Очередь на кресло

Впервые в России: 60 претендентов желают занять пост главы города

6 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4245 от 6 дек. 2017
47.jpg

Следующий градоначальник в приморской столице будет избираться не населением,  а опосредованно – открытым голосованием депутатов городской думы. Кто же те люди, которые претендуют на кресло мэра? И насколько новая процедура назначения главы администрации Владивостока отвечает чаяниям горожан?

В этих непростых вопросах попытались разобраться эксперты в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».


– В 2015 году в Приморском крае прошла реформа местного самоуправления, – напомнил предысторию введения новой процедуры политолог Павел Наливайко. – Согласно новым правилам прямые выборы глав муниципальных районов и городских округов были отменены. Вместо них была утверждена модель избрания глав депутатами представительных органов власти. В случае с Владивостоком – городской думой. 


Все заявки от претендентов поступают в специальную конкурсную комиссию, состоящую из восьми человек. Четверо из них предложены губернатором, четверо являются депутатами Думы Владивостока. После того как комиссия проверит наличие всех необходимых документов у претендентов и правильность их оформления, будет составлен список для голосования. Победитель будет выявлен на одном из заседаний думы города путем открытого депутатского голосования. 


Спрос – ажиотажный 


Количество претендентов на пост главы Владивостока, извините за каламбур, создало прецедент: заявления о своем желании занять кресло мэра подали 60 человек. В последний день регистрации, 4 декабря, в конкурсную комиссию обратились сразу 14 кандидатов. В числе зарегистрированных – исполняющий обязанности главы администрации Владивостока Алексей Литвинов.


В новейшей истории России нечто подобное было зафиксировано только в Омске, где главу города выбирали месяц назад, в начале ноября: там конкурсная комиссия по отбору кандидатов на пост мэра приняла заявки от 55 человек, причем в последний день зарегистрировались 18 из них. Даже на кресло мэра Москвы в 2013 году претендовало меньше народа – 38 человек. 


К слову, сейчас, одновременно с приморской столицей, в активном поиске градоначальника находится Самара. Там с 20 ноября по 4 декабря появилось аж семь кандидатов на пост мэра. Правда, мэрский конкурс в городе на Волге продлится еще три недели, до 18 декабря, так что у Самары пока есть шансы переплюнуть город нашенский. Хотя, как говорил товарищ Сухов, это вряд ли… 


Кабы я была главою…


Но вернемся во Владивосток. Среди наших выдвиженцев кого только нет: и бизнесмены, и политики, и сторожа, и безработные. 


В ходе программы корреспонденту «Леммы» удалось дозвониться до одного из претендентов на пост главы города. Татьяна Рындина – майор милиции в отставке, председатель некоммерческой организации Фонд помощи многоквартирному жилому дому Подножье, 28 «Юбилей».


– Я жительница острова Русского, пенсионерка, 20 лет прослужила в органах внутренних дел, после чего еще 12 лет отработала в администрации Владивостока на разных должностях, – рассказала кандидат о себе. – Сегодня занимаюсь общественной деятельностью. 


– Мы с вами хорошо понимаем, что шансов у вас нет, – заметил Андрей Калачинский. – Но было бы интересно узнать: если бы случилось чудо и вы все-таки стали мэром, что бы вы сделали в первую очередь? 


– Первое: сделала бы тщательный, подробный и скрупулезный анализ структуры администрации города, – ответила Татьяна Рындина, не обидевшись на слова ведущего. – Не для того, чтобы огульно сократить какое-то количество сотрудников и потом отчитаться в средствах массовой информации. Я бы сделала это для упорядочивания. Какие-то структурные подразделения должны быть увеличены в штатном плане, а какие-то уменьшены. Какие-то вообще ликвидированы за ненадобностью, а какие-то созданы. И обязательно аттестация каждого муниципального служащего, начиная с самой низкой должности. 


Второе: обратила бы особое внимание на сферу ЖКХ. И третье: занялась бы предметным развитием островных территорий, особенно в дорожном плане. 


Своим видением управления городом поделился еще один претендент на мэрское кресло – солист ансамбля песни и пляски ТОФ Сергей Мильвит, который также возглавляет НКО «Горожанин и Гражданин». 


– Занимаясь общественной работой, я увидел множество проблем, не дающих городу развиваться, – рассказал он. – Это и точечная застройка, и незаконная вырубка леса, и платные стоянки. Если бы я стал главой города, я бы ставил интересы его жителей выше интересов бизнеса, защищал бы права обычных граждан на комфортную жизнь. 


Две воли


Андрей Калачинский подчеркнул, что среди множества претендентов на пост мэра Владивостока достаточно людей ответственных, грамотных и настроенных серьезно. Однако такого ажиотажа никто не ожидал. 


– Дело в том, что грядущее избрание главы города – это реальный шанс на перезагрузку системы управления приморской столицы, – считает Александр Шемелев, юрист. – Эксперты отмечают, что шанс этот – результат того, что сошлись два серьезных фактора и две воли. Два человека создали такую возможность. Это президент России Владимир Путин, назначивший нового врио губернатора Андрея Тарасенко, и экс-глава Владивостока Игорь Пушкарев, который в связи с избранием нового главы региона оставил свой пост и дал шанс на перезагрузку. Еще два месяца назад, когда Приморьем руководил Владимир Миклушевский, подобную ситуацию трудно было представить. 


Сначала дела, потом одобрение


Андрей Калачинский обратил внимание собеседников на то, что будущему градоначальнику предстоит завоевать доверие людей постфактум. Не перед выборами, а после них. 


– Насколько жители Владивостока будут считать нового главу администрации своим достойным представителем? – спросил ведущий у экспертов. – Как они будут к нему относиться? Все прежние отношения были построены на ярких предвыборных кампаниях, где благодаря конкурентной борьбе мы узнавали о кандидатах все, что только можно. И плохое, и хорошее. Теперь мы практически ничего не знаем о претендентах. 


– Вы ставите вопрос о легитимизации будущего главы приморской столицы, – отметил Павел Наливайко. – Проще говоря, об одобрении большинством той или иной кандидатуры. Я бы здесь выделил два момента. Первый: нового главу будут выбирать депутаты гордумы, которых горожане сами выбрали в прошедшем сентябре. Они проголосовали за них и наделили их представительскими полномочиями. Второй момент: вопрос легитимности решается довольно быстро. Новый глава администрации, пришедший во власть с понятной программой и понятным перечнем действий, занимающийся чисто хозяйственными вопросами, априори не будет вызывать никаких претензий у населения, если будет действовать профессионально. Человек должен проявить себя, и тогда вопросы легитимности исчезнут из повестки сами собой. 


  Александр Шемелев привел в пример общероссийскую практику.


– В стране, если я правильно помню, осталось только десять городов – столиц регионов, в которых сохранились всенародные выборы мэров, – рассказал он. – Во всех остальных муниципалитетах выборы заменены на конкурсную процедуру. И, как показал опыт первых лет, эта процедура нигде не вызвала глобальных, серьезных нареканий. Более того, были сэкономлены приличные бюджетные средства на проведение выборных кампаний. Выделю особенно один нюанс. 


С человеком, избранным на эту должность на конкурсной основе, заключается контракт, как с работником. И существуют возможности его досрочного расторжения. Считается, что таким образом устанавливается более строгий контроль за работой градоначальника. Жители города, если они недовольны деятельностью главы, могут апеллировать к своим депутатам, к губернатору, к полпреду. Вся мощь народного недовольства и государственного контроля висит над головой назначенного главы администрации как дамоклов меч. 


Исправленная процедура


– Прямые выборы давали мэру некую независимость, – напомнил Андрей Калачинский. – Самостоятельность, которая позволяла вести себя гордо перед представителями региональной власти. Даже если губернатор и мэр когда-то были союзниками, почти приятелями, кончалось все тем, что они начинали противоречить и противостоять друг другу. Новая процедура избрания глав муниципалитетов призвана была, по идее, снять возможность такого конфликта. Однако, как показал пример Большого Камня, конфликты имеют место и в новых условиях.


По словам Павла Наливайко, Большой Камень стал «первопроходцем» процедуры назначения мэра. 


– Более того, в Большом Камне использовали модель «двуглавой» системы муниципального управления, – подчеркнул политолог. – Это когда одновременно в городе действуют сити-менеджер, занимающийся хозяйственными вопросами, и собственно глава городского округа, который исполняет представительские функции. Во Владивостоке же эти полномочия будут замкнуты на одного человека. Действительно, «двуглавую» систему в Приморье ввели в 2015 году, набили на ней шишек и сегодня уже отказались от нее. Это нормальный процесс.


Группа незнакомцев


Большинство фамилий в списке претендентов на мэрский пост ничего не говорят обычному горожанину. 


– Всего подали документы 60 кандидатов. Это представители различных профессий, различных слоев общества, – отметил Павел Наливайко. – Из известных политиков можно выделить депутатов ЗС ПК Константина Богданенко и Игоря Чемериса, также есть представители крупного бизнеса. Например, Виталий Веркеенко, генеральный директор ТРК «Приморское кольцо». В остальном же это люди либо совсем неизвестные, либо известные в узких кругах.


– Зачем тогда они выдвинулись? – задал закономерный вопрос Андрей Калачинский. – По принципу «а почему бы и нет»? 


– Сейчас идет только первый этап конкурса, – пояснил Павел Наливайко. – И на данном этапе принцип открытости и демократичности проявил себя на полную мощь. Ограничений практически нет. Вот и подали заявление, можно сказать, все кому не лень. По предварительному составу желающих можно судить, что многие устроили некую игру. Выдвинулись то ли на спор, то ли чтобы просто попробовать свои силы. Многие, я думаю, даже не читали положения о конкурсе, в котором предполагается и собеседование, и готовая программа действий, и знание нормативно-правовой базы. Это все не так просто. Но это только первый этап. На втором этапе конкурсная комиссия будет оценивать профессиональные навыки кандидатов, проводить личные собеседования, заслушивать программы развития города. То есть отбирать самых достойных. И тут уже, скорее всего, случайных людей и «спорщиков» не останется.


– Во Владивостоке мы привыкли воспринимать выборы как некое политическое шоу, – поделился мнением Александр Шемелев. – Привыкли к столкновению ярких личностей, к определенной борьбе. Вместе с тем с точки зрения политической практики Владивосток сегодня мало чем отличается от других территорий. Здесь действуют общие и понятные для всех правила. Ни у кого из серьезных кандидатов нет желания превращать конкурсную процедуру в политическое шоу. Городу нужен управленец, и все это понимают. Политика, как известно, это искусство возможного. Человек, который победит в конкурсе, будет устраивать если не всех, то почти всех.

 

Автор: Евгений СИДОРОВ