Ох уж эти русские: фрау – капитан большого корабля

110 лет со дня рождения Анны Щетининой

7 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4292 от 7 март 2018
thumb_259631_magazine_xxxl.jpeg

Теплыми вечерами в конце весны и начале лета 1935 года по набережным и скверам Гамбурга прогуливалась молодая женщина. Красивая, с минимумом макияжа, но стильно одетая, она неизменно притягивала внимание местных мужчин. И если кому-то по счастливой случайности удавалось с ней познакомиться, этот человек испытывал шок. Фрау-то, оказывается, из Советской России! Мало того, эта замужняя дама вовсе не домохозяйка, а капитан большого океанского судна! Невероятно, просто невероятно…

Легко ли женщине стать капитаном большого корабля

 

В те времена в среде моряков-профессионалов бытовало старое поверье: женщина на корабле к беде. А эта морячка сумела то самое поверье развенчать, как жалкий миф. Да что там – благодаря своим знаниям, мастерству, опыту и какому-то необъяснимому чутью она много раз выводила родные суда и экипажи из беды. 


Красивую и отважную фрау капитан звали Анна Щетинина.


Непростая судьба


Накануне 8 марта 2018 года во Владивостоке отметили замечательный юбилей – 110-летие со дня рождения Анны Щетининой. В МГУ имени Невельского открылась выставка, посвященная памяти прославленного капитана, состоялся литературно-музыкальный вечер в ее честь. 


…Анна Ивановна Щетинина – первая в мире женщина капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Владивостока и почетный работник морского флота. За всеми этими званиями и регалиями непростая судьба поистине героической женщины. Свою жизнь она посвятила покорению морских просторов, а затем воспитанию и обучению будущих мореходов. На ее долю выпало достаточно славы, но сначала было много, очень много трудной и зачастую опасной работы, были тяготы и лишения, пережитые вместе со всей страной в военное лихолетье, обиды были и утраты. 


Однажды Щетинина скажет обо всем этом так: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской…»


Жизненный путь Анны Ивановны весь на виду, не раз и не два описан и в прессе, и в книгах, в том числе ее собственных, и даже в кино. И сегодня, вспоминая о капитане Щетининой, мы напомним кратко основные вехи ее биографии и расскажем о том, что широко никогда не освещалось. 


Характер стальной, советский


Анна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года под Владивостоком, на станции Океанской. На ее детство пришлась Гражданская война. Мало того что белые и красные рвали друг у друга власть в Приморье, так еще и в пригородной зоне вовсю разбойничали бандитские шайки. Поэтому учиться девочка начала только в 11 лет. С 1919 года посещала начальную школу в Садгороде, от дома до нее было семь километров. Проблем добраться не было только зимой: Аня надевала коньки и лихо скользила на уроки по льду замерзшей реки Лянчихе и Амурского залива. В 1922-м, когда установилась советская власть, перевелась в единую трудовую школу на станции Седанка.


В 1925-м, окончив восьмилетку, Анна поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Поначалу его директор категорически отказывался принимать документы у девушки, пугал ее тяготами и лишениями жизни в море, рассказами о том, как мужчины в экипажах воспринимают женщин-коллег на судне, о предвзятости к их труду и повышенных требованиях к ним. Вот тогда-то впервые проявился стальной характер Щетининой. Настояла на своем. 


Трудовой путь начинала на Камчатке, на рыболовецком флоте учеником палубного матроса. Уже в составе Камчатского пароходства в свободное от основной работы время несла вахты дублером штурмана. Поэтому в 24 года сумела получить штурманский диплом, а в 27 лет стала капитаном. Руководство предприятия выдало девушке прекрасную характеристику и рекомендовало ее на получение нового парохода.


Ну как нового – подержанного, но проходившего в тот момент модернизацию на немецкой судоверфи. Стране Советов не хватало флота для нарождавшейся рыбной промышленности на Дальнем Востоке, и было куплено несколько судов с рефрижераторными секциями. Что интересно, первоначально эти суда приписали к Наркомату военно-морского флота, чтобы в случае большой войны вооружить их для выполнения транспортных задач вспомогательного флота. В их числе был пароход «Хохенфельз», которому дали новое имя – «Чавыча». 


В конце весны 1935-го в Гамбурге 27-летняя капитан Щетинина следила за капитальным ремонтом судна, а вечерами выходила в город…


Мужество, героизм и пайка хлеба


Летом 1935 года мир облетела сенсация. Газеты всех стран на первых полосах рассказывали о том, что из Гамбурга через Одессу и Сингапур на Дальний Восток отправился пароход под красным флагом. Его капитан (впервые в истории!) – женщина, Анна Щетинина, а весь ее экипаж – мужчины. За 75 суток перехода ни одного ЧП. Ох уж эти загадочные русские… 


«Чавыча» ходила вдоль побережья Камчатки, нередко в шторма, погрузочно-разгрузочные операции осуществлялись на необорудованный берег. А зимой 1936 года страна вспомнила эпопею с «Челюскиным». «Чавычу» затерло льдами в Олюторском заливе. Кончились продовольствие и пресная вода. Чтобы не взорвались паровые котлы, с палуб и надстроек собирали снег и лед. Экипажу определили скудный паек: по 400 граммов хлеба в день (через шесть лет эту норму возьмут за основу в блокадном Ленинграде). Полторы недели Щетинина не сходила с капитанского мостика, пока не увидела трещину во льдах, через которую и вывела пароход на чистую воду. 


За проявленные мужество и героизм, за спасение судна и людей ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. 


 20 марта 1938 года Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта Владивостока, который ей самой же и пришлось создавать с нуля. Этому предшествовала длительная беседа в Москве с наркомом пищевой промышленности Анастасом Микояном… 


Накануне Великой Отечественной Щетинина получила назначение на Балтику. Через несколько месяцев ей пришлось руководить эвакуацией населения Таллина и оборонявших город частей Красной армии в Ленинград, перевозить стратегические грузы по Финскому заливу. Суда двигались только в ночное время с потушенными бортовыми огнями, потому что днем за ними охотились немецкие бомбардировщики.


Затем было возвращение на Дальний Восток и легендарные «огненные рейсы» – суда под управлением капитана Щетининой перевозили стратегические грузы из США и Канады во Владивосток. В 1942-м ее наградили орденом Красной Звезды, а позднее – орденами Ленина и Отечественной войны II степени. 


На морях и за морями


После войны Анна Щетинина трудилась капитаном в Балтийском пароходстве. В 1949-м ее пригласили на преподавательскую работу в Ленинградское высшее инженерное морское училище, и при этом она продолжала ходить в моря.


В начале 1960-х Анна Ивановна навсегда вернулась в родной Владивосток. Здесь она возглавила судоводительский факультет ДВВИМУ (ныне МГУ им. Невельского), учила будущих штурманов и капитанов, занималась научной работой. И оставалась капитаном нескольких судов ДВМП. Несколько лет возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР, написала документальную книгу «На морях и за морями…». Плюс к этому вела активную работу в Клубе капитанов, в Комитете советских женщин.


После выхода Анны Ивановны на заслуженный отдых страна продолжила осыпать ее почестями и наградами: Герой Соцтруда, почетный работник флота, почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России. 


Сегодня ее имя носят мыс на побережье Амурского залива и один из островов Курильской гряды, улица, сквер и средняя школа во Владивостоке. Образ Анны Ивановны увековечен на барельефе стелы «Город воинской славы». Но главное ее наследие – ее ученики, которые по сей день водят суда по всем морям и океанам. 


Морское дело – не пьеса 


Мало кто знает, что Звезду Героя Социалистического труда капитан Щетинина получила со второго захода. Произошло это в 1978 году. Однако впервые документы на присвоение ей почетного звания подавались в Москву еще за 10 лет до этого, в 1968-м. 


Тогда же на экраны страны вышел фильм «Анна Ивановна», снятый на студии «Дальтелефильм». Документальная 50-минутная лента режиссера Олега Канищева была посвящена 60-летию Анны Щетининой и… присвоению ей звания Героя Социалистического Труда. Более того, на обложке одного из номеров журнала «Морской флот» за 1968 год уже был напечатан портрет Щетининой с Золотой звездой Героя (правда, еле видной). Как оказалось, все это было преждевременно. 


Существует несколько версий опалы легендарного капитана. По одной из них, она не получила награду из-за ЧП на Кубе. Несколько лет назад эту версию озвучил корреспонденту «В» кинооператор «Дальтелефильма» Петр Якимов, участвовавший в съемках фильма «Анна Ивановна» и общавшийся с моряками теплохода «Охотск». По их словам, якобы во время погрузки теплохода на острове Свободы у портового крана лопнула балка и убила грузчика-кубинца. Был большой международный скандал. Кубинцы прекратили погрузку, население Гаваны целую неделю пикетировало порт. Конечно, после такого случая о награде речи быть не могло… 


Так это было или нет, официальная историография Щетининой умалчивает. Зато история съемок фильма «Анна Ивановна» была полна реальных поучительных ситуаций. 


Петр Якимов в составе киногруппы прошел с капитаном Щетининой на теплоходе «Охотск» от Владивостока до Одессы через Индийский океан, Африку и Суэцкий канал и оставил об этом рейсе интереснейшие воспоминания. 


– Фильм снимали с благословения Приморского крайкома КПСС, – рассказывал Петр Кириллович. – Идея сделать кино о первой в мире женщине-капитане появилась за год до юбилея Щетининой. Она тогда преподавала в ДВВИМУ и почти не капитанила. Помню, ее долго уговаривали, чтобы она вновь заступила на капитанский мостик ради съемок. И она сдалась. 


В самом ДВВИМУ снимали «скрытой» камерой, и некоторые кадры, вошедшие в фильм, Щетининой не понравились. На первом же просмотре картины ее возмутил сюжет, где она в сердцах называет нескольких курсантов двоечниками. 


– Ну зачем это надо было снимать! Ребята выучатся, пойдут работать, а в вашем кино они на всю жизнь останутся неуспевающими, – поначалу горячилась Анна Ивановна. А потом отошла: – Вы, наверное, правильно сделали, что сняли эту головомойку. Постижение мореходных навыков – это ведь не пьеса, где все расписано по ролям, а моя настоящая жизнь и жизнь курсантов. Для них это будет хорошей памятью о молодости. 


Все решают опыт и реакция 


– Анна Ивановна никогда не позировала, – продолжил рассказ Якимов. – Снимать ее было трудно, особенно на капитанском мостике. Например, мне надо было, чтобы она повернулась лицом к объективу или в профиль, а она была погружена в свою работу, нас не замечала. И мы ни разу не слышали от нее грубого слова. Она вообще не ругалась и не повышала голоса. 


По словам Петра Якимова, проход через Суэцкий канал – самый яркий эпизод путешествия кинодокументалистов из Владивостока в Одессу, которое здесь, кстати, могло и закончиться. Согласно международным морским правилам перед проходом Суэца на борт «Охотска» поднялся местный лоцман, после чего сухогруз полностью перешел в его подчинение. А Суэцкий канал – это довольно узкий «ручей», при большом желании от берега до берега можно камень добросить. Огромный «Охотск» смотрелся в этой «луже», как калоша в тарелке борща. 


Сначала все шло замечательно, Анна Ивановна стояла в стороне, наблюдая за действиями лоцмана, а тот, подавая команды, занимался проводкой судна. Вдруг, когда теплоход уже прошел половину пути, от левого берега отвалил многопалубный паром, забитый людьми и машинами, и на полной скорости направился в сторону «Охотска». До неизбежного столкновения оставалось несколько десятков метров. Лоцман побледнел, растерялся. И тут свое слово сказала Щетинина. Она спокойно подошла к судовому телефону и скомандовала: 


– Полный назад! Самый полный назад! 


«Охотск» задрожал всем корпусом, заскрежетал и еще несколько метров прошел по инерции, благо скорость его была минимальной. Когда он остановился, буквально перед его носом проскочил паром. С высоты капитанского мостика были видны улыбающиеся лица его пассажиров: они даже не поняли, что могло бы произойти, если бы не опыт и реакция Анны Ивановны. 


Лоцман очнулся. И тут же принялся отчитывать капитана парома по громкой связи. Судя по накалу эмоций, он крыл его на чем свет стоит, невзирая на Коран. Какие крепкие слова при этом употреблялись, неизвестно, выражался-то лоцман по-арабски… 


«Интернационал» для госпожи капитана


– Анна Ивановна была очень хорошим рассказчиком. Жаль, что ее истории никто не записывал, – сокрушался Петр Кириллович. – Чаще всего она вспоминала годы войны, как доставляла грузы по ленд-лизу из Америки и Канады. А вы знаете, ведь она была в Германии буквально за день до начала нападения фашистов на СССР! 


В июне 1941 года теплоход Балтийского пароходства, на котором Щетинина работала вторым помощником капитана, зашел в Гамбург под погрузку. Все было как всегда, только немцы вели себя очень странно. Работали слишком быстро, слишком слаженно и молча, без шуток и улыбок, без «данке шен» по поводу и без повода. Когда наши моряки пытались общаться с докерами или угощали их папиросами, те отказывались и отводили глаза. Ясность пришла, когда судно вернулось в Ленинград. 


– Как только мы встали у причальной стенки, по радио объявили, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз. И тут мне все стало понятно! Выходит, докеры знали о предстоящем нападении, знали и молчали! Вот вам и «пролетарии всех стран, соединяйтесь», – вспоминала Анна Ивановна… 


Однажды, когда судно под управлением Щетининой в очередной раз пришло в США за ленд-лизовским грузом, ее пригласили в Голливуд на встречу с кинозвездами. Анна Ивановна, конечно же, согласилась. И пока экскурсовод водил ее по «фабрике грез» и сыпал байками о жизни киноактеров, приглашающая сторона приготовила гостье презент – именную грампластинку фирмы Columbia с записью… «Интернационала» в исполнении оркестра русских эмигрантов. Диск был отпечатан за час в единственном экземпляре и упакован в специальный конверт. Международный пролетарский гимн предваряло обращение дирижера. «А сейчас наш джаз-оркестр исполнит «Интернационал» в честь первой в мире женщины-капитана Анны Ивановны Щетининой из Советского Союза», – вещал с пластинки голос на русском языке, но с явным акцентом. 


В 1968 году Анна Ивановна подарила эту пластинку Одесскому морскому музею, его представители специально прилетали за уникальным музыкальным артефактом во Владивосток. 


Слезы под дождем


Съемки фильма «Анна Ивановна» закончились в Одессе, откуда киногруппа вылетела в Москву, а после – домой. «Охотск» же через три дня отбыл в Николаев, а затем на Кубу за сахаром… 


Следующая встреча Петра Якимова с Щетининой произошла много лет спустя, в 1993-м, во Дворце культуры моряков на торжественном вечере в честь ее дня рождения. Несмотря на то что к тому времени здоровье уже подводило легендарного капитана (она плохо слышала и со зрением были проблемы), когда кинооператор к ней подошел и представился, Щетинина его узнала. На память об этой встрече у Петра Якимова осталась фотография – кто-то из коллег успел снять его сидящим подле великой женщины. 


…Анна Ивановна Щетинина умерла 25 сентября 1999 года, похоронили ее на Морском кладбище. Якимов приехал до погребения, при нем была кинокамера. 


– Я знал, где и когда будут похороны, но у меня не было цели их снять. Просто хотел проститься с хорошим человеком, – рассказывал Петр Кириллович. 


В тот день осеннее небо хмурилось с самого утра, а после обеда, к моменту погребения, разродилось мелким и нудным дождем. Казалось, природа оплакивала умершую. 


Кинопленка засвидетельствовала немногочисленную похоронную процессию: сказать последнее «прости» знаменитой женщине пришли лишь несколько седовласых капитанов. Они не скрывали слез…

 

Кстати

 

Судьба фильма «Анна Ивановна» сложилась удачно: лента была растиражирована для всесоюзного телевещания. В июле 1968 года в Риге, на III Всесоюзном кинофестивале «Человек и море», авторская группа фильма была награждена дипломом I степени и главным призом «Серебряная ветвь».

      

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Сергей КОЖИН