133 звука, 6 минут и 6 секунд
Этого достаточно, чтобы нарисовать портрет Владивостока, раскрывающий его душу
О том, что музыкант и композитор со средиземноморского острова Кипр Мариус Иоанну Элиа собирается нарисовать наш город звуками, сняв фильм «Звуки Владивостока», «В» рассказал в номере за 5 апреля нынешнего года. Мариус подробно объяснял нам, как он ищет самые яркие, характерные для нашего города звуки, с какими коллективами работает, что они вместе с оператором Николасом Костисом снимают.
Кипрский музыкант стал первым резидентом ЦСИ «Заря», который заявил, что итогом его пребывания в резиденции станет не художественный проект, а музыкальный. Это было необычно, непривычно, а главное, всем хотелось знать: сможет ли человек, приехавший в наш город из такого далека, и вправду понять его, да еще и душу с сердцем показать?
И вот спустя 10 месяцев проект завершен. На днях в ЦСИ «Заря», в кинотеатре «Владивосток» и в кампусе ДВФУ прошли премьерные показы фильма «Звуки Владивостока».
Мистика, да и только…
Шесть минут и шесть секунд длится эта лента. Создатели умудрились вложить в нее так много, что и не перечислить: хруст льда на Токаревской кошке, выстрел полуденной пушки, рев тигра, звон колоколов, скрип орудий на сопке Холодильник, шум моря, переговоры по рации… И сочетание видеоряда с аудио, с музыкой настолько гармоничное, что после премьеры зрители говорили чуть ли не хором: «Ну надо же, приехал с Кипра и так наш город прочувствовал!»
– Мариус, вы довольны результатом?
– О да! Мне кажется, мы сделали лучший вариант из тех, которые могли бы получиться. Более того, я думаю, что отснятого и записанного материала потенциально хватит и для второй части. Владивосток – город с огромным потенциалом, тут есть о чем рассказать. Так что, может быть, сейчас мы только в самом начале большой работы…
Подчеркну: это не просто документальный, а музыкальный фильм. Мы искали гармонию музыки и видео и, кажется, нашли ее.
«Звуки Владивостока» – это портрет города, в котором я хотел передать свои впечатления от него, показать его душу, отразив в звуках то, что невозможно показать визуально. Да, в этом есть немного мистики, но с первого дня, как приехал во Владивосток, я не перестаю чувствовать удивительную ауру, мистичность этого места, не перестаю влюбляться в город.
– Вы работали с большим количеством приморских музыкантов…
– Да. В процессе производства картины участвовало около 350 музыкантов и 13 музыкальных коллективов, например, академический хор ДВФУ, детский хор школы искусств № 1. Среди тех локаций, где мы снимали и записывали, есть Приморская краевая филармония, Пушкинский театр, ДКЖД, Русский остров, фуникулер, центр города, Токаревская кошка, студии наших музыкантов, Покровский собор. И если взглянуть на карту Владивостока, особенно его центра, то она вся окажется усеянной отметками «здесь была съемочная группа «Звуков Владивостока». Так мы создавали музыкальный портрет города. В фильме музыка играет решающую роль, я сочинил для него мелодию, в которую вплетаются самые разные звуки.
Конечно, во время работы над фильмом мы с Костисом много спорили, но, поскольку мы работаем вместе уже не над первым проектом, всегда находили компромисс. Так что да, нам было очень сложно выбрать те элементы, которые составят итоговую музыкальную мозаику Владивостока, тот пазл, который соберется идеально. Но мы старались. В итоге в фильме около 133 различных звуков, и по сравнению с изначальным количеством записанного это ну очень мало. Но нам было важно не количество, нам была важна гармония. Именно ее мы добивались.
Вас слушает Берлин
– Фильм предназначен для широкой аудитории?
– Да. Мы так планировали с самого начала. Результат нашей работы, безусловно, художественный, но мы оперировали и весьма продвинутыми современными технологиями, так что наш фильм оценят и знатоки. Мы к этому и стремились: чтобы «Звуки Владивостока» были доступны и понятны каждому.
Мы хотим показать фильм не только здесь, но и в других городах России и за рубежом, представить жителям других стран Владивосток таким, каким его увидели мы. Может быть, наша картина станет тем толчком, который приведет кого-то на берег Японского моря, на край Транссиба…
Кстати, я рассказываю о своем проекте в социальных сетях и получаю реакцию от людей из самых разных уголков мира. Я вижу, как им интересен Владивосток. Между прочим, о нашей работе, о проекте сделала сюжет телекомпания CNN, а компания Dolby предложила нам сотрудничество в испытании последних достижений в области воспроизведения звука. И все это благодаря Владивостоку!
– Собираетесь ли вы выставлять фильм на фестивали?
– В конце января состоится европейская премьера, которая пройдет в Берлине. Точнее, в столице Германии будет даже два показа. И да, мы планируем для фильма большое фестивальное будущее.
– Так какой звук у вас отныне ассоциируется с Владивостоком?
– Их два. Первый – симфония звуков замерзшего Японского моря. Мы, напомню, приехали в город в марте этого года. И в первые же дни поехали на Токаревскую кошку, где еще стоял лед. Там совершенно особенный свет, воздух, с одной стороны крепкий лед, с другой – уже оторвавшийся от берега (я там, к слову, упал в воду). И вот в определенный момент все звуки там соединяются, и это просто удивительно.
А второй звук – это рассвет на сопке Холодильник, где стоят старые артиллерийские орудия. Первые лучи солнца, мартовский утренний холод, скрип пушки, напоминающий, что город военный, – все это создает чувство, что ты находишься словно в каком-то другом времени и в другом измерении.
– Вы так романтично говорите о нашем городе…
– Я влюблен во Владивосток, меня манит сюда! И я рад, что смогу вернуться уже весной и показать на сцене Приморской филармонии свой новый проект – симфонию.
Работа над ошибками
В номере «В» за 13 декабря по техническим причинам была допущена ошибка в подписи фото, иллюстрировавшего интервью художественного руководителя оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Ларисы Дядьковой. На верхнем правом снимке на стр. 20 изображена сцена из оперы «Тоска», в главной партии – Алена Диянова.
Редакция приносит искренние извинения.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ