Чиновников и предпринимателей лишили права на незнание

Глава Владивостока о развитии города и принципах своей работы

31 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4273 от 31 янв. 2018

Мэр приморской столицы Виталий Веркеенко встретился с редакторами местных СМИ.

Встреча прошла в краевом музее имени В.К. Арсеньева. В стенах, где бережно хранится история региона и Владивостока, так очевидно подтверждающая жизнестойкий и несгибаемый характер дальневосточников, велись речи о настоящем и будущем столицы Приморья.


А заодно состоялось более близкое знакомство мэра с руководителями СМИ.


Порядочность – на первом месте


Чтобы узнать человека, надо понять, чем он дышит и по каким принципам живет. Предупреждая вопросы журналистов, Виталий Веркеенко в небольшой вступительной речи озвучил некоторые мировоззренческие позиции, с которыми он сначала пришел в бизнес, а потом – и во власть. Правда, по его признанию, он пришел к управлению городом довольно неожиданно для самого себя.


– В какой-то момент я понял, что есть два варианта поведения. Первый – можно сидеть на диване и критиковать, отстраненно наблюдать за тем, что происходит. Второй – пытаться самому что-либо изменить, строить свой город. Я выбрал второй вариант. 


Какими жизненными принципами он будет руководствоваться в своей работе? По словам Веркеенко, среди ценностных ориентиров на первом месте для него стоит порядочность, которая либо есть у человека, либо ее нет. А вот профессионализм лишь на втором месте, так как он – дело наживное. Имея время и настойчивость, можно в любой сфере прийти к высокому уровню компетенции. Но страшен профессионал, у которого нет порядочности. Третий принцип – это ответственность за принятые решения. Сказал – сделал. При этом нельзя отказывать подчиненным в праве на ошибку, иначе они будут бояться делать что-либо новое. Четвертый принцип – организованность: хаоса не должно быть ни на рабочем месте, ни в голове. Как заверил Веркеенко, эти четыре ориентира всегда были с ним и с людьми, которые его окружают.


Безусловно, журналистов интересовали не только жизненные принципы мэра, но и конкретные вопросы обустройства Владивостока. По крайней мере, то, какими хочет видеть их новый руководитель города.


Про бюджет


Одной из первых инициатив Виталия Веркеенко на новой должности стала работа с бюджетным долгом Владивостока, переговоры с банками для понижения процентной ставки по кредитам. Журналистов интересовало, как продвигается эта деятельность и существуют ли альтернативные способы снижения бремени, если банки не пойдут навстречу. 
– Каждый день порядка четырех часов я отвожу только на то, чтобы погрузиться в бюджет Владивостока, в его доходы и расходы, в детали и нюансы этого объемного документа. Надо досконально разобраться в ситуации, чтобы принять правильное решение, – подчеркнул Виталий Веркеенко. – По поводу сформировавшейся задолженности: в свое время это было необходимо. Благодаря займам город обновлялся к саммиту АТЭС, был закуплен парк общественного транспорта, парк коммунальной техники и так далее. Город вынужден был копить коммерческие кредиты, чтобы идти вперед. Однако если правильно наладить коммуникационную цепочку «город – край – федерация», то коммерческие кредиты в некоторых случаях могут быть заменены бюджетными, ставка по которым составляет не 10 процентов, а 0,1 процента. 


Мы понимаем, что город должен увеличивать собственные доходы. Сейчас они составляют порядка 9 миллиардов. Я ставлю перед собой задачу значительного увеличения доходной части. Но с оговоркой: делать это нужно рационально. По принципу «не навреди». То есть не собрать больше налогов с горожан и предпринимателей (в этом смысле я даже вижу направления, где налоги могут быть и снижены), а создать такой благоприятный климат, который позволит бизнесу развиваться и расти, а дальше – за счет увеличения собственных объемов, выручки, прибыли – наращивать и объемы налогов. 


Еще один важный момент – эффективное расходование бюджетных средств. Для тех, кого уличат в неэффективном расходовании финансов (по глупости, по умыслу, в целях личного обогащения), наказание будет не жестким, а жестоким. Я лишил права на незнание и сотрудников администрации, и предпринимателей. 


Про Генплан


Один из самых злободневных вопросов касался Генерального плана Владивостока, утверждение которого на данный момент подходит к финальной стадии. Как документ изменит облик приморской столицы? Что содержит нового, а что закрепляет? 


– Генеральный план Владивостока предполагает создание нового административного центра в районе Первой Речки, на территории современной нефтебазы, – отметил Виталий Веркеенко. – Понятно, что мы говорим о стратегическом планировании. Я встречался с руководством объекта и объяснил: с точки зрения стратегии города нефтебазы в этом районе быть не должно. Но мы ни в коем случае не хотим создать препоны бизнесу и лишиться крупного налогоплательщика. Наша задача – найти для них удобное и подходящее место. Думаю, что владельцы нефтебазы это тоже понимают. На данный момент с руководством объекта ведутся переговоры по строительству проезжей дороги через нефтебазу. Позже эта дорога должна стать частью Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). 


Владивостокское кольцо


Логичным продолжением темы Генплана стал вопрос про ВКАД: какова судьба проекта на данный момент и что его ждет в будущем? 


– Я считаю проект нужным, – отметил Виталий Веркеенко. – Фактически на сегодняшний день построено две трети автодороги, которая может стать кольцевой. Нам осталось достроить треть пути. Эта треть, в свою очередь, разделена на пять участков. Первым и важнейшим является участок от Казанского моста до острова Елены, и дальше – на остров Русский. У нас есть концепция и технико-экономическое обоснование. Первый участок можно построить в рамках концессионного соглашения, он окупаем. Конечно, требуется время на поиск инвестора, проектирование, изыскания и строительные работы. Но мы предпримем все усилия, чтобы завершить эту работу как можно раньше. Так, специалисты уже получили поручение начать готовить проект планировки территории, не дожидаясь концессионного соглашения, чтобы не терять время. Я для себя ставлю задачу завершить первый этап ВКАД в течение 5 лет.


Как уже писал «В», общая протяженность ВКАД составит 22,6 километра с объемом транспортного потока от 70 до 85 тысяч автомобилей в сутки при скорости 80 км/час. Проект строительства кольцевой дороги разбит на несколько этапов, первый из которых прошел техническую проработку и расчет финансовой модели для потенциальных инвесторов.
– Владивостоку нужны новые дороги-дублеры и транспортные развязки, и в этом направлении мы готовы, в частности, к совместной работе с инвесторами. Создание Владивостокской кольцевой дороги разгрузит многие городские магистрали и сделает передвижение по городу более комфортным. Готовы предоставить на рассмотрение все необходимые расчеты и параметры объекта. В качестве бизнес-модели сотрудничества в области строительства может быть использовано заключение концессионного соглашения, – заявил Виталий Веркеенко.


Про общественный транспорт


А пока строится ВКАД, пассажирский транспорт Владивостока ждет модернизация. Администрация города рассматривает вопрос о развитии электротранспорта и внедрении в систему перевозки горожан электробусов.


– Электротранспорт несет две важнейшие функции, – подчеркнул глава приморской столицы. – Первая – это бесперебойное обеспечение пассажирских перевозок, и в этом вопросе электротранспорт зачастую более эффективен, чем любой другой. Я встречался вместе с губернатором со студентами ДВФУ, они задавали вопросы по работе общественного транспорта на остров Русский. Провел проверку: из 50 автобусов, которые должны были выйти на линию, накануне вышли только 39, 11 не завелись (напомним, что речь идет о неделе, когда особо зверствовали морозы. – Прим. авт.). Доложили, что завести пробовали заблаговременно, с 4 часов утра. Действительно, многие дизельные автобусы при этой температуре (а они стоят на открытых площадках) не могут завестись. Электротранспорт, конечно, эту ситуацию бы спас. Речь, безусловно, не про остров Русский, а про весь город. Вторая, не менее важная функция – это сохранение исторического облика Владивостока. Трамваи в контексте исторических зданий, красивой архитектуры придают городу особый колорит. И они есть во многих городах мира. Я вижу возможности развития электротранспорта и перевод части общественного транспорта на электрический. Будем корректным образом проводить оценку эффективности. Что касается трамвая, то мы рассматриваем возможность создания маршрута от Дальзавода вдоль Корабельной набережной. Отчасти решая транспортную проблему, он мог бы стать туристическим маршрутом и повысить привлекательность Владивостока, – подчеркнул глава города.


Сохранить наследие: будущее прошлого


– В историческом районе города планируется много существенных изменений, – сообщил мэр. – Они уже происходят на наших глазах. И наша задача – ускорить некоторые процессы. Например, мы договорились с руководством краевого музея Арсеньева о восстановлении китайского театра, к счастью, сохранившегося до наших дней в лабиринтах Миллионки. Сейчас там находится школа олимпийского резерва, но это здание ее требованиям не совсем соответствует. Так что в течение ближайшего года найдем для спортсменов соответствующее помещение, с более комфортными условиями и восстановим китайский театр, который снова заработает – спустя 80 лет. Таким образом, мы «разошьем» историческую зону города и дадим ей новый импульс к развитию. Нам нужно сохранить наше историческое наследие.


Откуда будем брать средства, ведь бюджет Владивостока ограничен? По словам главы города, наравне с государственными, региональными и муниципальными программами есть еще и предприниматели, которые также хотят внести вклад в жизнь приморской столицы. В городе проявляют активность меценаты, и многого можно добиться внебюджетными средствами.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН