Творчеству порекомендовали директора

Один из старейших театров города и края может возглавить человек из провинции

26 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4256 от 26 дек. 2017
12.jpg

Во Владивостоке состоялось заседание общественного экспертного совета по культуре при администрации Приморского края. Члены совета рассмотрели вопрос, касающийся судьбы одного из самых интересных и в то же время, к сожалению, проблемных учреждений культуры в крае – Приморского краевого театра молодежи.

В данный момент театр работает без директора – занимавший эту должность Адисон Салахутдинов покинул пост по собственному желанию. А состояние дел в театре таково, что без директора просто невозможно… В соответствии с законом администрация края объявила конкурс на замещение вакантной должности. На совете все претенденты должны были рассказать о своем видении будущего театра молодежи и о том, в чем будет состоять их работа на должности директора. А члены совета – принять решение, кого из кандидатов порекомендовать врио губернатора для утверждения на должность.


Напомним: со страниц прессы Приморский театр молодежи не сходит уже несколько лет. К сожалению, не всегда повод – новые постановки, интересные, яркие спектакли. Обсуждаются и нетворческие проблемы: здание самого театра находится в ужасающем состоянии и требует даже не ремонта, а реконструкции; зарплаты актеров весьма невелики (всем памятно обращение к президенту РФ, которое артисты театра записали и выложили в Интернете несколько лет назад)… Словом, живет театр очень тяжело и директору здесь работы будет немало.


– Третий год мы работаем с вами в составе совета, – начал заседание Ефим Звеняцкий. – На мой взгляд, мы добились главного: нас научились слушать и слышать, наше мнение учитывается. Поэтому сегодня наш выбор очень важен. Как известно, заявления подали восемь человек. Лично меня эта цифра изумила, ведь директор учреждения культуры не та должность, на которой можно спокойно почивать, тем более когда речь идет о театре молодежи. Мы знаем, как там обстоят дела с хозяйственной частью, со зданием, с финансированием постановок – все очень грустно… Но, с другой стороны, всегда хорошо, когда есть из кого выбирать. 


Итак, заявления, а также мотивационные письма и свои концепции – программы развития театра подали восемь человек. Это режиссер Лидия Василенко, режиссер Сергей Руденок, директор Уссурийского театра драмы имени Комиссаржевской Игорь Селезнев, мировой судья в отставке Татьяна Гончарова, сотрудник центра «Артэтаж» Вера Клюева, Иван Обрядин, бывший соучредитель фонда «АртПасс» Анастасия Федорова, бывший директор Владивостокского цирка Александр Шурыгин. Однако Сергей Руденок на заседание совета не явился (как, заметим, и худрук театра молодежи Юрий Гончаров, что, по мнению членов совета, не слишком правильно, ведь потом ему работать в тандеме с новым директором), а Лидия Василенко взяла самоотвод, попросив совет рекомендовать к утверждению кандидатуру Игоря Селезнева.

 

Поскольку со всеми документами участники совета ознакомились еще до заседания, всем претендентам было предложено кратко рассказать о себе и ответить на вопросы. Следует заметить, что для проформы и из вежливого любопытства здесь никто вопросов не задавал, все понимали, что судьба театра молодежи – дело более чем серьезное. 
Претенденты по-разному видели свое будущее на посту директора. Кто-то сразу обещал «пересмотреть репертуар и пригласить новых талантливых актеров», кто-то собирался организовать на базе театра «центр коворкинга» или творческие мастерские, кто-то обещал «найти хороших спонсоров, готовых щедро вливать в театр деньги, такие люди есть, надо только найти к ним правильный подход»…

 
Все участники совещания понимали главное: директор такого учреждения, как театр молодежи, не сможет посиживать в теплом кресле и раздавать распоряжения.


– Это не самая уютная работа. Поверьте, я знаю, о чем говорю, – сказал Ефим Звеняцкий. – Это походы по высоким кабинетам, это согласования и вытрясывания, это обращения к состоятельным людям, поиски грантов, это, в конце концов, доски и краска, кровля и ремонт. А главное – это работа с творческими людьми, умение находить общий язык и работать в команде с худруком, с актерами.


После проведения собеседования определились лидеры гонки: Анастасия Федорова, имеющая опыт работы в администрации края, Александр Шурыгин, который от и до занимался ремонтом Владивостокского цирка, и Игорь Селезнев. В 2009 году он пришел директором в находящийся буквально в коме уссурийский театр и сумел не просто вернуть коллектив в строй, но и кардинально изменить ситуацию: сегодня учреждение входит в программу поддержки театров малых городов России. А недавно – и «В» писал об этом – получил на фестивале «Золотой Витязь» главный приз за постановку спектакля «Лесная сказка». 


– В 2009-м я в Уссурийск чуть ли не каждый день ездила как на работу, – сказала присутствующая на совете исполняющая обязанности главы департамента культуры администрации края Анна Гоголева. – Там были и забастовки артистов, и здание рушилось, и скандалы каждый день. Нам казалось, что театр не выживет, что мы наблюдаем агонию. Игорь Селезнев, на мой взгляд, совершил чудо. Тогда, в 2009-м, не поверила бы, если бы мне сказали, что через какие-то восемь лет театр будет одним из самых ярких коллективов в Приморье, мало того, одним из самых стабильных!


Об Игоре Селезневе хорошо отзывались все члены совета, также в его пользу говорил и тот факт, что когда-то он сам начинал как актер, но с тех пор получил второе образование и прошел несколько серьезных курсов обучения как театральный управляющий… В итоге совет принял решение рекомендовать именно его к назначению на должность директора Приморского театра молодежи. 


Теперь остается ждать, прислушаются ли к мнению совета в администрации края и будет ли Игорь Селезнев назначен на эту должность. Хочется верить в лучшее, в то, что в театре молодежи наконец-то закончатся темные времена…

 

Кстати

 

На заседании совета зашла речь о переносе стадиона «Динамо» из центра города и о строительстве на его месте культурного центра. Ефим Звеняцкий рассказал, что присутствовал на выездном совещании с врио губернатора Андреем Тарасенко, где и было сказано, что на этом месте планируется построить большой культурный центр, куда войдут концертный зал, центр «Эрмитаж-Владивосток» и другие центры тех музеев, что собирались открыться в нашем городе, а также театр.

 

Вторым вопросом совет рассмотрел просьбу Виктора Шалая ходатайствовать перед администрацией края о выделении музею здания на улице Пушкинской, 25 под создание музея дальневосточной литературы в статусе филиала музея имени Арсеньева. Сейчас в здании располагается Приморский центр народной культуры, но в ближайшее время он переезжает в более просторное помещение. 


«Литературные музеи в России по традиции располагаются в зданиях, так или иначе связанных со знаковым событием или личностью. Среди сохранившихся во Владивостоке подобных зданий на данный момент наибольший интерес представляет одно – дом № 25 на Пушкинской. В 1919–1920 годах в этом доме снимал квартиру молодой в то время поэт-футурист, а впоследствии крупный советский поэт Николай Асеев, – говорится в обращении. – Создание музея дальневосточной литературы позволит представить ту часть истории отечественной литературы, которая до сих пор остается неизвестной для большей части населения нашей страны… Музей позволит ввести в оборот целый пласт русской культуры…» Совет поддержал и эту просьбу.

 

Справка «В» 

 

В состав экспертного совета входят: возглавляющий его главный режиссер театра имени Горького Ефим Звеняцкий, директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай, продюсер Юлия Барханова, заслуженный артист России Александр Капитан, общественный деятель и журналист Татьяна Ткаченко, заслуженный деятель культуры России Ирина Ткаченко, журналист Ольга Сомкина, директор Приморского дома книги Вера Арбатская, глава краевой организации профсоюза работников культуры Людмила Калинина, директор Приморского центра народной культуры Роман Нечаев, искусствовед Наталья Левданская, директор Приморского краевого колледжа культуры Евгения Пробейголова.

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ