаучный бред, но одно могу сказать точно: хода из форта № 7 на Северный полюс нет.

Автор: Карина ПОЗДНЯК