Окна настежь

Заглядывать разрешается!

6 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4245 от 6 дек. 2017

– Знаете, что… – Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), сделала паузу (мы беседовали после прогулки по выставке «Окна в Россию», открывшейся в Приморской картинной галерее). Потом продолжила решительно: 


– Когда выставка завершится и все работы вернутся в Третьяковку, я буду настаивать, чтобы часть из них отправилась не в запасники, а в постоянную экспозицию, заменив работы тех же самых художников, на мой взгляд, менее выразительные, чем те, что отобраны для выставки во Владивостоке…

 

Именно эти слова руководителя Третьяковки стали самой точной оценкой уровня выставки и качества представленных на ней произведений из фондов главной художественной галереи России, которые сегодня могут увидеть все жители Владивостока и Приморья.


Отвесьте 200 граммов передвижников


Проект «Окна в Россию», финальным аккордом которого и стала выставка в Приморской картинной галерее, начал работу в июле. Он прошел по всей стране – от Калиниграда до берегов Японского моря, побывал в семи городах, и в каждом в его рамках проводилась уникальная выставка. Но самая масштабная открылась во Владивостоке.
Для нас из фондов Третьяковки были отобраны 50 работ русских советских художников семи поколений – от тех, чей взлет пришелся на 1920–1930-е годы, до самых известных имен периода оттепели. Все картины объединяет общая тема: взгляд на жизнь из окна, окно, распахнутое в мир, в природу, взгляд на личную, приватную жизнь советского человека. 


– Когда идея проекта еще только обсуждалась, я сразу сказала: основная выставка проекта должна пройти во Владивостоке, потому что для нас это очень важный город, в котором обязательно откроется наше представительство, – призналась Зельфира Трегулова. – Это уже третья выставка из наших фондов в залах Приморской картинной галереи, и это говорит о многом. 


Для меня лично именно владивостокская выставка стала откровением, своего рода окном, распахнутым в те богатства, что мы храним в своих фондах. Несколько работ, представленных здесь, недавно показывались на таких получивших огромный резонанс выставках, как «Оттепель». Но в основном это все же те картины, которые нечасто экспонируются в наших залах, – мы показываем в экспозиции не более десяти процентов своего фонда. 


Теперь мы планируем активнее использовать свою коллекцию ХХ века в региональных выставках. Потому что из-за рубежа к нам приходит запрос на выставки в основном на русский авангард, а из региональных музеев России запрос иной: «Нам 200 граммов передвижников отвесьте». А нам кажется, что такое узкое, ограниченное представление о том, какие фонды хранятся в Третьяковке, надо менять. Надо популяризировать русское искусство ХХ века, показать, что всегда, во все времена в нем существовали великие мастера, даже те, кто серьезно и системно работал в рамках госзаказа, но при этом создавал и совершенно уникальные душевные работы. 


Розы вместо Сталина


Экспозицию для выставки во Владивостоке формировала хранитель ГТГ Ольга Полянская. Она рассказала, что картин, объединенных темой окна, в фондах Третьяковки, конечно же, много, но…


– При формировании выставки мы отдавали предпочтение именно крупным и известным именам, – пояснила Ольга Михайловна. – Хотели показать знаменитых художников: Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Бориса Иогансона. Это с одной стороны. А с другой – стремились открыть зрителю глаза на совсем иной ракурс творчества таких титульных, официальных художников, как Александр Герасимов, Сергей Герасимов и другие. 


Вот, к примеру, Александр Герасимов. Он был любимым, как сейчас говорят, придворным художником советской власти. Среди его работ такие монументальные полотна, как «Ленин на трибунах», «Сталин и Горький в Горках», портреты лидеров компартии. А на нашей выставке вы увидите его натюрморт «Розы» – нежный, яркий, лиричный, представляющий живописца с совершенно другой стороны…


В советские времена многие художники имели под Москвой дачи, жили там и летом, и зимой. И эта жизнь на даче, с семьей, среди любимых людей, давала им творческие силы, заставляла по-другому смотреть на мир, создавать работы, нетипичные, скажем так, для их творчества. 


Портал в приватность


Тема «Окно, открытое в мир» появилась еще в искусстве Ренессанса и с тех пор вдохновляла многих великих художников. В каждой картине на выставке есть изображение либо окна, либо веранды, с которой открывается некий вид на приватную, спокойную жизнь людей (как в работе Бориса Кустодиева). Либо создан образ зеркала, в котором отражается мир за окном, либо сама картина олицетворяет окно (как «На даче» Игоря Грабаря, где он словно вычерчивает некий портал, из которого открывается выход в природу).


Мир за окном, написанный кистью знаменитых русских художников, действительно предстает перед зрителем с самых разных ракурсов: это и отражающаяся в окне учебной комнаты домна Магнитки, и засыпанный снегом московский переулок, и пробегающая под окном самолета земля… Как, оказывается, самое простое окно способно вдохновить живописца!


– Не так часто у нас появляется возможность посмотреть на шедевры, которые создавались русскими художниками в середине прошлого века, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – И для жителей Владивостока (да и не только нашего города, в галерею, бывая в столице Приморья, приходят жители всего Дальнего Востока) экспозиция «Окна в Россию» поистине удивительна. Уверяю вас, такой выставки у нас еще не было. 

 

Важно

Проект «Окна в Россию» сопровождается большой образовательной программой, которую разработали сотрудники Института русского реалистического искусства. Для детей будет проходить мастер-класс, в рамках которого ребята пройдут по выставке, узнают о том, какие бывают окна, как окно вдохновляет художника, а потом постараются сделать сами необычные красивые наличники на окна.


Участие в лекциях, мастер-классах и сам вход на выставку – бесплатный! 


Правда, для посещения лекций необходимо записаться по телефону 241-06-10. А для участия в детском мастер-классе – зарегистрироваться на сайте 70.ingos.ru (количество мест ограничено).

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ