Мошенники изобрели новый способ киберворовства
Потерпевшими могут стать прежде всего пенсионеры
Новая схема мошенничества появилась в России. Злоумышленники звонят гражданам, представляются провайдерами мобильной связи или инженерами компаний сотовой связи и просят набрать на телефоне определенную комбинацию цифр и символов. После этого мошенники получают доступ к SIM-карте и мобильному банку, что позволяет им звонить за счет граждан и уводить деньги с их банковских счетов.
Об этом рассказывают «Известия» со ссылкой на источник в Сбербанке. По экспертным оценкам, ущерб от нового вида киберворовства может составить 10–15 млн рублей. Специалисты по кибербезопасности уверены, что схема будет «работать» около года и в группе риска находятся в первую очередь пенсионеры.
Новая схема мошенничества основана на так называемой социальной инженерии. Это манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических инструментов. По словам замначальника главного управления безопасности и защиты информации Центробанка Артема Сычева, раньше мошенники, звоня гражданам, представлялись бухгалтерами, банковскими или операционными работниками, сотрудниками налоговой, теперь стали представляться техническими специалистами.
Как пояснил «Известиям» источник в Сбербанке, мошенники, пользуясь новой схемой, просят граждан набрать на телефоне #90 или #09. Если человек делает это, злоумышленники получают доступ к его SIM-карте и мобильному банку. Соответственно, есть риск лишиться всех средств на телефоне и банковском счете. Чтобы избежать этого, нужно немедленно заканчивать разговор с «провайдерами» или «инженерами», нажав клавишу отбоя.
В пресс-службе банка подтвердили информацию, отметив, что наблюдают активное развитие социальной инженерии.
Злоумышленники различными способами с использованием психологических приемов вводят клиентов банков в заблуждение и выманивают у них важную информацию, необходимую для получения удаленного доступа к счетам: коды, пароли, номера.
По словам управляющего партнера аудиторской компании Тамары Касьяновой, атакам могут подвергнуться клиенты любого банка. Эксперт уточнила, что в первую очередь в категории риска те, кто мало знаком с технологиями, то есть пенсионеры. По словам Тамары Касьяновой, новая схема мошенничества не будет терять актуальности в течение минимум года.
В Сбербанке отметили, что гражданам нужно соблюдать ряд правил, чтобы противостоять мошенникам. В первую очередь нужно внимательно читать сообщения, которые присылает банк, и никому не сообщать данные карт, обязательно подключать SMS-информирование об операциях по счетам, иметь несколько карт для различных операций. При любой попытке манипуляций нужно прекращать разговор и самостоятельно обращаться в банк по номеру, указанному на обороте своей карты.
– Нельзя пользоваться интернет-банком с того устройства, на которое банк присылает пароли для доступа, – уточнили в госбанке. – Нельзя переходить по ссылкам из сомнительных источников, игнорировать важность использования антивируса, регулярное обновление операционной системы и антивирусных баз.
Тамара Касьянова отметила, что один из действенных способов пресечь любое мошенничество по телефону – записать номер звонящего и сказать, что перезвоните ему сами в удобное для вас время.
Если человек не оставлял никаких заявок на консультацию по техническим вопросам в сотовой компании, то звонки «инженеров» или «провайдеров» без повода должны вызывать у него подозрение. Эксперты предупредили, что мошенники могут представиться по телефону кем угодно – дальним родственником, сотрудником органов охраны правопорядка и т.д. – и попросить срочно перевести деньги, заплатить несуществующий штраф, вернуть мобильный перевод денег, якобы отправленный только что по ошибке.
Автор: Отдел новостей «В»