Следы нестираемые

В 2017-м в Зимний дворец вернулось правильное время

20 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4253 от 20 дек. 2017

Уже второй раз победителям конкурса «Искусный глагол» организаторы, в числе которых и Государственный Эрмитаж, дают возможность приехать в Санкт-Петербург на Дни Эрмитажа (сам праздник отмечается 7 декабря, в день святой Екатерины) и погрузиться в бурлящую культурную жизнь. И если в прошлом году я провела всю неделю, в полном изумлении бродя по залам великого музея, то в нынешнем ехала уже с четким желанием вдумчиво, внимательно изучить выставку «История создавалась здесь», посвященную 100-летию самых трагических и судьбоносных событий начала прошлого века: Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциям. Ведь это не просто выставка – все показано в том месте, где история, собственно, и творилась. 


История сняла маску


Они изумляют и заставляют поежиться, они выглядят так странно в пышных, торжественных и нарядных коридорах Эрмитажа и царственных галереях Зимнего – революционные лозунги и плакаты на кумаче. «Да здравствует Учредительное собрание!», «Николая Кровавого в Петропавловскую крепость!», «Вернем Ленина Вильгельму!», «Вся власть Советам!»… 


Да, эта выставка посвящена непривычному для нас, рожденных в СССР, юбилею той самой Великой Октябрьской, а 100-летию всех изломов истории начала ХХ века сразу. Здесь нет идеологической подоплеки типа «исторический выстрел «Авроры» возвестил свободу пролетариату всего мира» или «в этот день большевики сбросили царя». Здесь представлена история без маски, без переделки и рихтовки. Все происходило в этих залах: заходи, смотри, читай, осознавай, анализируй. В этом, наверное, и есть главный смысл проекта – дать пищу уму, душе, заставить посетителей задуматься о том, что же такое революция и что на самом деле несет она людям: перемены к лучшему и светлое будущее, как некогда внушали нам, или боль, слезы, голод и смерть, как это было в реальности?


Величественные залы Зимнего дворца – сами по себе живая иллюстрация, но кураторы выставки и дизайнеры затянули их огромными фотографиями. Солдаты на германском фронте. Машущий кулачком с трибуны Ленин. Семья Романовых. Александр Керенский за работой в кабинете. 


Но самое сильное впечатление производят парадные залы Зимнего, где в самом начале Первой мировой был создан госпиталь для тяжелораненых солдат. Когда ты стоишь в этом зале и видишь его же фото с рядами уходящих вдаль коек, когда понимаешь, что именно мимо этих коек с ранеными, а вовсе не мимо «пирующей буржуазии» шли свергать власть «товарищи» в октябре, что-то в голове становится на место. Кстати, с момента рождения наследника царская семья не жила в Зимнем, здесь проводились только торжественные мероприятия.


И никогда больше… Подлинное и истинное


100-летие роковых переворотов – событие, которое нельзя не заметить, тем более в Санкт-Петербурге. И естественно, что на выставке в Зимнем представлены уникальнейшие экспонаты, каких больше нигде и никогда не увидишь. Платья великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и детская железная дорога, которую сестры подарили на 11-летие брату, цесаревичу Алексею. В семье девочки звали себя придуманным общим именем – ОТМА, и на боку паровоза написано: «ОТМА – Алексею». Здесь же свидетельства очевидцев: в семье Романовых царили удивительно дружные, нежные взаимоотношения, которым можно только позавидовать.


Вот подлинник манифеста Николая II об отречении. Рядом подлинник письма его брата, Михаила Александровича, который не взял на себя груз власти. В соседнем зале – шифрованная телеграмма о расстреле царской семьи, тоже подлинник. 


А вот изделия Фаберже. Тазы, чайники, пинцеты… Удивлены? А меж тем эта фирма в годы Первой мировой выпускала оборудование для госпиталей, в том числе им был оснащен и госпиталь в Зимнем. 


В самом центре одного из залов – картина, которую сегодня можно было бы назвать «две головы дракона». Художник Галкин в начале ХХ века написал портрет Николая II по заказу Петровского коммерческого училища. После революции училище стало школой, а ее директору Измайловичу, тоже художнику, было приказано «стереть следы монархии» и написать поверх портрета Романова портрет Ленина. Художник выполнил предписание, но, как выяснилось почти 100 лет спустя, не стер с холста изображение царя, а тщательно его загрунтовал. Когда картину стали реставрировать, старое изображение смогли восстановить. 


Теперь «двусторонняя» картина – живое свидетельство и очень яркий образ того, что творилось, да и продолжает твориться (разве нет?) с нашей страной. Живем, молясь двум образам на одной картине. 100 лет прошло, а мы все кто за красных, кто за белых. 


Ох, есть о чем подумать на выставке «История создавалась здесь», есть. Особенно когда в последнем зале обнаруживается экспозиция, посвященная Великой французской революции, и фраза на стене: «История повторяется»…


Часы опять идут


Все помнят строки из стихотворения Маяковского «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время». Этими словами поэт образно описал одну деталь: когда было арестовано Временное правительство, в малой столовой Зимнего дворца большевик Антонов-Овсеенко остановил знаменитые часы-носорог, мол, все, баста, карапузики. 
100 лет часы стояли, словно время и вправду кончилось в 1917-м. А незадолго до юбилея по распоряжению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского механизм отправили на профилактику и выяснилось, что он в рабочем состоянии! И 26 октября 2017 года Пиотровский и заведующий лабораторией реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев завели часы Зимнего. Все, хватит. Время пошло правильное. 

 

Интересные факты

 

Немалая часть экспозиции посвящена подвигу служителей Эрмитажа, которые в роковые дни 1917-го мало того что выходили на работу, так еще и не позволили «революционным массам» разграбить сокровища, хранившиеся в музее и Зимнем дворце. А в сам музей Эрмитажа матросов и солдат сотрудники просто не пустили! 


Впрочем, революционная братва успела порезвиться в Зимнем: исколола штыками картины, в щепки разнесла кабинет Александра II (в нем работал Керенский).


«Я с группой кронштадтцев пробирался по огромным залам дворца, – вспоминал позже анархист Федор Другов. – У каждой двери стоял лакей в ливрее. Странно было видеть этих людей при своих обязанностях в самом пекле… Невозмутимо стояли и привычным движением распахивали перед каждым дверь. Один из лакеев обратился ко мне: «Я понимаю еще – ну бунтовать, ну убивать, а безобразничать зачем?» – «Что вы этим хотите сказать?» – спрашиваю. «Так как же, вот ваши товарищи, полюбуйтесь. Взяли кусок портьеры и вырезали на портянки. Я им говорю: зачем же вы хулиганничаете, вещь портите? Так они на меня револьвер наводят, молчи, говорят, старая собака». 


Небезынтересной кажется и история о том, как в первые дни после Октябрьской революции в Эрмитаж явилась «депутация украинских товарищей», имевших на руках некий документ с подписью Иосифа Джугашвили. Документ предписывал хранителям музея «немедля выдать» реликвии, вывезенные с Украины во времена Екатерины II. Тогдашний директор Эрмитажа Дмитрий Толстой отказался выполнить сие предписание.


И комендант Зимнего князь Иван Ратуев защищал дворец от разграбления как мог. За что получил грамоту от самого Луначарского. Эта грамота охранила Ивана Дмитриевича и его семейство от репрессий в 30-х годах. Князь прожил долгую жизнь в СССР и умер в 1958-м.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ