Москва. Санкт-Петербург. Владивосток

Готова ли приморская столица стать административным центром Дальневосточного округа?

7 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4292 от 7 март 2018

1 марта в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин четырежды упомянул приморскую столицу (так подсчитали въедливые политологи). Ни один другой город или регион такой чести не удостоился. И это неспроста.

 

На вопросы о том, какие сигналы подает нам высшее руководство страны, а также о том, чем традиционное послание главы государства оказалось для экспертов неожиданным, попытались ответить гости авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».


Прозрачные намеки или призрачные?


– В этом году Владимир Путин сделал из рутинного традиционного мероприятия – послания Федеральному собранию – настоящую конфетку, – заметил Андрей Калачинский. – Текст его оказался очень насыщенным. Это касается и развития обороноспособности страны, и, самое главное, социальной повестки. Особенно радует внимание к столице Приморья. Последние пару месяцев эксперты нам осторожно намекают: готовьтесь, скоро Владивосток может ждать почетная обязанность стать административным центром Дальнего Востока. Московские политологи пишут: самые важные для федерального округа мероприятия проходят во Владивостоке, в то время как полпредство и дальневосточный филиал Минвостокразвития расположены в Хабаровске. Может, пришло время собрать все в одном месте?


Обсудить эту тему были приглашены известные приморские политологи Павел Наливайко и Ольга Кишаковская. 


– Владивосток в речи президента прозвучал четыре раза, – констатировала Ольга Кишаковская. – Я не говорю, что это очень много. Но это намного больше, чем коснулось остальных территорий России. Причем приморская столица звучала в положительном контексте – как пример и ориентир. 


Андрей Калачинский отметил, что еще несколько месяцев назад наш город упоминался в ином свете.


– На декабрьской встрече Владимира Путина с прессой выступил приморский правозащитник, который озвучил проблемные моменты: недовольство горожан мусоросжигательным заводом и незаконной вырубкой леса, – напомнил Андрей Калачинский. – Тогда Путин удивился: что это у вас там, во Владивостоке, лес рубят? И он же сейчас нам говорит, что Владивосток – наравне с Казанью и Сочи – пример того, как надо развиваться городам в нашей стране.


– Более того, после послания президента пресс-служба Минвостокразвития опубликовала релиз, в котором Владивосток назван третьей столицей России, – продолжила Ольга Кишаковская. – Это можно расценить как намек на то, что Владивосток как минимум рассматривают в роли столицы Дальнего Востока.


  По мнению же политолога Павла Наливайко, говорить по этой теме предметно пока рано. 


– Мы находимся в области рассуждений, – подчеркнул он. – Можем гадать. Возможно, таковы «хотелки» некоторых чиновников. Что не отменяет, на мой взгляд, правильности идеи. Начнем с того, что именно с Владивостока в 2012 году началась реализация объявленного президентом «восточного вектора» как приоритетного направления для России в XX веке. Здесь произошел запуск механизмов развития Дальнего Востока: территорий опережающего развития, свободного порта, дальневосточного гектара и ряда других. 


Владивосток сейчас называют «восточной витриной России». В данном направлении ему однозначно нужно усиление. Усиление, на мой взгляд, как раз состоит в том, чтобы перенести сюда полпредство и офисы других федеральных структур. Тогда все процессы – политические, экономические, инфраструктурные – протекали бы здесь быстрее.
По словам эксперта, этому процессу способствует и недавнее обновление руководства Приморья. В октябре прошлого года на смену экс-губернатору Владимиру Миклушевскому пришел Андрей Тарасенко, а в декабре Владивосток возглавил Виталий Веркеенко. 


– Новым руководителям выдан кредит доверия, – считает Павел Наливайко. – Появление рядом полпредства и Минвостокразвития станет дополнительной мотивацией к действию.


Что изменится?


Как известно, становлению Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР был дан мощный импульс благодаря саммиту АТЭС-2012.


– Трудно не согласиться, что Владивосток стал витриной нашей страны в Азии, – отметил Андрей Калачинский. – Но имеет ли продолжение этот процесс? Ведь атэсовские стройки велись в основном за счет федерального бюджета. Город стал современным, реально похорошел, но собственных сил для развития у нас нет.


– Рассуждая о столичности Владивостока, я бы говорила не о том, кабинеты каких чиновников сюда переедут, а о дополнительном финансировании, – убеждена Ольга Кишаковская. – Сколько было идей, чтобы сделать город административным центром Приморского края, придать ему статус столичности в таком варианте. Сейчас уже речь идет не о региональном, а об окружном уровне. Но главное по-прежнему в средствах. 


Другой немаловажный вопрос: что изменит новый статус Владивостока для его жителей? 


– Хабаровск имеет этот статус с 2000 года, – напомнил Павел Наливайко. – И это не просто звание, оно влечет за собой дополнительные федеральные средства на развитие и строительство инфраструктурных объектов. Однако это не какие-то огромные деньги, которые могли бы кардинально изменить ситуацию. Поэтому главный плюс, на мой взгляд, кроется в эффективно выстроенной региональной системе управления, а не в дополнительном финансировании. В частности, в удобстве взаимоотношений с инвесторами. 


У нас, например, создано и действует Инвестиционное агентство Приморского края. Не секрет, что основные расходы этой структуры – зарплаты и командировки специалистов. А вот пользу от их труда подсчитать тяжело. Инвесторам, насколько я могу судить, от деятельности агентства лучше не становится.


Более того, мы наблюдаем за процессами, происходящими на территориях опережающего развития, и видим там отсутствие должного внимания со стороны инвестиционных институтов. Профильные структуры занимались не тем, чем нужно. Мы знаем, как этим занимаются в странах АТР. Приезжаешь с желанием открыть бизнес в Китай или Южную Корею – тебе дают и землю, и жилье, и все-все. Только работайте. 


У нас каждый год проходит ВЭФ. Приезжают представители корейского и китайского бизнеса, подписывают протоколы о намерениях. Они готовятся к тому, что проект будет реализован. А с нашей стороны зачастую происходит так, что проект не идет дальше меморандумов – увязает в уйме бюрократических неурядиц. Поэтому близость полпредства и региональных структур Минвостокразвития значительно улучшит ситуацию. 


С социального курса не сворачиваем


Эксперты также отметили моменты в послании президента, которые в будущем отразятся на жизни приморцев. 


– Это послание, по сути, логически разбивается на две части. Первая посвящена социальной повестке, вторая – оборонительной. Население страны волновало прежде всего то, что президент сказал в первой части, – подчеркнул Павел Наливайко. – Мы видим, что послание президента имело социальную направленность. В самом начале было сказано о мерах по повышению уровня жизни и ее продолжительности, об увеличении пенсий, о доступности жилья, о развитии муниципальных образований, о комфортной городской среде и так далее. Это усиление того социального курса, который мы видели в предыдущие годы. Более того, за несколько месяцев до послания президент ввел новые меры по поддержке рождаемости, дополнительные выплаты за первенца, продлил программу материнского капитала. 


В числе других социальных моментов президентского послания эксперты отметили развитие дорог, образования и медицины.


– Если говорить о дорогах, то теперь речь идет не только о федеральных, но и о региональных и муниципальных трассах, – заметила Ольга Кишаковская. – Будут увеличены суммы, которые выделяются на их ремонт и содержание.


– В выступлении президента прозвучала и критика: программа по укрупнению и оптимизации больниц привела к упразднению медучреждений в маленьких населенных пунктах, – подчеркнул Андрей Калачинский. – В Приморье это происходило на наших глазах еще в начале 2000-х. Была принята государственная программа по укрупнению районных медучреждений, чтобы люди из дальних сел получали помощь в ближайшем городе или районном центре. С точки зрения экономии бюджета это правильно. А с точки зрения людей, наверное, нет. Мне кажется, реформу здравоохранения погубил тот подход, что медицина – это не помощь, а услуга. Это принципиально меняет отношение врача к пациенту.


– Раньше в поселке Новошахтинском Михайловского района работала хорошая, полноценная больница, – привел пример Павел Наливайко. – Сейчас половину специалистов перевели в районный центр и больным приходится туда ездить. Как правило, это пенсионеры, которым осилить даже 20–30 километров довольно тяжело и неудобно. Поэтому идеи, заложенные президентом, отражают реальную картину мира. Нам нужно вкладывать больше средств во внутренние коммуникации. Невозможно представить страну, все население которой стекается в три-четыре крупных мегаполиса. 


Еще один вектор развития, озвученный президентом, касался развития комфортной городской среды. Здесь еще раз был упомянут Владивосток, где в рамках пилотного проекта запущена одноименная государственная программа.


– Мы стартовали в прошлом году, – напомнил Павел Наливайко. – Было отремонтировано 16 дворовых и три общественные территории. 


Однако для того, чтобы город действительно преобразился и сделал еще один шаг вперед – наравне с атэсовским скачком, – этого мало, считает Андрей Калачинский. 


– Нужно понимать, что это происходит в рамках новой программы, – подчеркнул политолог. – Это дополнительное финансирование, которое идет плюсом ко всему, что и так делается в городе. И эффект есть. Далее этот эффект распространится на другие регионы и муниципалитеты.


О муниципалах замолвили слово


Эксперт отметил не только то, что сказал глава государства, но и то, о чем он не говорил. В частности, о возможности изменений в муниципальном законодательстве. По мнению Павла Наливайко, есть запрос на переход к одноуровневой системе муниципальных образований.


– Сейчас есть множество разновидностей муниципальных образований. Это городские округа, городские и сельские поселения, муниципальные районы и так далее, – перечислил он. – Одноуровневая же система предполагает административное укрупнение. Закон о местном самоуправлении вышел в 2003 году. Как показала практика, сегодня муниципалитеты сельских поселений едва выживают. Они неэффективны, у них нет денег, они не развиваются. Иногда и город, и район находятся на одной территории. Вспомним Спасск-Дальний, Дальнереченск, Большой Камень. Существует раздутый бюрократический аппарат. Разговариваем с главами – они только «за». Подсчитали, что только в Спасске от объединения с районом будет получена выгода в 50 млн рублей…


Как напоследок отметили эксперты, даже двух часов на оглашение президентского послания недостаточно, чтобы охватить весь спектр актуальных государственных вопросов. Тем не менее были заданы стратегические направления, которые призваны качественно изменить нашу жизнь.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН