«Громаду лет прорвет и явится…»

Размышления о вечном на шелковых подушках Екатерины Великой

17 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4265 от 17 янв. 2018

Вот нательная рубаха – полотняная, в легкомысленных голубеньких цветочках. Такая, знаете ли, простенькая, даже простецкая. Подобное нижнее белье менее всего ожидаешь увидеть в музее, да еще за толстыми стеклами, хранящееся в специально выставленном режиме температуры и влажности. И даже фотографировать со вспышкой ни в коем случае нельзя! Но это тот самый случай, когда важно не то, что это просто хлопковая майка, а то, кто ее носил. А эту, в легкомысленных цветочках, носил сам Петр Великий. Да-да, император наш, прорубивший окно в Европу, и прочая, и прочая…

А если что – пускаем газ


Впрочем, в фондах реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая Деревня» и не такие удивительные вещи, которым фактически нет цены, можно увидеть. Если, конечно, повезет попасть в сами фонды. Посетителей-то сюда пускают регулярно, но свободного доступа нет, экскурсии только по записи. 


Вот почему поездку в Старую Деревню победители конкурса «Искусный глагол», приехавшие в Санкт-Петербург из разных городов России, считали одной из самых важных экскурсий. В прошлом году мне довелось (также в составе группы победителей «Искусного глагола») впервые побывать в этом центре, и это были невероятно сильные впечатления, которые очень хотелось освежить в памяти и усилить. Ведь наверняка, думала я по дороге в Старую Деревню, увидим что-то новое. И не ошиблась!


На этот раз экскурсия состояла из двух частей. Сначала нам показали такие редкости и артефакты, которые не всегда демонстрируют заезжим туристам. А потом завели в святая святых: в пункт газового тушения возгораний (никакой воды, сами понимаете, в таком месте), в пункт климат-контроля (для каждого зала хранения выставляются свои параметры, в одном может быть жарковато и влажно, а в другом – сухо и прохладно) и в службу охраны, где показали поражающую воображение панель видеонаблюдения, на которой в режиме реального времени отражались все до единого (ну, может быть, кроме туалетных кабинок) помещения центра. Примером того, как здесь следят за ситуацией, стал небольшой инцидент. Коллега, чересчур увлекшийся фотосъемкой в каретном сарае, слишком близко подошел к экспонатам, и тут же «с небес» раздался вежливый голос: «Сделайте три шага назад, пожалуйста»… 


 Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» – и гордость, и головная боль Эрмитажа. Его строительство началось еще в советское время, консервировалось и снова начиналось. Из-за этого самая современная начинка центра постепенно старела и превращалась в самую отсталую, и надо было на ходу принимать решения, вносить коррективы. Затем началось строительство второй очереди (и здесь не раз пригодился огромный опыт работы с системой госзаказа и тендеров, которую директор Эрмитажа Михаил Пиотровский охарактеризовал как самую враждебную по отношению к культуре). А сейчас уже готовы планы третьей. Можно не сомневаться, что после введения в строй третьей очереди Старая Деревня будет изумлять посетителей еще сильнее. Хотя и сегодня там есть на что посмотреть и о чем подумать. 


Под толщей веков


В Старой Деревне хранится то, что редко выставляется в залах Эрмитажа и еще реже где-либо в другом месте. 


Вот, например, фонд икон – как спокойно говорят хранители, не самый крутой в России, поскольку здесь в большинстве своем иконы XVIII–XIX веков. Здесь всегда немного сумерки, ведь краска на иконах не любит яркого света. А уж как не любят солнце фрески XIV века из смоленских монастырей, экспонирующиеся так, как они были найдены и частично отреставрированы. Смотреть на лики святых и понимать, что они были написаны кем-то очень талантливым шесть веков назад, – эти чувства словами описать невозможно. Перед такими вещами немеешь и осознаешь, насколько ты, человек, наивен и самонадеян в своих представлениях о мире…


Вообще, любое посещение Эрмитажа и тем более Старой Деревни заставляет задуматься как раз о том, какое место в этом мире занимаем мы и что останется от нас. Особенно в свете современных реалий, когда кажется, что уж чем-чем, а бесконечными обсуждениями и постами в Фейсбуке, ЖЖ или фотоснимками в Инстаграме мы потомков точно изумим. А на самом деле громаду лет прорывает то, что сделано руками человеческими. И что бы ни думал о своей значимости в этом мире менеджер госкорпорации, через 500 лет людей будет изумлять то, что сделал своими руками какой-нибудь талантливый слесарь. Или мастер керамики. 


Как, к примеру, работа простого, никому сегодня не известного каретного мастера из Франции изумила нас, жителей XXI века. Стояли мы и молча смотрели на карету, которую заказал Петр Великий для коронации Екатерины I во Франции. Тогда эта страна создавала для всей Европы то, что сегодня называют лакшери. Но, увы, французы затянули с поставкой, карета приехала в Россию уже после смерти Петра и даже после недолгого правления его Екатерины. 


Шикарная карета с короной наверху, вся в бархате, шелках, золоте. Она все же дождалась своего часа. На коронацию в ней поехала Екатерина Великая. Тянула карету дюжина лошадей. Второй раз по случаю коронации эту карету использовал Николай II. В составе кортежа в ней ехала его мать Мария Федоровна. Тут все: места для грумов, лакеев, все ручной работы, а главное – все это подлинное, вплоть до ткани. Когда изредка карету везут выставлять в другие музеи, для ее перевозки заказывают отдельный 10-тонный грузовой «Боинг», в обычные транспортники она не входит… 


Конечно, увидеть этот раритет где-то, кроме каретного сарая в Старой Деревне, шансов очень мало. А в том сарае, кстати, еще много экспонатов: экипажи царских особ и многочисленной знати, один другого красивее. Имена мастеров забыты, а творения их живут. И восхищают.


Из каретного сарая путь ведет в фонды хранения мебели, и вот здесь можно сказать: как на входе открывается рот, так до самого выхода закрыть его нет никакой возможности. Мебель из разных коллекций, в том числе из дворцовых кладовых Питера, Ливадии, из домов вельмож, из академии Штиглица. Здесь есть и бюро Екатерины Великой, и шкаф Александра III, и самый первый телеграф, установленный в Зимнем (фирма-производитель, существующая по сей день, все мечтает его починить и заставить работать, но хранители фондов мебели сильно сомневаются, пойдет ли ремонт начинки на пользу великолепному дереву, из которого телеграф выполнен). 


  В двух отдельных больших залах хранители поместили… палатки. Да-да, палатки тоже могут стать ценнейшими экспонатами. Вот, к примеру, палатка – царский двор, дар Александру II от бухарского эмира, искавшего, как и все властители Средней Азии того времени, покровительства и доброго соседства с великой Россией. Огромный шатер, в нем несколько помещений: кабинет, место отдыха, опочивальня и многое другое. Сделана эта палатка из хлопка, расшита шелком и золотом, к ней еще прилагались шикарные парадные халаты. Шатер был пропитан от дождя – конечно, в рамках технологий, доступных в XIX веке. Он простоял месяц во дворе Зимнего, а потом его убрали в склады.  Достоялся до наших дней, теперь изумляет народ. 


Еще там есть шатер, подаренный Екатерине II султаном Селимом. Такой же шикарный, но, увы, хуже сохранившийся, поэтому его закрепили на специальных балках. В одном из помещений этой палатки можно сесть на шелковые подушки, дать отдых уставшим ногам и подумать о вечном. Иногда, тем более в таком месте, это очень полезно.

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ