Приморская столица впечатлила перспективами
Японский министр подсчитал шансы для бизнеса во Владивостоке
Активное развитие Дальнего Востока станет большим шансом для японских компаний. Об этом заявил министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко по итогам двухдневного рабочего визита во Владивосток.
Хиросигэ-сан отметил: он приехал в приморскую столицу уже в третий раз, но впервые удалось ознакомиться с материковой частью города. Ранее за пределы кампуса ДВФУ на Русском ему выехать не удавалось…
В этот раз у японского министра во Владивостоке весьма насыщенная программа: в понедельник, 18 декабря, Хиросигэ Сэко принял участие в Дне японского инвестора во Владивостоке, а во вторник, 19 декабря, посетил несколько компаний с участием японского капитала, работающих в краевом центре.
Вместе с Хиросигэ Сэко в столицу Приморья прибыли представители свыше десяти крупных компаний Страны восходящего солнца. В первый день визита на встрече с вице-премьером – полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым обсуждались вопросы реализации инвестиционных проектов с участием японского капитала на территории региона.
По словам полпреда, за последние три года на Дальнем Востоке заявлено более тысячи новых инвестпроектов. Согласно поданным заявкам иностранные компании планируют вложить в развитие территории около 60 миллиардов долларов.
– Однако объем японского капитала в структуре иностранных инвестиций на территорию Дальнего Востока пока не очень велик – он составляет всего два процента, но я надеюсь, что общими усилиями мы сможем двигаться вперед более быстро, – приводит слова полпреда пресс-служба края.
Глава иностранной делегации, в свою очередь, выразил уверенность: данная встреча даст новый импульс для того, чтобы японско-российское сотрудничество стало еще более тесным.
По его словам, сегодня развитию российского Дальневосточного региона в Японии уделяется особое внимание. В рамках плана сотрудничества, предложенного лидерами двух государств, ведется активное взаимодействие по восьми направлениям: в сфере медицины, развития транспортной инфраструктуры, энергетики и других.
Сегодня в Приморье, по данным администрации региона, работает 31 предприятие с японскими инвестициями – в машиностроительной, финансовой, лесопромышленной, медицинской и других отраслях. Во второй день визита в Россию Хиросигэ Сэко успел побывать на нескольких из них, расположенных во Владивостоке.
Одним из первых японский министр посетил совместное российско-японское предприятие – владивостокский завод Mazda Sollers. С момента запуска сборочного производства (октябрь 2012 года) с конвейера предприятия сошло 133500 автомобилей Mazda. Сейчас на заводе трудится около 500 человек, из которых пять топ-менеджеров – представители японской компании Mazda Motor Corporation, остальные рабочие, специалисты, инженеры, технологи и руководители производств – граждане РФ.
Экскурсия иноземных гостей (хотя какие они чужие для завода, напичканного японским оборудованием и выпускающего японские автомобили по их технологиям?) по цеху началась с презентационного стенда, где исполнительный директор ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» Мацумото Масахиро ознакомил высокого гостя с результатами работы российско-японской компании. Презентация велась на языке Страны восходящего солнца, но и без переводчика было понятно, что министр доволен работой японского капитала во Владивостоке. Слушая соотечественника – одного из топ-менеджеров завода, Хиросигэ-сан довольно улыбался и согласно кивал головой.
Мацумото Масахиро решил наглядно продемонстрировать высоким гостям успехи завода. Но сам процесс превращения деталей, механизмов и частей кузова на российской земле в единицу японского автопрома не особенно заинтересовал министра. Хотя там было на что посмотреть и даже подсмотреть – сборочный участок напичкан роботизированной техникой и вспомогательным оборудованием, даже инструмент проходит электронный контроль. Весь технический процесс сборки и даже управление всем производством – интеллектуальная собственность компании Mazda, поэтому операторам и фотокорреспондентам разрешили снимать производство только в строго определенных местах, коих было всего три. Визитерам удалось увидеть, как на специализированном стенде с помощью электроники проверяли гаечные ключи, чтобы с их помощью закручивать гайки именно так, как рассчитал конструктор – не больше и не меньше.
По такому высокотехнологичному цеху гости прошлись, практически не задерживаясь. Видимо, видели и не такое. Зато японцев сильно впечатлила логистика предприятия. У владивостокского завода Mazda Sollers есть свой причал – части и детали автомобиля поступают сюда морским путем. Выходящие с русско-японского конвейера автомобили сразу же грузят в двухэтажные железнодорожные вагоны и отправляют на запад – в центральные регионы России и Европу.
Японский министр внимательно осмотрел вагоны с автомобилями, готовыми к отправке по Транссибирской магистрали, интересовался подробностями предстоящего путешествия по железной дороге и фотографировал автопоезд.
Позже, выступая перед журналистами, Хиросигэ Сэко заявил, что произведенные на японских заводах автомобили везут теплоходами в страны Старого Света через Суэцкий канал, на этот путь уходит не меньше месяца. Если привезти комплектующие во Владивосток, собрать из них машину и отсюда отправить в Европу, то дорога займет 14 дней, сравнил министр. Получается значительная экономия времени, которое, как известно, деньги…
После визита на Mazda Sollers министр экономики, торговли и промышленности направился в строящийся во Владивостоке реабилитационный центр. Это инвестиционный проект японских компании «Джей Джи Си Корпорэйшн» и медицинского учреждения «Хокуто». В центре смогут проходить реабилитацию люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, а также перенесшие инсульт. Открытие медучреждения запланировано на первый квартал 2018 года. Хиросигэ-сан отметил, что будет прекрасный дизайн помещений центра, в методах восстановления пациентов планируется применять японские ноу-хау в медицине.
Министр также ознакомился с образцом дома, который будет строить в нашем регионе японская компания. Напомним: в Приморье при участии японской компании «Иида Групп» планируется запустить проект малоэтажного индивидуального строительства с объемом инвестиций два млрд рублей. Проект подразумевает полный производственный цикл: от лесозаготовки до строительства домов. Уже готовы первые образцы малоэтажных домов по японским технологиям.
– Знаю, что на Дальнем Востоке России индивидуальное жилье достаточно дорого и не всем желающим по карману, – заявил член правительства Японии. – А наша компания будет строить деревянные здания с низкой себестоимостью, но функциональные и с прекрасным дизайном. Эта фирма уже сейчас получила 600 запросов на строительство.
Хиросигэ Сэко также побывал в торговом порту Владивостока и на железнодорожном вокзале, которые, как отметил министр, приобретут еще большее значение, когда японские компании будут активнее работать в этом регионе.
– В приморской столице у меня была очень насыщенная программа – я побывал на объектах, на которых активно работают японские компании, – заявил Хиросигэ Сэко журналистам. – Я почувствовал весь огромный потенциал региона, когда японские компании откроют здесь свои производства и будут рассматривать весь Дальний Восток как площадку для поставки продукции в Европу.
Министр высоко оценил экспортные возможности портовой инфраструктуры Владивостока для поставок местного сельхозсырья и продуктов на азиатские рынки.
При этом министр не стал скрывать трудности, с которыми сталкиваются японские инвесторы в Дальневосточном регионе.
– Представители японского бизнеса, работающие на предприятиях, рассказали нам, какие задачи необходимо решить в первую очередь, чтобы увеличить приток инвестиций на территорию тихоокеанской России, – прокомментировал результаты визита на предприятия с капиталом Страны восходящего солнца Хиросигэ Сэко. – Например, ж/д тарифы у вас все-таки очень высокие. Также невозможно географическое расширение контейнерного причала в морском торговом порту, хотя необходимость в этом чрезвычайно высока. Следовательно, надо добиваться большей эффективности работы самого порта. Поэтому мы увидели большие возможности для применения здесь качественной и надежной японской техники для портовых работ, а также применения японских ноу-хау для совершенствования управления производственными процессами.
Но трудности японского министра не остудили. Он заявил, что полон решимости активизировать сотрудничество со всем регионом, и Владивостоком в частности.
– Я вижу и уверен, что дальнейшее развитие Дальнего Востока станет большим шансом и для японских компаний.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО