Здесь ступала нога китайца

Владивосток и подданные Поднебесной: нам не жить друг без друга?

6 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4245 от 6 дек. 2017

Продолжение. Начало в номере «В» за 22 и 29 ноября 
Мы продолжаем рассказ о загадочной Миллионке и о том, как больше полувека жизнь Владивостока нельзя было представить без китайцев. Наш собеседник – историк Анжелика Петрук, заместитель директора музея имени Арсеньева по науке.

Сервис по-китайски: доставка на дом


– Непраздный вопрос: нужны ли были Владивостоку китайцы вообще? – рассуждает Анжелика Витальевна. – Понятно, что это была дешевая рабочая сила. Но пользовались ли их услугами горожане, к примеру, в быту? Так вот, когда мы говорим о роли китайцев в жизни городского общества, мы должны четко понимать: они были необходимы. 


Во-первых, это был какой-никакой, а элемент развития, связанный с тем, что китайцы – живая сила для любого строительства. Ведь даже на первоначальных работах, земляных например, на строительстве Владивостокской крепости использовали именно китайцев. 


Во-вторых, торговля и мелкие бытовые услуги (были китайцы-водоносы, прачки, парикмахеры и т. д.), которые они предоставляли жителям Владивостока, тоже были очень важны. Им не было альтернативы! Я вам даже больше скажу: китаец-ходя (водонос) был неотъемлемым атрибутом жизни Владивостока. Не зря арт-сообщество «33+1», создавая своих «Обитателей Миллионки», не забыло об этом важном типаже, увековечило его…


А у Элеоноры Прей мы постоянно читаем про китайские шампуньки – маленькие лодочки, которые были своего рода морским такси. Как быстро добраться на противоположный берег Золотого Рога? На шампуньке! Это был почти стопроцентно китайский бизнес, хотя, конечно, такими перевозками промышляли еще и корейцы. Стояли шампуньки и там, где сейчас на Седанке начинается низководный мост: на полуострове Де-Фриза у владивостокцев были дачи, так что и здесь нужны были услуги перевозчиков… 


Помню, мне попалась статья начала ХХ века в газете «Далекая окраина», там обыватель сетует: у китайцев сегодня праздник, выходной, они не вышли на работу, Семеновский базар закрыт, и с утра никто не привез прямо к двери моего дома, как обычно, свежие булочки, никто не принес воды… Представляете? У китайцев праздник – у обывателей Владивостока бытовая катастрофа, ну почти коллапс.


Можно сказать, что обеспеченная часть жителей города была просто избалована китайским сервисом. Потому что они все привозили на дом! Китайские приказчики, у которых в подчинении было довольно много курьеров из числа их соотечественников, занимались именно доставкой, развозом продуктов по городу.


Всем хозяйкам Владивостока в то время был известен приказчик Василий (китайское имя не сохранилось). Он хорошо владел русским языком. И как только в наш город приезжал с семьей или даже без семьи состоятельный человек и заселялся в дом или квартиру, на следующий же день Василий приходил к нему с визитом. Преподносил корзинку фруктов и вежливо говорил: вы занятой человек, работаете, устаете, ваша жена тоже вся в делах, зачем вам еще и на базар ходить? Вы скажите, какие овощи любите, какие фрукты, какой хлеб, и с завтрашнего дня вам будут рано утром все это привозить к двери дома. И ведь привозили!


Наивные русские власти


– Возникает и вопрос, насколько Миллионка подчинялась российским законам, – продолжает историк. – Увы, вообще не подчинялась. Это был замкнутый мир, в котором существовало свое торгово-промышленное сообщество, проще говоря, китайская мафия, ей и платили процент и торговцы, и содержатели борделей и игровых притонов. Тех, кто эту мафию возглавлял, мало кто знал в лицо, но важно было другое: все знали, что не заплатить им – себе дороже. Поэтому в городскую казну денег от притонов и борделей вообще не поступало, а мафии платили аккуратно. Так что можно твердо сказать, что российские законы во внутренней жизни Миллионки не работали. 


Но, конечно, городские власти, полиция пытались навести порядок. И нельзя сказать, что попытки эти были безуспешны. Но… Я много работала в архиве по этой теме, много чего перечитала. Так вот, в итоге мне стало жаль наших: и полицмейстера, и его подчиненных, и городскую власть. Потому что контролировать китайцев было невероятно сложно, они буквально из пальцев выскальзывали. Причем видно было, что власть старается, ищет, нащупывает какие-то способы организовать китайское сообщество, ввести его в рамки. 


Например, в 1890-х годах при выработке очередных правил по устройству китайского населения во Владивостоке наши думцы решили, что, вероятно, проблема заключается в том, что здешние власти плохо знают китайский менталитет. И они сказали: давайте мы создадим комиссию, в которую соберем известных в городе ориенталистов, то есть востоковедов, людей, которые понимают китайскую ментальность, культуру, пусть они объяснят нам, как общаться с китайцами. Да, собрали. Да, выслушали. И все равно не помогло…


Еще пример. Однажды гласным Думы Владивостока пришла в голову идея создать институт китайских старшин. Решили, что китайскую преступность на Миллионке трудно контролировать из-за языкового барьера, недоверия китайцев к русским. Так давайте, сказали умные головы, переложим контроль на плечи самих китайцев: пусть в каждом доме выберут уважаемого человека, он будет старшиной. Его обязанность – ставить в известность полицмейстера о том, кто на его территории нарушает закон и к кому надо принять меры… 


Наивные. За тот срок, что в городе просуществовал институт китайских старшин, с их стороны не было ни одного заявления о нарушении закона! А вот денежки – жалованье, пусть и небольшое, они исправно получали. Когда об этой истории со старшинами узнал губернатор в Хабаровске, разразился страшный скандал. Губернатор потребовал немедленно упразднить эту «должность», а казенные деньги расходовать умнее. 


Чума на вашу Миллионку!


– Разумеется, власти Владивостока старались навести на Миллионке хотя бы относительный порядок и другими способами, – рассказывает Анжелика Петрук. – Например, там регулярно проводились санитарные инспекции в лавках, банях, борделях. Так вот, читать эти санитарные отчеты просто страшно – в таких подробностях там описывается антисанитария, царившая на Миллионке. Не забывайте, что тогда ни о какой канализации и речи не шло, нечистоты выплескивались прямо на улицы. Плюс крысы, грязь, инфекции, криминал… 


Да, именно такой была легендарная для сегодняшнего горожанина Миллионка. 


И не раз Владивосток стоял на грани чумной эпидемии – она могла прийти именно из Миллионки. А сколько раз городским властям, врачам удавалось погасить вспышки холеры, честь им и хвала! В Чифу были эпидемии холеры в 1906 году, в 1920-х, а этот китайский город был связан с Владивостоком регулярными морскими рейсами… 


И я повторю: власти предпринимали множество попыток организовать, контролировать, привести в порядок китайский квартал и китайское сообщество в городе, но все они в целом терпели крах. Хотя и не были совсем безрезультатными. Даже советская власть далеко не сразу смогла справиться с Миллионкой и китайцами и решила этот вопрос жестко – выселением, депортацией через войсковую, по сути, операцию. А уж советская власть славилась своей железной рукой, все знают… 


Замечу, кстати, что события революции, интервенции, Гражданской войны мало влияли на жизнь Миллионки, по сути, только поверхностно ее касались. Она жила как всегда…


При этом продолжала существовать и внешняя, благопристойная часть Миллионки. Как я уже говорила, это нынешняя улица Адмирала Фокина, как раз та ее часть, которая сегодня является пешеходной. По ней охотно гуляли горожане, неспешно совершая променад к морю, на ней выступали китайские артисты вплоть до шпагоглотателей, там продавали вкусную еду с пылу с жару и ее охотно покупали. В общем, весь этот восточный, азиатский колорит отлично вписывался в концепцию Владивостока как мультинационального города. 

 

Детали

 

Помимо опие-курилен и публичных домов большой бедой Миллионки были игорные дома. Этот бизнес был незаконным, ни копейки налога не шло в городскую казну. А китайцы были азартны донельзя – Арсеньев писал, что трудно представить себе народ, который можно сравнить с китайцами в этом смысле. Он описывал дикие случаи, которые наблюдал в тайге, когда ставили на кон кусок кожи от живота, мизинец, который отрубали в случае проигрыша, собственную свободу, то есть шли в рабство, если проигрывали…

 
Банковок (так называли игорные дома) на Миллионке было множество, потому что организовать их было совсем несложно. Нужна была комнатка, которую хозяин сдавал игрокам внаем. В центре комнаты он ставил стол, накрывал белой скатертью, а на ней рисовали игровое поле. Все! При появлении полиции скатерть мгновенно сдергивалась, на столе появлялись чашки…


Китайцы играли с утра до вечера, хозяин посиживал в сторонке, а вечером получал 10 процентов от выигрыша банковки.


Окончание следует

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ