Остров Преображение
Поселковому здравоохранению не поможет даже прокурор. Он не хирург и не проктолог
Продолжение. Начало в номере за 22 ноября
В этом населенном пункте, окруженном, будто остров, морем и лесами Лазовского заповедника, до которого можно добраться только на самолете или на автомобиле (и то, если погода позволит), недавно побывал наш корреспондент.
Сегодня – продолжение рассказа о поселке Преображение и его жителях.
Медицина есть – здравоохранения нет
Если верить классику, то в России испокон веков было две беды – дураки и дороги. На мой взгляд, населению Преображения в уме не откажешь. Причем вне зависимости от возраста, должности и профессии (какие талантливые и неординарные люди живут здесь, мы вам расскажем в следующем номере). Поэтому вторая беда поселка помимо разбитой дороги, связывающей его с районным центром, – местное здравоохранение. Об этом я узнал в первый же час своего приезда от дежурной в общежитии, где поселился.
– В нашей поликлинике нет специалистов. Один терапевт работает два часа в день, а ей уже под 70 лет. И она сама больной человек. Хирурга нет, операции у нас не делают. Невропатолог тоже один, и к нему не попадешь. Мы сюда приехали в 70-х годах как молодые специалисты, и здесь все было. Больница – шикарная, где даже сложные операции делали, и желчный пузырь удаляли, и по гинекологии тоже резали. Раньше было четыре педиатра, три хирурга, четыре гинеколога. Сейчас женский врач в поликлинике только один. Есть роддом, но почему-то всех отправляют рожать в город. Говорят, что аппаратура для анестезии не работает, устарела, – «сдавала» местное здравоохранение словоохотливая Надежда Алексеевна. И посоветовала посетить здешнюю больницу, чтобы «увидеть это безобразие своими глазами». – Мне вот 65 лет, здоровье уже неважное, а я не могу получить квалифицированное медицинское обслуживание.
Посетил, увидел. И на первый взгляд ничего удручающего или сенсационного не заметил. Местная больница в три этажа – филиал КГБУЗ «Лазовская центральная районная больница». Построена в эпоху бесплатного медицинского обслуживания, гарантированного Конституцией РФ, когда громкий слоган на транспарантах «Все для блага человека» был не пустыми словами. Здание стационара соединено переходом с поликлиникой, что очень удобно для медперсонала и пациентов.
Судя по расписанию приема врачей, вывешенному на первом этаже поликлиники, специалистов здесь действительно нет, как и говорила Надежда Алексеевна. Чтобы получить заветный талончик на прием, например, к терапевту, люди занимают очередь с 6 утра.
Между тем, по словам медперсонала, стенду с расписанием верить нельзя: информация на нем безнадежно устарела. Список такой же древний, как и здешний флюорограф 1989 года выпуска. Аппарат прошлого века ломается пять раз в году. Техники уверяют, что его давно пора отправить в утиль, а он скрипит, но как-то работает. И еще неизвестно, не опасен ли он для пациентов. В рентгенкабинете последний раз оборудование меняли 10 лет назад. Такая же печальная ситуация с техникой и в кабинете стоматологии. Ей вообще больше 30 лет.
Как рассказал корреспонденту «В» главный врач Преображенской больницы Владимир Горох, он регулярно подавал заявки в департамент здравоохранения на новое медицинское оборудование. И всякий раз ему либо отказывали по разным причинам, либо вообще отмалчивались. Хотя нуждающихся в качественной медпомощи в Преображении не меньше, чем в той же Находке, – с учетом населения близлежащих сел. Потому что до районной больницы около 90 км. И до нее еще нужно успеть добраться по плохой дороге. Хорошо, что в крае сейчас есть медицинский вертолет. Можно надеяться, что если уж совсем кранты, то прилетит.
Помощь стала услугой
Несмотря на свой возраст, больница, ее внешний и внутренний вид, произвели на меня благостное впечатление. Особенно качественный ремонт в палатах терапевтического отделения. Правда, в коридоре ремонт не закончен из-за отсутствия средств. Но главврач Горох надеется, что ремонтная эпопея когда-нибудь закончится.
– Каждый год согласительная комиссия и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) утверждают нам объем оказания медицинской помощи. И мы его должны выполнять. Если же перевыполняем, то переработку нам не оплачивают. Но ведь бывают сезонные вспышки заболеваний, которые трудно прогнозировать, – констатирует Владимир Горох. – У нас два года не было штатного хирурга. И хотя я сам по специальности хирург, я – главный врач, и у меня определенные ограничения на совмещение с основной работой. Хирургия – это не та специальность, которую можно совмещать. Ей надо отдаваться полностью. Сейчас у нас появился хирург Яцевич. Я прошу департамент здравоохранения: добавьте нам объем операций, он за месяц их выполнил. И как нам дальше работать? Молчат. А нам дали объемы хирургической помощи на основании данных предыдущих двух лет, когда хирурга у нас не было.
По мнению Владимира Николаевича, развал и бардак в отечественном здравоохранении начался, когда медицину сделали отраслью. И когда медпомощь заменили словом «услуги». Потому что отрасль должна зарабатывать деньги, чтобы себя содержать. А в погоне за прибылью забыли о человеке.
– ФОМС и страховые компании – это гидра, которая постоянно делится на мелкие фирмы и фирмочки, а в результате на конце щупалец этой гидры наш бедный пациент. Которому государство якобы гарантирует бесплатную медицинскую помощь, но, куда ни сунься, везде нужно платить, – с горечью признает главный врач Преображенской больницы.
Как рассказал корреспонденту «В» один из жителей поселка, он раз в году проходит в местной поликлинике медицинскую комиссию у трех врачей.
– В одном лице – психиатр и нарколог. В одном лице – окулист и терапевт, он же подписывает заключение медкомиссии. И еще одно лицо – хирург, он же отоларинголог. Разве это качественная медицина, о которой нам говорят с экранов телевизоров? Недавно друг лежал в больнице – один на всю больницу. Говорит, если бы не тяжелая пневмония, отправили бы домой, приходил бы только на капельницы и уколы. Потому что нет врачей, – рассказывает парень.
Медицина в поселке стареет
Главврач Горох согласен: узких специалистов в подведомственном ему учреждении здравоохранения не хватает. А откуда бы им взяться, если молодые врачи не едут в Преображение даже за обещанный миллион рублей или отказываются ехать из города в глубинку. Для них здесь нет ни перспектив профессионального развития, ни благоустроенного жилья. На жилищном строительстве в поселке поставили крест около 30 лет назад, а заработная плата не позволяет платить за съемную квартиру.
По словам Владимира Николаевича, несколько лет кряду из выпускников их поселка, а также из других населенных пунктов района никто в медицинский университет не поступил. В медучилище, правда, поступали, но без конечной цели вернуться назад. Свою негативную роль в комплектации кадрами медучреждений сыграла перестройка в здравоохранении, когда ради оптимизации произошли сокращения и объединения лечебных учреждений. Тогда не было стабильности и в работе, и в зарплате. И люди боялись идти в государственную медицину.
– Два года назад к нам пришла девушка из села Беневского. Хочу, говорит, поступать в медицинский университет по целевому договору. Это когда мы оплачиваем ей обучение, а потом гарантируем рабочее место и какие-то льготы. Я ее спрашиваю:
– Каким специалистом вы хотите стать?
– Косметическим врачом, – отвечает.
А нам косметологи не нужны! Фыркнула и ушла. Нам нужен анестезиолог-реаниматолог. Но где его взять, не знаю, – вздыхает доктор Горох.
Честно говоря, перспектива с обновлением персонала в Преображенской больнице нулевая. Если, конечено, не произойдет позитивных изменений в здравоохранении. Сегодня средний возраст сотрудников здешней здравницы около 50 лет. К примеру, терапевту Людмиле Ивановне Коваль и ее супругу хирургу Алексею Васильевичу под 70, но они еще работают. Потому как замены им нет. Правда, Алексей Иванович уже не оперирует.
Кстати, вопреки досужим утверждениям, что в больнице нет аппаратуры для анестезии, это не так. Два года назад в операционной установили американский аппарат фирмы «Дженерал Электрик».
Забота наша такая…
Отсутствие узких специалистов в сельском здравоохранении, и не только в Преображении, призваны компенсировать автопоезда «Забота», формируемые департаментом здравоохранения. Эти медицинские «агитбригады» время от времени отправляются по Приморью оказывать помощь населению. Но, как рассказали жители Преображения, толку от их визитов мало. Во-первых, пока врачи доберутся до их поселка, они выдохнутся и устанут. Во-вторых, ничего, кроме осмотра и беседы с пациентом, они не предлагают. Потому что приезжают без медицинской техники. И после обследования советуют обратиться в краевые лечебные учреждения, если есть такая необходимость. И все! Более того, до финишной прямой – в данном случае до Преображения – добираются не все. Местные жители вспоминают, как несколько лет назад автопоезд «Забота» приехал к ним без хирурга. Оказалось, что врач загулял у своего приятеля в поселке Лазо, откуда его два дня не могли вытащить, так ему было хорошо.
Раз в году в поселок наведывается бригада медиков из лечебных учреждений Владивостока. В ее составе – кардиолог, невролог, окулист, дерматолог, гинеколог, аллерголог, пульмонолог и другие узкие специалисты. С собой они привозят необходимое медицинское оборудование, вплоть до аппарата УЗИ. Они также проводят осмотр пациентов, но за определенную плату. Стоимость приема – 1200 рублей, обследование УЗИ – 1000–1600. Но люди им рады, сетуют только, что прием врачи ведут не в больнице, а в помещении на территории БТФ, что крайне неудобно для населения. А в соседнем селе Беневском – в фельдшерско-акушерском пункте.
Дума не озадачилась
Между тем по поселку ходят разговоры: в проблемах больницы виноват главврач. Мол, он ничего не делает, чтобы привлечь специалистов. Потому что сам собирается увольняться. На что Владимир Николаевич отвечает прямолинейно:
– Я никуда не ухожу и не собираюсь никуда уезжать. С главными врачами департамент здравоохранения заключает контракт. Мой контракт заканчивается 24 ноября. Я буду здесь работать, но, скорее всего, в другой ипостаси. Это мой третий приход на эту должность. Первый раз, когда больницы объединяли. Я был против этого объединения, потому и ушел. Тогда за год поменялось три главных врача, но стало еще хуже. И мне предложили вернуться. На тот момент у больницы было 28 млн рублей долга, арестованы все банковские счета, коллектив не получал зарплату до трех месяцев. Это был конкретный жвах. Народ выходил на митинги, чтобы добиться зарплаты. Я вернулся, поговорил с коллективом, коллектив меня поддержал. И мы потихоньку стали исправлять положение, – говорит доктор Горох.
Критическая ситуация в больнице поселка Преображение даже разбиралась несколько лет назад на заседании у вице-губернатора Дроздовой, где присутствовал и Владимир Горох. Когда его обвинили в ничегонеделании, он не стал оправдываться и написал заявление об увольнении по собственному желанию. Последний раз на должность главного врача его пригласили три года назад. И он попросил время на раздумье, а потом принял предложение.
– Я лишен зуда быть начальником. Контракт у меня заканчивается. Если вышестоящее руководство сочтет нужным оставить меня на этой должности, буду работать. Если нет, то не буду кричать: «Хочу быть главным врачом!» Если кто-то думает, что зарплата у главврача самая большая, то это глубокое заблуждение. У нас есть специалисты, которые получают в 1,5-2 раза больше меня. И меня это нисколько не задевает, наоборот, радует. Пусть люди зарабатывают – может, останутся в медицине, – признается Владимир Горох.
Кстати, по его словам, больницу никто закрывать не собирается.
По меткому выражению одного депутата районной думы, жителя поселка Преображение, сегодня на главврача больницы поселка Преображение вешают всех собак.
В то же время за 6 лет своей работы Дума Лазовского муниципального района ни разу на своих заседаниях не озадачилась проблемами здравоохранения в районе.
Даже если в Преображение приедет бригада прокуроров и напишет гору постановлений по поводу нехватки медперсонала и по фактам непредоставления населению медицинских услуг, то ситуация в больнице все равно не улучшится. Прокуроры – не гинекологи, не проктологи и не окулисты.
– Одна надежда на Андрея Владимировича Тарасенко. Пусть приедет, посмотрит, что творится с нашей медициной. А то краевые власти нас совсем забыли. Как-то приезжал в поселок Миклушевский, его хорошо встретили на БТФ, а с населением он не встречался. Был у нас депутат Ахоян. Перед выборами обещал нам золотые горы. Даже мост грозился отремонтировать через речку Соколовку. Только лишь бы мы за него проголосовали. И что? Где теперь он и где мы? – возмущаются местные жители.
Остается добавить, что в таком же бедственном положении и Центральная районная больница в поселке Лазо. Там четыре отделения – родильное, детское, хирургическое и инфекционное – стали убыточными из-за применения подушного норматива при расчете тарифа обязательного медицинского страхования. Но закрыть их невозможно: ближайшая больница находится в городе Партизанске, это 200 с лишним километров по грунтовой дороге с тремя перевалами, которая не всегда содержится на качественном уровне.
Поселок типа городской
По мнению местных депутатов, ситуацию с оттоком населения из Преображения, в том числе и медицинских работников, могло бы улучшить, во-первых, жилищное строительство, в том числе недорогих квартир для молодых семей. Во-вторых, организация новых рабочих мест. И здесь свое слово должна сказать администрация поселка, у которой, к сожалению, нет лишних денег на развитие Преображения. Кстати, численность населения Лазовского района ежегодно сокращается – только за последние 5 лет уменьшилась на 7,3 %. Свою негативную лепту в эту статистику внес и поселок Преображение.
Иными словами, были бы деньги – не было бы проблем. Но сегодня годовой бюджет Преображенского городского поселения не более 23 млн рублей. На такие деньги не разгуляешься, когда вокруг много проблем, а источник пополнения поселковой казны, по большому счету, один: градообразующее предприятие – Преображенская база тралового флота (БТФ). И новых солидных источников дохода в ближайшее время здесь не предвидится. Единственная возможность заработать – изменить статус Преображения, то есть перевести его из поселка городского типа в поселок сельского типа. Эта трансформация даст бюджету района и, соответственно, его жителям дополнительно не менее 25 млн рублей ежегодно. Потому что система «прицепного финансирования» ориентирована на поддержку сельской местности со всеми вытекающими. И уже давно себя зарекомендовала с позитивной стороны.
Так, для предприятий и населения новой муниципальной формации тариф на электроэнергию снизится на 17 %, а работники здравоохранения получат надбавку в размере 25 % к заработной плате. Мелочь, а приятно. Возможно, эта доплата заставит кого-то задуматься, стоит ли уезжать в город или менять место работы.
Свои плюсы помимо финансовых приобретут и сельские учителя. К примеру, в городской школе количество учеников в классе не может быть меньше 25 человек. А в сельской местности – не больше 14. Отсюда соответствующие физическая и эмоциональная нагрузки на преподавателей и на детей. Не говоря уже о духоте из-за стесненности в помещении.
Депутаты районной думы рассказывали, что вопрос о переводе Преображения из поселка городского типа в поселок сельского типа давно висит в воздухе. Потому что из-за «городского» статуса недофинансируется не только данный населенный пункт, но и Лазовский район. Но, как оказалось, жители Преображения, у которых аллергия на слово «деревня», не захотели жить в сельской местности. Даже номинально. Ко всему прочему, если бы поселок изменил статус, то местной администрации пришлось бы часть полномочий передать району. Прежде всего финансовых. Соответственно, денежные поступления от налогоплательщиков переориентировались бы на бюджет района. А это уже потеря незалежности, что не всем здесь пришлось по нраву. Как будто поселок – это частная собственность. Впрочем, время покажет, кто был прав.
Между тем смена статуса населенного пункта – процедура накатанная и безболезненная. Так, в Приморье в 2013 году «сельскими» стали поселки городского типа Горные Ключи и Тавричанка. И никто из местных не сопротивлялся. Потому что экономическая выгода налицо. Самостийность – это, конечно, хорошо, но только статус на хлеб не намажешь. Особенно при нынешних ценах на продовольствие и услуги ЖКХ.
Вывод отсюда нерадостный. Поселок с населением почти семь тысяч человек с оптимистичным названием Преображение должен преображаться... Будем на это надеяться.
Когда верстался номер.
Как стало известно «В», контракт с главным врачом Преображенской больницы Владимиром Горохом был продлен еще на год.
Окончание в следующем номере.
Владивосток - Преображение - Владивосток
Автор: Сергей КОЖИН