Скрестить коня и трепетную лань
Соблюсти баланс между коммерческими проектами и фундаментальной наукой - вот современная задачка для ученых.
Соблюсти баланс между коммерческими проектами и фундаментальной наукой - вот современная задачка для ученых.
Кажется, в последнее время мы научились ничего больше не ждать от приезжего высокого начальства, давно поняв, что руководители разного ранга приезжают и уезжают, а проблемы остаются почти в первозданном виде.
Президент Российской академии наук академик Юрий Осипов, который почти всю минувшую неделю провел в Приморье, денег науке, естественно, тоже не обещал, сообщив лишь печальное: бюджет на науку в связи с правительственным планом экономии средств секвестрировали на 30 процентов, клялись и божились, что урезанный-то уж точно выполнят, но не выполнили...
Целью поездки президента РАН, по его словам, стали знакомство с крупным и далеко не последним подразделением академии - Дальневосточным отделением РАН, обсуждение ряда важнейших проблем на месте, поиски решений. Наблюдатели сообщают: кажется, Юрий Сергеевич такого не ожидал. Ну как в Москве представляют Владивосток, особенно благодаря газетам и ТВ: тьма, забастовки, нищета. А тут вдруг на месте выясняется, что вопреки всему ученые выполняют блестящие работы. Вопреки всему гостеприимны, жизнерадостны, и мысль неостановимо бьет ключом.
“Поверьте, это все - как глоток свежего воздуха”, - вдохновенно говорил Юрий Осипов коллегам на заседании президиума ДВО РАН, в котором московская делегация приняла участие. Эту мысль поддержал и вице-президент РАН академик Николай Лаверов: в академии наук началось мощное движение, ученые многих институтов страны в последние годы начали выходить на уровень исследований, который еще несколько лет назад и не снился.
Что же кроме положительных эмоций можно записать “в актив” визита?
Академик Осипов пообещал поддержать дальневосточников в деле отстаивания социальной сферы ДВО - медобъединения и детских садов. Именно надвигающаяся потеря прекрасной (и бесплатной пока) больницы и садов вывела недавно научную общественность на гострассу - это был настоящий акт отчаяния. “Все академические центры по стране сохранили подобные объекты, вам просто не хватило настойчивости, - сказал Юрий Сергеевич. - Надо с осознанием своей полной правоты идти по кабинетам правительства, и вопрос будет решен в вашу пользу. А бумага, будто принято окончательное решение об отторжении медобъединения от ДВО, - просто подлог”.
Глава академии пообещал также помочь финансами в деле завершения важнейшего телекоммуникационного проекта института автоматики и процессов управления. Новая система поднимет на принципиально новый уровень работы не одних только “автоматиков”, но и ученых других институтов.
Были и другие исследования, с которыми академик Осипов знакомился прямо в лабораториях и авторам которых, наверное, можно рассчитывать на поддержку и влияние гостя в московских кругах власти. Скажем, поиск нефти на шельфе восточной Арктики.
И все же самый сильный акцент руководство академии ставило на ином. Пора коммерциализировать многие и многие научные проекты, самим создавать опытные производства либо искать партнеров, развивать идеи, материализуя их в виде технологий. Накоплен огромный потенциал - самое время пускать его в дело. Сложилось даже впечатление, что москвичи попросту были вынуждены “поучить” коллег приемам, где и как взять деньги, убеждая, что поиск заработка - вполне “царское” дело.
“Я удивлен и встревожен, что ни один научный коллектив ДВО не показал заинтересованности участвовать в нефтяных проектах на Сахалине, - сказал Юрий Осипов. - Нужно без промедления внедряться туда - идеями, технологиями, разведкой месторождений, экологическими программами”.
Мысль московского коллеги поддержал председатель ДВО РАН академик Георгий Еляков: видимо, ученый люд должен воспринять мысль о многократном уменьшении финансирования как данность и начать искать вполне научное решение - так сказать, прикладной аспект теории.
Скажем, если за многие годы не выделено ни копейки на научные экспедиции в море, стоит “сбрасываться” грантами ученым не только разных дальневосточных институтов, но и всей страны, планируя комплексные экспедиции. Очень нужна еще и поддержка региональных бюджетов.
Однако эта самая спасительная коммерциализация - опаснейшая штука, в том сошлись все ученые. Во-первых, талантливый ученый, увы, никогда не станет даже средним коммерсантом - только плохим. Исключения - редкость. Во-вторых, сосредоточенность на коммерческих проектах - это заведомо потеря фундаментальной науки. И значит, потеря науки вообще. Безвозвратно. Баланс между деньгами и полетом мысли сложен. Только выбора, похоже, нет.
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"