Для пополнения резерва прекрасного
Художники Барсуков и Кунгуров показали зрителям, что скрывается в листве
Две персональные выставки встретились в четырех залах Приморского отделения союза художников России. Всего более ста работ в общей сложности представили на суд зрителя художники Сергей Барсуков и Геннадий Кунгуров – пейзажи, натюрморты, жанровые работы…
Сергей Барсуков и Геннадий Кунгуров в определенном смысле художники-побратимы. Они входят в одно творческое объединение «Дом Пришвина», отдают предпочтение пейзажам в своем творчестве, а наполнено оно цветом, светом, радостью жизни.
– Я дала этой выставке название «Сокрытое в листве», – говорит куратор, искусствовед Юлия Климко. – Чаще всего «героем» живописных полотен как Геннадия Кунгурова, так и Сергея Барсукова становится природа, изменчивая, таинственная, подавляющая, успокаивающая, гармоничная, величественная, родная. Одухотворенные и лирические пейзажи сохраняют приверженность традициям отечественной школы, для которой характерно созвучие русской душе, способной сострадать, радоваться, восхищаться миром в целом и отдельными людьми в частности. Однако в экспозицию выставки вошли также и жанровые картины, портреты, натюрморты, графика.
Есть у названия выставки и другой смысл: «Сокрытое в листве» – название одного из трактатов о воспитании японского воина. А меж тем мы знаем, что японцы многое взяли из китайских традиций, обычаев… Мне показалось уместным экстраполировать эту связку на выставку Кунгурова и Барсукова. Ведь эти художники живут во Владивостоке, находятся в регионе, где ощущается влияние соседних культур. И графическая серия Геннадия Кунгурова, посвященная японской поэзии, еще одно доказательство того, что наши художники, являясь продолжателями русской классической традиции, тем не менее тесно связаны с восточной культурой. Им свойственны наблюдательность, умение созерцать, видеть красоту в деталях и всматриваться в них. Мне кажется, все это созвучно восточному менталитету. Нам близко восточное стремление к размышлениям, поиск истины, которая часто скрывается за листвой повседневности. Художнику, как никому другому, удается ее разглядеть за видимым пейзажем и изобразить все грани жизни на своих полотнах.
На выставке «Сокрытое в листве» действительно большая часть работ – пейзажи. С пленэров в Анисимовке, Андреевке, Сидими, Многоудобном художники возвращаются с огромным количеством этюдов, набросков, на которых потом во всей красе расцветает приморская уникальная природа. Но и у Геннадия Кунгурова, и у Сергея Барсукова и море, и приморская тайга не бьют красками наотмашь, наоборот, они словно слегка приглушены – говорят со зрителем нежно, чуть шепотом…
– Посмотрите: большая часть картин Геннадия Кунгурова наполнена духом романтики, стремлением соединить философию с искусством, выражением свободы, ощущением чувств, – говорит Юлия Климко. – В то время как для Сергея Барсукова важны и принципиальны вопросы, относящиеся к области реалистической эстетики, – верность изображению природы, способности художника подчеркнуть поэтичность и красоту самых прозаических предметов.
К формированию своих персональных выставок и Геннадий Кунгуров, и Сергей Барсуков отнеслись, разумеется, всерьез, отбирая работы со всей тщательностью. Несмотря на то что они много ездят и много путешествуют, они в первую очередь – приморские живописцы, иногда у них даже можно найти работы, написанные с одного ракурса, но при этом это разные работы, непохожие ни по стилю, ни по решению…
– Мы с Сергеем много лет являемся членами группы «Дом Пришвина», и когда встал вопрос, с кем сделать персональную выставку, у меня не было сомнений: именно с ним, – улыбается Геннадий Кунгуров. – Мы ездим на пленэры в одни и те же места, дышим одним воздухом, питаемся одними и теми же впечатлениями, да и творчески мы на одной волне. В Анисимовке, Андреевке, Сидими я нахожу удивительную красоту. Там пейзажи – как театральный задник: облака, море, природа удивительной фактуры. Знаете, мне иногда даже жаль художников европейской части страны – нет у них такой красоты.
Я на этой выставке подвожу своего рода итог творческой деятельности… Не то чтобы был суеверен, но не знаю, удастся ли в будущем сделать еще одну «персоналку», поэтому решил показать зрителю все грани, все, чем я занимаюсь. Прошелся по всем местам, где был: на выставке есть алтайские, байкальские и приморские пейзажи. Кроме того, специально к выставке задумал серию картин на тему святочных гаданий, но успел сделать только две – «Гадание на петухах» и «Девки в бане гадали». Собирался также сделать семь работ, связанных с языческими праздниками и верованиями, но тоже успел сделать только две: колядки и Масленица.
Представлены на выставке и театральные мои работы, и пейзажи. Хотелось, чтобы зритель знал: ни одну из своих троп, по которым хожу, я не забросил…
Думаю, что зритель, пройдясь по этим залам, многое обо мне поймет: мы ведь, художники, перед ним на выставке как на ладони, открываем своими работами свою душу.
– Нас с Геннадием объединяет дух любви к природе, – уверен Сергей Барсуков. – Мы работаем много на пленэре, поддерживаем друг друга и в творчестве, и в жизни.
Выбирая работы для выставки, я не стремился какую-то тематику соблюдать, показал работы, выполненные в 2015–2017 годах, в основном этюды и этюды-картины.
Думаю, что зритель, заглянувший на выставку, должен получить после просмотра хорошее настроение. Живопись должна радовать зрителя, я в этом твердо убежден.
Главный посыл выставки – красота в нашей жизни есть, мы должны за нее держаться. Жизнь сегодня непростая, но тот резерв, который мы накапливаем, соприкасаясь с прекрасным, необходим не только художникам, но и зрителю. Он помогает жить.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ