Мировые музеи рвутся в столицу Приморья

Эрмитаж, Третьяковку, Русский музей и Музей Востока объединит наш город

13 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4249 от 13 дек. 2017
49.jpg

Вместо нескольких центров ведущих музеев России во Владивостоке будет создан один большой единый комплекс, заверил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

На пресс-конференции, которая традиционно устраивается во время Дней Эрмитажа (с 4 по 7 декабря) в Санкт-Петербурге, корреспондент «В» поинтересовался состоянием строительства центра «Эрмитаж-Владивосток».


– Мы пристально следим за динамикой работы, – ответил Михаил Пиотровский. – Но, так как у столичных музеев (Русского, Третьяковской галереи, Музея Востока) есть желание создать свои центры в вашем городе, возникла мысль создать единый центр, одно красивое большое дорогое здание, где будут представлены все музеи. 


Мы не против этой идеи, и буквально вчера я участвовал в заседании правительства по этому поводу (как стало известно, в комиссию по этому вопросу входит также и Валерий Гергиев, поддерживающий идею создания единого комплекса во Владивостоке. – Прим. ред.).


При этом мы считаем, что здание, которое выделено под «Эрмитаж-Владивосток» и уже начало преображаться под музейные нужды, должно остаться за Приморской картинной галереей (как вы помните, изначально идея центра была как раз в том, чтобы мы работали вместе). Так что мы будем продолжать сотрудничество с галереей в плане преображения здания на Светланской, 38/40, следить за тем, как идут работы, что делают строители, помогать – ведь здание замечательное. Пока неясно, что именно будет в этом здании, что разместит там галерея, у которой, кстати, очень мало места для фондов, и я рад, что мы, начав работу, смогли помочь коллегам. Ну и, разумеется, продолжим проводить Дни Эрмитажа в вашем городе.


Мы активно осваиваем регионы, создавая центры Эрмитажа в Казани, Омске, Выборге, Екатеринбурге. Даже недостроенные, они становятся центрами эрмитажных событий: там проходят выставки из наших фондов, мастер-классы и лекции наших специалистов. Для нас это очень важно. В то же время нам важно, чтобы создание центров не мешало существованию тех музеев, которые уже есть на местах. Это очень плохо, смертельно, если создание центров столичных музеев убьет уже существующие учреждения культуры, имеющие свои уникальные коллекции. У нас большой опыт, как создавать центры Эрмитажа так, чтобы ничего подобного не произошло. И мы можем этим гордиться. Вот, к примеру, центры в Амстердаме, в Казани стали частью музейной среды этих городов, ее естественной, а не главенствующей составляющей. Кроме того, мы охотно делимся своим опытом, причем не только связанным с высокими сферами. Например, мы накопили огромный опыт судов – с подрядчиками, выигрывающими тендеры, но неспособными выполнить работу, за которую берутся, в тех стандартах, которых требуем мы. Система госзаказа и тендеров – общая беда в нашей стране, но к культуре она просто враждебна. Мы разрываем контракты, судимся… Даже уже конференции проводим для коллег из других музеев и делимся опытом такой работы.


– Как живет Эрмитаж сегодня?


– Мы живем в непростое время: сейчас вся страна пребывает в ритме осажденной крепости. И мы тоже. Только нам еще добавляются такие детали, как проблемы с бюрократией, с тем самым общественным мнением и настроением, которое то и дело проявляется… В общем, Эрмитаж живет, а его атакуют, пытаются то ограбить, то подмять, а он обороняется и живет.


Ситуация усугубляется еще бесконечными атаками на культуру: через диффамацию, отвлечение внимания от сути, искажение фактов происходит дискредитация учреждений культуры, создается образ деятелей культуры как людей непатриотичных, недалеких, нищих, ворующих, берущих взятки и так далее… Таким образом возникает некая пропасть между культурой, которая есть нечто святое, и обществом. Причем на самом деле больше теряет общество. Культура может жить и на отдельном острове. Но общество, когда оно отрезает само себя от культуры, теряет цивилизованность и становится диким – мы можем видеть это на многих примерах.


На мой взгляд, выход из ситуации один: вывод культуры из сферы социальных услуг. Когда к культуре прилагаются все принципы отношения к социальным услугам, тут и появляются непонятные требования и отношение. Культура – не социальная услуга, это государственная, общественная функция, причем самая важная, потому что политика пришла и ушла, а культура – то, что остается в памяти поколений.


Именно поэтому, я считаю, так важна та большая международная деятельность, которую ведет Эрмитаж. Не зря президент Путин на недавнем культурном форуме говорил, что культура наводит мосты там, где политики их сжигают. 
И, кстати, то же касается спорта. То, что Россия не будет бойкотировать Олимпийские игры, является продолжением тезиса о сохранении мостов там, где возможно. В тех областях, где мы можем показать, как мы хороши (к сожалению, это далеко не во всех сферах жизни происходит), мы должны это показывать. Там, где мы можем регулировать движение не формально, а по делу, мы должны это делать. Вообще, я считаю, что систему Олимпийских игр надо полностью менять, отменяя истерию по поводу всяких рекордов и внедряя понимание: соревнуются не страны, а спортсмены. И тогда у международной спортивной бюрократии не будет шансов заниматься грязными играми.

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ