Колесу оборзения здесь не место

Не всякая архитектурная фантазия способна раскрыть душу Владивостока

6 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4245 от 6 дек. 2017

Пять проектов новостроек рассмотрели на очередном заседании градостроительного совета при администрации Владивостока представители архитектурного сообщества и городских властей. И все пять раскритиковали.

Давайте уважать соседей


Проект жилого небоскреба на Океанском проспекте, 85а вызвал наиболее жаркие споры. Заказчик предлагает возвести 25-этажное здание (первые три этажа – встроено-пристроенные помещения торгового центра, паркинга и детской площадки). На представленном проектировщиком плане отлично видно, что планируемая точечная застройка создаст проблемы жителям близлежащих домов. И не только им. Как было отмечено на заседании, выезд транспорта от новостройки усложнит и без того плотное движение от кольца Первой Речки до Дальпресса, кроме того, пешеходы лишатся части тротуара. А возле здания, по оценке специалистов, слишком мало парковочных мест и озеленения. 


– Мне проект не нравится, он слишком уплотняет застройку в этом месте, – отметил член градсовета Александр Котляров. – Здание слишком высокое, оно «задавливает» стоящие рядом дома. Этого не было бы, если бы вместо 25 этажей возвели десять. 


Участники заседания также указали на неуважительное отношение к соседям: здание, возвышаясь над ближайшими домами, заметно сократит им время освещенности солнцем. Проектировщик же возразил, что непрерывная инсоляция здесь укладывается в минимальный норматив, предусмотренный СанПиНом, – полтора часа. 


Что интересно, этот проект уже прошел стадию общественных слушаний и участвовавшие в них горожане его одобрили. Правда, как выяснилось на градсовете, на слушания, собравшие более 200 человек, не пришел никто из жителей близлежащих домов. 


Как предположила заместитель председателя городской думы Елена Новицкая, появление такого здания непременно спровоцирует скандал: местные жители все равно устроят митинг, когда появятся строительный забор и тяжелая техника. 


– Здание, конечно, современное, но вы им отсекаете и игнорируете соседей, неуважительно к ним относитесь. Жильцы выскажут отрицательное мнение, а депутаты их поддержат, – подытожила Новицкая. 


В результате обсуждения эксперты проект не одобрили и отправили на доработку.


На доработку ушел и второй проект – четырехэтажного спортивно-оздоровительного комплекса в составе жилого ансамбля «Невельской» на улице Невельского, 1. По мнению председателя градсовета Анатолия Мельника, непонятно, как это здание будет вписываться в окружающую архитектурную застройку, а его фасад сильно проигрывает соседним новостройкам.


Шамору надо спасать! 


Далее градсовет обсудил концепцию благоустройства нескольких участков второго пляжа на берегу бухты Лазурной – любимой всеми приморцами Шаморы. Авторы проекта предложили вымостить брусчаткой пешеходную дорожку вдоль побережья, сделав ее границей между капитальными строениями для круглогодичного использования и сборными беседками для летнего отдыха.


 Резко отрицательную оценку проекту дал заслуженный архитектор России Валентин Аникеев, считающий лоскутную застройку Шаморы в корне неверной. 


– Нужно поставить в известность и. о. губернатора о том, что департамент земельных отношений что хочет, то и творит, ему наплевать на генплан. Шамору надо спасать, пока не поздно! – заявил Аникеев. – Нужен проект всей зоны Шаморы, а не как сейчас, когда арендаторы разделили ее на участки и каждый строит кто во что горазд, превратив зону отдыха в клоаку.


 Эксперты согласились, что одним проектом невозможно навести порядок на побережье бухты в целом. И что требуется комплексный подход к благоустройству этого места. А заказчику посоветовали связаться с другими собственниками пляжей и разработать совместный эскиз. 


Банк, похожий на яйцо Фабереже?


Какими только эпитетами не наградили эксперты проект реконструкции здания Дальневосточного главка Центробанка на Океанском проспекте, 34: одни назвали его попыткой подражать Гауди, другие сравнили с пряничным домиком и даже яйцом Фаберже! Были и те, кто заступился за проект. Как они отметили, «здание, может, и выглядит напыщенно, но архитектор Руслана Ильинская уже несколько своих замыслов воплотила в кирпиче, и возведенные ею строения, может, и выделяются среди других необычными формами и деталями, но при этом не вызывают кондитерско-ювелирных ассоциаций». 


Никто не удивился, что у Валентина Аникеева и этот проект вызвал крайне негативную реакцию.


– Сколько можно издеваться над Россией! – возмутился он. – Под деловую застройку во Владивостоке выделена огромная территория между университетским кампусом и мостом. Вот туда и должен идти госбанк. Я глубоко убежден, что разместить банк на Океанском проспекте – это порочное и неправильное решение, которое решает только сиюсекундные вопросы, не понимая стратегического существа Владивостока. 


Экспрессивное выступление заслуженного архитектора попытался смягчить заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Петр Карпов, отметив, что новый проект намного лучше предлагавшегося ранее и, несмотря на свою необычность, имеет право на существование. 


– Пристройка здесь допустима: торец здания глухой, чтобы можно было пристроить что-то еще. Так застраивался весь город, особенно это заметно в его исторической части, – пояснил Анатолий Мельник. – В проекте есть, конечно, разухабистость и безудержная избыточность. Я бы так не сделал, но в этом и прелесть нашей профессии: если этого не сделаешь ты, сделает кто-то другой. Думаю, и заказчик, и автор осознают свою ответственность за то, что их имя будет связано с тем, что будет сделано.    


В итоге градсовет порекомендовал архитектору немного упростить фасад и грамотнее вписать его в существующую архитектуру.


А вы поняли суть города?


Последним перед градсоветом предстал проект колеса обозрения высотой 50 метров на 18 кабин. Инвестор из города Перми предложил разместить аттракцион на верхней площадке амфитеатра набережной Спортивной гавани, напротив кинотеатра «Океан». Как пояснили пермские архитекторы, место они выбрали за открывающиеся шикарные виды, которые тут же продемонстрировали на видео, снятом квадрокоптером на высоте 50 метров. 


Вид на море и набережную действительно получился шикарный, а вот высоты над улицей Светланской, которая начинается именно здесь, явно не хватало. Наверное, поэтому эксперты поинтересовались, возможно ли установить колесо большей высоты. Представитель компании заверил, что они могут установить и 65-метровое, и даже 100-метровое колесо обозрения. 


– Это самостоятельная архитектура или парковый объект? – попросил уточнить Аникеев. – Если речь идет о том, что ваше колесо оборзения (оговорка, возможно неслучайная, развеселила собравшихся. – Прим. авт.) – это городской ландшафт многоцелевого назначения, это одно, а когда парковая архитектура – другое. Мое глубокое убеждение, что место выбрано не очень удачно. Надо внимательно посмотреть, какие видовые точки в городе дадут возможность прибавить еще 50 метров высоты, чтобы обозревать местные красоты.


К слову, пермская компания уже разместила подобные колеса обозрения в нескольких российских городах, причем это всесезонные аттракционы с теплыми кабинами. 


– Колесо само по себе – объект хороший и нужный. Но объект должен соответствовать среде, чтобы его размещение там было обоснованным, – подчеркнул Анатолий Мельник. – Размещение же в этом месте – принципиально неприемлемая концепция. Вам сначала нужно понять суть города, его душу. А для этого придется провести большую работу на месте. Вы решили разместить объект там, где этого категорически нельзя делать. 


В итоге концепцию тоже отправили на доработку. Архитекторам из Перми, видимо, придется тщательнее изучить визуальные и пешеходные связи Владивостока, чтобы не противостоять им, а учитывать и вплетать в свою концепцию. Впрочем, авторам остальных проектов эти знания тоже не помешали бы.

    

Автор: Вадим КОЧУГОВ