Железная Железнова

Семейные ценности в мире большого бизнеса исследуют в театре имени Горького

15 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4251 от 15 дек. 2017

«Не удались сыновья… внуками буду жить… А вы меня любите… немножко. Много и не прошу…» – горькие фразы произносит немолодая уже женщина, подводя некий итог прожитой жизни. И на минуту даже забываешь, что перед тобой – властная, железной рукой вершащая судьбы окружающих ее людей Васса Железнова. Такая, какой выписал ее в своей пьесе Максим Горькой в 1910 году.

Приморский академический театр имени Горького приглашает зрителей 21 и 23 декабря на премьеру спектакля «Васса». Режиссер Вадим Данцигер, автор таких спектаклей, как «Один день из жизни Мордасова», «Заповедные дали», «Эдит и ее демоны», на этот раз взялся за пьесу Максима Горького. Причем не в той, всем нам знакомой по фильму Глеба Панфилова редакции 1935 года, а в первой, написанной в 1910-м…


Репетиции в театре идут – премьера не за горами – постоянно. Но Вадим Данцигер нашел время поговорить с корреспондентом «В» и рассказать о своей работе.


– Вадим Иосифович, почему вы взяли именно первую редакцию?


– Она для меня намного интереснее второй. Первую вообще мало кто знает, и это уже вызывает большой к ней интерес, не так ли? Кроме того, как мне кажется, первая редакция пьесы более жестокая и оттого более похожая на правду жизни. Пьеса полностью лишена той политической и социально обличающей составляющей, которая появилась в 1935 году. Без политики интереснее, это позволяет сосредоточить внимание на основных темах. 


– И каковы они?


– Есть такое выражение «цель оправдывает средства», так вот мы с актерами пытаемся поговорить со зрителем именно об этом, пытаемся дать ему пищу для размышлений над тем, можно ли жить под таким девизом, могут ли эти слова заменить мораль.


Я определил жанр нашего спектакля как семейную трагедию – если говорить о бытовой составляющей, а с философской точки зрения здесь все намного сложнее. В «Вассе» мы с актерами исследуем тот звериный, первобытный закон, когда ради выживания племени сильный убивал слабого. Ведь поступки Вассы именно таковы – она избавляется от своих слабых детей в пользу более сильных внуков. А продиктованы ее поступки желанием продлить род, отдать дело свое в те руки, которые смогут достойно его продолжить. 


– Ваша Васса – железная леди?


– Хранительница рода, эдакая Праматерь, для нее род и дело – это взаимосвязанные понятия. Нельзя отдать, как сегодня бы сказали, бизнес в слабые руки изнеженных, деградирующих сыновей. Нужно внутри семьи найти тех, кто сможет вести и дом, и дело такой же твердой рукой, как это делала Васса. Она избавляет себя от понятия совести, отказывается от него, живет по разуму. Страдает ли она, приняв такое решение и следуя ему? Безусловно! Вообще, на мой взгляд, в этом спектакле, в пьесе нет ни одного положительного персонажа, но при всем этом каждого из них мне жалко. По-человечески… 


Подумайте, в семье Железновых выстраивается сложная система отношений с извращенной нравственностью. Но это с нашей точки зрения. Мы сидим в зрительном зале и думаем: боже мой, какой ужас творится.


А для них, там, внутри, не стоит вопрос нравственности, они живут по принципу «все, что против нас, не закон». Это абсолютное язычество, хотя в семье то и дело поминают веру, православие. Но Горький показывает, как происходит подмена (помните, как у Саббатини: «Капитан Блад был католиком тогда, когда ему это было нужно»): они обращаются к Богу тогда, когда им это нужно. Боятся они Бога? Да. Но это не мешает им поступать вразрез с его заповедями.


Должен ли в финале зритель пожалеть Вассу? Наверное, испытать к ней сострадание – да, и ко всем героям спектакля тоже. Сострадание – удел сильных, показатель того, что мы не растеряли в себе человеческое. 


– Такая необычная на первый взгляд для начала прошлого века тема, как борьба сильной женщины за свой род…


– Горький писал пьесу в 1910 году, это как раз был разгар популярности идей феминизма, и мне кажется, что он в «Вассе Железновой» пытался вывести и объяснить природу сильной женщины, берущей власть в свои руки и выстраивающей свою систему семейных ценностей.


– Как же сегодня эта тема актуальна… 


– Да! Увы, семей с подобными взаимоотношениями много и сегодня, никто ведь не отменял конфликты поколений. Жестокий ринг между матерью и детьми – это примета не давно минувшего… 


– Драматургию и самого Горького в советские времена воспринимали как «трибуну революции». А сейчас? 


– Когда мы разбирали пьесу, актеры говорили мне, что им было легко понять и войти в свои образы, понять своих героев. По одной простой причине: Горький – великий драматург, входящий в плеяду Чехова, Достоевского. То, что в свое время государство сделало из него «буревестника», икону, сработало против его творчества, отбив у тысяч людей желание читать его произведения. Я, не так давно вернувшийся к чтению Горького, был поражен: какие потрясающие сюжеты, характеры, конфликты… 


– Вам пришлось сокращать текст?


– Совсем немного, только там, где можно убрать повторы, некие дублирующие фразы. Знаете, люди начала XX века и мы, живущие уже в первой половине XXI, все же отличаемся в плане скорости считывания информации, мы понимаем многие вещи намного быстрее, чем век назад, нам уже не надо повторять, возвращаться к одному и тому же… Смысловых сокращений, вторжения в сюжет у нас нет. Все авторское.

 

Кстати

Актеры и роли спектакля «Васса»: 
Васса Железнова – Светлана Салахутдинова
Анна, ее дочь – Александра Аубекерова
Семен, сын Вассы – Сергей Лисинчук
Павел, сын Вассы – Константин Суворин
Наталья, жена Семена – Марина Волкова
Людмила, жена Павла – Валерия Запорожец
Прохор Железнов, брат мужа Вассы – Максим Клушин
Михайло Васильев – Денис Неделько

 

Справка «В» 

В 1910 году Горький написал пьесу «Васса Железнова», дав ей и второе название – «Мать». В 1935-м он переработал эту пьесу для постановки на сцене МХАТ, причем фактически написал новую, оставив нетронутым разве что образ главной героини. Даже список действующих лиц и суть конфликта в редакциях разная. Пьеса 1935 года противопоставляет «фабрикантку» Вассу и революционерку Рашель, в пьесе 1910-го Рашель нет вообще, как и политической линии…

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ