Не будь пасеки, не было бы и машины

Мед в Приморье издавна был хорошей статьей дохода. Даже в советские времена, когда коммерция не поощрялась. Пасеки были исключением. Сейчас многие сельские семьи тоже делают ставку на пчеловодство.

7 февр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4277 от 7 февр. 2018

К примеру, в селе Иннокентьевка Лесозаводского района, где давно закрылся плодоводческий совхоз и нет никакого другого производства, в 20 дворах стоят ульи, о чем нашему внештатному корреспонденту Елене Павловой сообщила главный специалист сельской администрации Евгения Бариева. Согласно ее данным, по домовым книгам в селе числится более 400 пчелосемей.


Елену пригласил в гости один из пчеловодов – Виктор Хомик. Про мед, пчел, липу Виктор Данилович знает не из книжек, а из личной практики, ведь за свою жизнь накачал не одну тонну меда. 


За чашкой чая с медом разговорились. В Иннокентьевку в самом начале прошлого века приехали его дед с семьей и первые пять семей с Украины. Добирались целый год морем из Одессы, огибая Африку, Индию. А из Владивостока везли весь скарб уже на быках, которых взяли с собой из дома. 


Виктор Данилович помнит рассказы деда о том, что каждая семья обязательно держала пчел. Меду качали много, хранили в глубоких ямах, обмазанных глиной. Со своим медом ходили в Китай, меняли его на продукты, одежду, посуду. Американцы привозили различную мануфактуру и тоже обменивали ее на сладкую продукцию. Так мед помогал выжить смельчакам, решившим приехать в эти необжитые места. 


Отец Виктора Даниловича родился в Иннокентьевке в 1912 году (к слову, старый дом отца был крыт цинком, который выменяли на мед у американцев). Был Данила Хомик первым шофером, а потом трактористом в Военпорте. 


Сын его Виктор окончил десятилетку в Иннокентьевке, поступил в техникум. Но, женившись, доучиваться не стал, вернулся в родную деревню. Всегда держал большое хозяйство и пасеку. Зарплаты были маленькие, а благодаря пасеке купил мотоцикл, потом машину. Жизнь всегда была нелегкой, в постоянном труде, заботе о детях и внуках. А чтобы ее подсластить, всегда стояла бочка меда.


Елена обсудила с Виктором Даниловичем и актуальную для Приморья тему о качестве меда. Когда цветет липа и идет большой медосбор, некоторые пчеловоды качают его незрелым, еще до того, как его запечатали пчелы. Чтобы продать пораньше и подороже. Но если мед не созрел, то не зря о нем говорят «тяжелый». Значит, он не обогатился ферментами, и в нем сохраняются сложные сахара, каталазы мало. Бактерии «поднимают голову» – начинается процесс брожения. 


– Продавать незрелый мед повелось у нас еще с советских времен, – продолжил рассказ пчеловод. – Тогда главным было сделать вал: «Качай, пока мед течет рекой!». Не беда, что он слишком жидкий – есть способы, как искусственно подправить процент влажности. А чтобы мед не забродил, вам просто-напросто посоветуют хранить его в холодильнике. А если что – пеняйте на себя. Увы, у некоторых остается такой подход к делу до сих пор. Поэтому надо знать, у кого покупать сладкую продукцию.

 

Рецепты от пчеловодов

 

Настойка для долголетия
Взять по одному стакану кедровых и грецких орехов, 500 г изюма, 50 г нарезанных плодов шиповника, 500 г меда, смешать. Поставить в темное место на 10 дней. Принимать по 1 столовой ложке перед едой.


От усталости и одышки
Взять 200 г меда, 4 лимона, 2 головки чеснока. Лимон и чеснок пропустить через мясорубку, залить медом, смешать. Поставить в стеклянной банке в темное место на неделю. Принимать утром за 15 минут до еды по 1 столовой ложке, разведенной в стакане воды.


 Медовые пряники
Берется просеянная мука, столько же жидкого меда и немного изюма. Если мед засахаренный, его слегка нагревают на водяной бане. Мед добавляют в муку. Хорошо разминают руками, делают небольшие пряники и выпекают 10–15 минут. Готовые пряники смазывают медом.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Николай КУТЕНКИХ