Море. Луна. Вечность
Владивосток объединил Россию. Айвазовским
200-летие выдающегося мирового живописца Ивана Айвазовского Приморская картинная галерея отметила уникальной во многих смыслах выставкой. Достаточно сказать, что картины для нее собирали сразу 12 российских музеев!
Полотнище афиши «Иван Айвазовский – великий маринист» висит на самом углу здания на Алеутской, 12, что немного непривычно: обычно такие баннеры вывешиваются у входа в галерею. А эта дверь, владивостокцы помнят, 30 с лишним лет была не дверью в искусство, а входом то в сберкассу, то в банк, то в БТИ.
– Да, у нас великая радость, мы 32 года этого ждали: все помещения в здании переданы галерее, – сияет искусствовед Наталья Левданская, замдиректора Приморской картинной галереи по научной работе. – За полтора месяца мы разместили здесь выставочное оборудование, и вот первая выставка. Да какая! В истории Приморской картинной галереи это едва ли не первый межрегиональный проект такого масштаба: 14 музеев России – 12 художественных со всей страны, от Севастополя и Нижнего Тагила до Омска, Хабаровска и Владивостока, в том числе сама Приморская картинная галерея, а также Военно-исторический музей ТОФ и музей МГУ имени адмирала Невельского (они передали в экспозицию макеты исторических судов, обломки фрегата «Паллада», корабельное оборудование типа компаса) – собрались вместе, чтобы показать Айвазовского максимально полно и масштабно. Здесь 40 работ!
Задумав такой проект, приморские искусствоведы обратились прежде всего в Военно-морской музей Санкт-Петербурга, где хранится множество работ Айвазовского. И даже получили предварительное добро на проведение совместной выставки. Проект начал обретать очертания, под него выделили финансирование, и вдруг… Питерский музей отказался от участия.
– Но мы не стали падать духом, а обратились во все художественные музеи России, где, по нашим данным, в фондах были работы Айвазовского, – вспоминает Наталья Андреевна. – Не все согласились принять участие, кого-то пугала логистика, кого-то – получение разрешений на перемещение культурных ценностей. Мы вели обширную переписку, переговоры за переговорами, было непросто. Но в итоге получили такую выставку, о которой и мечтать не могли.
Показательно, что для выставки многие музеи брали картины Айвазовского из фондов, это значит, что посмотреть на них жители тех областей России, в которых музеи расположены, шанса почти не имели. А у владивостокцев и гостей нашего города он появился.
Хотя, к примеру, в Художественном музее Алтайского края, как рассказала его директор Ирина Галкина, две картины Айвазовского из фондов до отправки в Приморье сначала показали жителям краевого центра, Барнаула. И неожиданно для самих себя алтайские музейщики получили просто вал посетителей – такой большой интерес там к работам гениального живописца.
– Мы с восторгом приняли решение поучаствовать в проекте и ради него сняли из нашей экспозиции пять работ Айвазовского – все, что у нас были, – говорит Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия. – Слово «уникальный» по отношению к проекту очень уместно, в подобном мы еще не участвовали. Получается, что Айвазовский объединил всю страну, дал возможность музеям России познакомиться и подружиться.
А замдиректора Севастопольского художественного музея имени Крошицкого Наталья Бендюкова рассказала, что каждая из представленных музеем семи работ имеет свою удивительную историю. К примеру, на картине «Ночь в Константинополе» нет авторской подписи, но зато на ней сделана дарственная надпись от автора Наталье Ланской, вдове Пушкина, датированная 1841 годом.
Есть на выставке и авторская реплика «Девятого вала», и «Лунная ночь на море», и «Закат на море», и «Ночной пейзаж. Венеция», и «Феодосия в лунную ночь»… Моря во всей его красе и очень часто в таинственном лунном свете здесь так много, что, право же, прогуливаться по выставке стоит неспешно – вглядываясь, вдумываясь, впечатляясь.
– Знаете, сначала нам показалось, что новый зал огромный, что мы сможем тут ого как развернуться, а когда началась работа над экспозицией, оказалось, что места не так и много, – улыбается Наталья Левданская. – Но Айвазовский прекрасен, ни одна его работа здесь не мешает другой, и каждая производит великолепное впечатление.
По словам экспертов, по значимости работ и количеству участников эту выставку Айвазовского можно назвать третьей после тех, что были проведены к юбилею великого мариниста в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме того, в Приморской картинной галерее к выставке подготовлена большая образовательная программа, здесь состоятся, например, детские новогодние балы (тематические, морские), разработаны квесты, лекционная программа, музыкальные лектории. Чтобы шанс насытиться Айвазовским был у всех, выставку решили сделать масштабной и по времени – она будет работать до 1 апреля. Так что не упустите шанса окунуться в лунные морские пейзажи. Когда еще придется!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ